Финансы как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:42, реферат

Описание работы

П Л А Н
Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Основными количественными характеристиками национального дохода являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт - это денежная оценка - т. е. стоимость в рыночных ценах - товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории в течение года, а валовой национальный продукт - это денежная оценка товаров и услуг, произведенных в течение года резидентами данной страны, как на ее территории, так и за границей

Содержание работы

Введение
1) Сущность и назначение финансов
2) Основные функции финансов
3) Характеристика финансового механизма
4) Финансовые ресурсы и финансовая система
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реф3.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Регулирующий  тип финансового механизма определяет основные правила поведения в таких сферах финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например, при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях частной формы собственности. В этом случае через соответствующую систему законодательства устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие само разрабатывает формы и виды денежных фондов, направления их использования.

Важной частью системы  управления финансами является финансовое прогнозирование и планирование. Финансовое прогнозирование — это процесс построения научно обоснованных предположений о будущем состоянии финансовой системы, ее отдельных звеньев и характеризующих это состояние показателей.

Выделяют следующие  основные функции финансового прогнозирования:

• оценка сложившейся  ситуации и выявление глобальных проблем финансового развития,

• анализ тенденций социально-экономического и научно-технического развития в конкретных экономических условиях, оценка будущего действия выявленных тенденций и определение новых условий и проблем, которые возникнут в результате

действия этих тенденций, определение способов разрешения таких  проблем,

• выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития,

• принятие оптимального планового решения, обеспечивающего  активное воздействие на дальнейшее развитие финансов. В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в зависимости от различных сочетаний объективных и субъективных факторов (как экономического характера, так и других).

В финансах обычно строят среднесрочные прогнозы (на 5—10 лет) и долгосрочные прогнозы (более чем на 10 лет вперед). В качестве примера финансового прогноза укажем прогноз социально-экономического развития страны, который используется при подготовке проекта федерального бюджета. В этом прогнозе выделяются макроэкономические показатели, обеспечивающие реалистичность и надежность соответствующих плановых разработок.

Финансовое  планирование — это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированный на достижение баланса между финансовыми ресурсами и направлениями использования этих ресурсов.

Поскольку планироваться  должны отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, строится не один финансовый план, а целая  система таких планов:

• бюджетных,

• внебюджетных,

• страховых и т. п.

Финансовые планы можно классифицировать не только по звеньям финансовой системы, но и по ее уровням, а также по субъектам финансовых отношений:

• общегосударственный  финансовый план,

• территориальные финансовые планы,

• отраслевые финансовые планы,

• финансовые планы отдельных предприятий и организаций.

Следует отметить, что  в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и сопутствующие пропорции  натурально-вещественные, трудовые. Практическое построение финансовых планов производится с помощью метода экономического анализа с использованием статистического анализа, экономико-математического моделирования, с учетом балансов и нормативов.

Метод экономического анализа состоит в комплексном изучении различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Приведем список статистических приемов, наиболее часто используемых при реализации метода экономического анализа:

• использование системы  абсолютных и относительных показателей,

• сравнительный анализ, метод сводки и группировки, индексный метод, факторный анализ.

Анализ тенденций и  закономерностей изменения показателей  за прошлые периоды и определение  финансовых параметров на планируемую  перспективу на основе анализа этих тенденций называется экстраполяцией. Экстраполяция проводится с активным привлечением методов прикладной статистики и эконометрики. Нормативный метод предполагает построение финансового плана на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. В качестве примера таких финансовых нормативов приведем ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Часто в процессе финансового  планирования устанавливаются нормативные  коэффициенты, используемые в качестве критериев оценки достижения финансовых результатов, например, для хозяйствующих субъектов могут быть установлены коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, внутренней нормы доходности и др. Кроме того, часто в процессе планирования применяется балансовый метод, состоящий в планомерном установлении и соблюдении балансов— материально"вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающего источники формирования активов предприятий с направлениями использования этих активов.

В практике планирования обычно используется система балансов:

• натуральные (материальные) балансы,

• стоимостные (денежные) балансы,

• балансы трудовых ресурсов,

• баланс национальной экономики, межотраслевой баланс.

Стоимостные балансы  позволяют указать четкие взаимосвязи  между производством, распределением и использованием доходов. Например, одним из важнейших видов стоимостного баланса является федеральный бюджет Российской Федерации, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства. Бюджетное планирование представляет собой основной вид финансового планирования на государственном уровне. В Российской Федерации разрабатывается перспективный и бюджетный планы, которые преследуют следующие цели:

• информирование органов  законодательной и представительной власти о предполагаемых среднесрочных  тенденциях развития национальной экономики  и социальной сферы,

• комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законопроектов,

• определение необходимости  и возможности осуществления, перспективных  мер в области финансовой политики,

• отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременное принятие соответствующих мер по их устранению.

