Финансы как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:42, реферат

Описание работы

П Л А Н
Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Основными количественными характеристиками национального дохода являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт - это денежная оценка - т. е. стоимость в рыночных ценах - товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории в течение года, а валовой национальный продукт - это денежная оценка товаров и услуг, произведенных в течение года резидентами данной страны, как на ее территории, так и за границей

Содержание работы

Введение
1) Сущность и назначение финансов
2) Основные функции финансов
3) Характеристика финансового механизма
4) Финансовые ресурсы и финансовая система
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реф3.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

П Л А Н

 

Введение

1) Сущность и назначение финансов

2) Основные функции финансов

3) Характеристика финансового механизма

4) Финансовые ресурсы и финансовая система

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Финансы — это экономический  инструмент распределения и перераспределения национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Основными количественными характеристиками национального дохода являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт - это денежная оценка - т. е. стоимость в рыночных ценах - товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории в течение года, а валовой национальный продукт - это денежная оценка товаров и услуг, произведенных в течение года резидентами данной страны, как на ее территории, так и за границей. Именно с учетом размеров валового национального продукта и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему статистике валового национального продукта придается большое значение во всех странах. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием национального дохода и его использованием. Кроме того, современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Во-первых, к таким потребностям относятся такие публичные блага, как национальная безопасность, почта, общественный транспорт и т. п. Во-вторых, на определенных этапах исторического развития только государство может финансировать атомную промышленность, космические исследования. Распределительные процессы в экономике происходят не только через финансы, но также через цены и кредит. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов не только обеспечить потребности государства, организаций и частных лиц в денежных средствах, но и организовать контроль над расходованием финансовых ресурсов. Финансы это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги в свою очередь являются обязательным атрибутом существования финансов, нет денег, нет финансов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

 

1) Сущность и назначение  финансов

 

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

• организациями в  процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и  услуг.

• организациями и  вышестоящими структурами при создании централизованных фондов денежных средств  и их распределении.

• государством и организациями при уплате организациями налогов в бюджетную систему для финансирования государственных расходов.

• государством и частными лицами при внесении ими налогов  и добровольных платежей, организациями, частными лицами и внебюджетными  фондами при внесении платежей и получении ресурсов,

• отдельными звеньями бюджетной  системы, органами имущественного и  личного страхования, организациями  и частными лицами при уплате страховых  взносов и при возмещении ущерба (при наступлении страхового случая), организациями в процессе кругооборота их фондов.

Финансы это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги в свою очередь являются обязательным атрибутом существования финансов, нет денег, нет финансов.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда  производителей, а финансы это  экономический инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства  представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов. Производство Распределение – Обмен - Потребление – Производство.

Производство  личное. Каждый исследуемый цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой для удовлетворения разнообразных потребностей. При чем это происходит в обезличенной форме. Рассмотрим процесс воспроизводства с точки зрения возникновения финансовых отношений. Процессы производства и потребления никак не связаны с движением денежных средств, поэтому отсутствие этого движения, свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств, происходит на второй и третьей стадии процесса воспроизводства: распределение и обмен. Однако, характер движения стоимости на этих стадиях различен, это не позволяет обе отнести к сфере финансов. В третьей стадии обмена распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную, т.е. совершаются акты купли и продажи. Отчуждение самой стоимости не происходит, она меняет свою форму с денежной на товарную форму. Происходит встречное движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, другая – в товарной форме. Но только во второй стадии движения стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости общественного продукта пот целевому назначению и субъектам хозяйствования.

Критерии отнесения  тех или иных отношений к финансовым отношениям являются:

1) реальное движение  денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому;

2) распределительный  характер этих отношений;

3) место возникновения – вторая стадия воспроизводственного процесса «распределение».

 

2. Основные функции финансов

 

Сущность финансов проявляется в их основных функциях:

• формирование денежных фондов,

• распределение национального  дохода,

• контроль над распределением национального дохода.