Перспективный бюджетный  план разрабатывается на три года:

• первый год — это  год, на который составляется бюджет,

• следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты принятой экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного бюджетного плана служит бюджет на текущий год. Законодательно перспективный бюджетный план не утверждается. Разработка прогноза и выработка плановых решений — это взаимосвязанные стадии плановой работы. При этом план — это отражение будущего состояния системы, соответствующее целям, заданным в настоящий момент времени, план должен быть качественно однозначным и направленным на достижение выбранных целей. Прогноз же, как правило, представляет собой множество вариантов дальнейшего развития, и на основе прогноза можно выбрать наиболее рациональные, оптимальные варианты.

 

4) Финансовые ресурсы и финансовая система

 

Материальной основой  финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы  – это совокупность доходов и  поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы предназначены для выполнения финансовых обязательств; покрытия затрат по расширенному воспроизводству; материального  поощрения работников. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – это вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного – это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются: фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов. Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые  в государственной бюджетной  системе;

2) средства внебюджетных  фондов;

3) ресурсы, получаемые  самим предприятием (прибыль, амортизационные  отчисления).

Исходя, из этого финансы  могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы  хозяйствующих субъектов.)

Децентрализованные ресурсы классифицируются на следующие структурные элементы:

- собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные  средства в обороте, выручка  от продажи имущества, прибыль  от выполнения работ и услуг,  все виды кредиторской задолженности);

- заемные (долгосрочные  и краткосрочные кредиты банков, средства различные финансовых  средств);

- ресурсы, получаемые  в порядке перераспределения  (страховые возмещения, субсидии  государства, субвенции). Финансовая система – это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.

Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов). Бюджет состоит из двух частей: доходной части и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Главным источником бюджета  являются налоги (70-80%), остальная часть  таможенные пошлины, государственный  заем, денежная эмиссия. Государственный кредит. В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан. Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения. Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы. В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа).

 

Заключение

 

Финансы — неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Задачи и проблемы финансов, налогов, страхования настолько глубоко проникли в общественную жизнь, что это понятие стало обыденным и повседневным. Любые финансовые решения характеризуются тем, что доходы и расходы разнесены во времени и, как правило, не могут быть точно предсказаны теми, кто эти решения принимает. Поэтому при принятии финансовых решений необходимо учитывать два важнейших фактора — время и риск. При проведении любой финансовой операции обязательно должно быть определено время ее совершения: ведь деньги, полученные сегодня, уже можно непосредственно использовать. Тогда как ту же самую денежную сумму, полученную через определенный срок, можно будет использовать только по истечении этого срока, поэтому стоимость денег изменяется во времени — денежные суммы, поступающие в будущем, являются менее ценными, чем аналогичные суммы, поступающие в более ранние сроки. Любая операция, протекающая во времени. Операция сопряжена с риском, который заключается в том, что вполне возможно несоответствие между теми результатами, которых мы ожидаем от осуществления операции. И теми результатами, которые произойдут на самом деле.

Финансы — это экономическая категория, которую часто в обыденной жизни совершенно неправильно отождествляют с деньгами. На самом деле, финансы — это не деньги, а денежные отношения (притом не всякие денежные отношения). Финансы

появились существенно  позже денег — на высшей ступени  цивилизации, одновременно с развитием  торговли и возникновением института государства, в XIII—XV вв. Финансы существенным образом влияют на воспроизводство рабочей силы. Таким образом, финансы и финансовая система были созданы человеком и человеческим обществом в лице государства как центрального общественного института. С развитием государства и развития производительных сил, усложнения хозяйственных связей, сфера финансов уже выходит за рамки собственно государства. Наряду с государственными финансами их можно рассматривать также корпоративные финансы (или финансы предприятий) и личные финансы.

 

Список литературы

 

1) Литовченко В. П. Финансы: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 433с.

2) Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. – М., 2002.- 487с.

3) Балабанов И. Т.  Игровой практикум по финансам. – М., 2000. – 429с.

4) Благодатин А. А.  Финансовый словарь.- М., 2005.- 415с.

5) Брайчева Т. В.  Государственные финансы России. – СПб., 2002.- 483с.

6) Лаврушин О. И.  Деньги, кредит, банки. – М., 2000. –  522с.

Информация о работе Финансы как экономическая категория