Эти три функции осуществляются финансами одновременно. Рассмотрим каждую из этих функций более детально.

Функция формирования денежных фондов (доходов) алгоритмически состоит из следующих этапов:

• создание финансовой теории, соответствующей состоянию развития экономики государства и имеющей целью обеспечение экономического роста,

• формирование финансового  механизма, обеспечивающего сбор доходов,

• прогнозирование и  планирование доходов, утверждение  доходов бюджета,

• накопление доходов  в бюджет и внебюджетные фонды, формирование бюджетных фондов для обеспечения  целевых функций государства.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода. При распределении национального дохода среди участников производства формируются первичные (или основные) доходы:

• оплата труда работников, занятых в сфере производства, доходы предприятий сферы производства. Однако только первичные доходы не могут образовать общественные денежные фонды, достаточные для обеспечения национальной безопасности, развития приоритетных отраслей экономики, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода:

• межотраслевое и территориальное перераспределение в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений организаций и частных лиц,

• перераспределение  части дохода из производственной сферы в непроизводственную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, государственное управление и т. п.),

• перераспределение  доходов между различными социальными  группами граждан страны. В результате такого перераспределения образуются вторичные (или производные) доходы: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,

• налоги (например, подоходный налог с физических лиц) и др.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в процессе структурной перестройки национальной экономики, развития ее приоритетных отраслей, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Таким образом, перераспределение  дохода происходит между отраслями  экономики, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами.

Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, создании рыночных структур экономики, повышении социального уровня жизни граждан. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов состоит в контроле над распределением национального дохода по соответствующим фондам, а также за расходованием этих фондов по назначению. Финансовый контроль в современных условиях направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех отраслях национальной экономики. Он охватывает и производственную сферу, и непроизводственную, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и

расточительства. Важнейшими задачами финансового контроля являются:

• проверка точного соблюдения финансового законодательства, проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами и банками,

• проверка своевременности и полноты  выполнения взаимных обязательств предприятий, организаций и частных лиц по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется  в многоплановой деятельности финансовых органов. Работники финансовой системы  и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. Помимо трех функций, которые мы подробно описали, финансы могут также выполнять регулирующую функцию, связанную с финансовым вмешательством государства в процесс воспроизводства. Напомним, что согласно кейнсианской экономической теории основным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика: государство посредством государственных расходов, государственного кредита, налогов может влиять на занятость рабочей силы и загрузку производственных мощностей. Кроме того, изменение соотношения потребления и сбережений невозможно без вмешательства государства, поскольку на решения домашних хозяйств о сбережении и потреблении влияет огромное множество незначительных факторов, вследствие чего при отсутствии государственной политики в области сбережения решения населения о накоплении будут диктоваться только случайными факторами. Между тем, сбережения населения могут составлять значительную часть денежных фондов, направляемых на инвестиции, в том числе, в более производительное оборудование, новые виды продукции и т. п. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Российской Федерации развита недостаточно.

 

3) Характеристика финансового  механизма

 

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма, т. е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики. Финансовый механизм включает в себя следующие элементы и подразделения:

• совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, методы финансового планирования,

• формы управления финансами и  финансовой системой, финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т. п.).

Практическое использование финансового  механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления финансами при этом состоит из следующих стадий:

• прогнозирование,

• планирование,

• оперативное управление, регулирование, контроль.

При решении различных тактических  задач могут происходить

изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует на все особенности социально-экономических  процессов. Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством по-разному. Так, например, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Налоговая система может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Существуют два типа финансового механизма: директивный и регулирующий.

Директивный тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых государство участвует непосредственно - налогообложение, государственный кредит, расходы бюджетов, бюджетное финансирование и т. п. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В ряде случаев директивный финансовый механизм

может распространяться на финансовые отношения, в которых государство  не участвует непосредственно, но которые  либо имеют большое значение для реализации всей системы управления, либо одна из сторон этих отношений является агентом государства

Информация о работе Финансы как экономическая категория