Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:16, контрольная работа
Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений.
Введение ………………………………………………………………………….3
Оливер Уильямсон. Биографические данные ………………………………3
Трансакционные издержки и их виды. ……………………………………...4
О. Уильямсон и трансакционные издержки ……………………………......6
Виды трансакционных издержек по О. Уильямсону ………………………9
Заключение ……………………………………………………………………10
Литература …………………………………………
Пензенский региональный
центр высшей школы (филиал) ФГБОУ
ВПО «Российский
Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика»
Тема: «Фирма и трансакционные издержки (Оливер Уильямсон)»
12зМ5
Выполнил:
Коробова Е.В
Проверил:
Вавилина О. А.
Пенза 2013г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….3
Заключение ……………………………………………………………………10
Литература ……………………………………………………………………...
Введение.
Работы современного американского институционалиста Оливера Уильямсона представляют собой важный вклад в исследование экономических институтов. Наиболее сильное вдохновляющее воздействие оказали на него работы двух нобелевских лауреатов — Рональда Коуза и Герберта Саймона. О. Уильямсон продолжил начатое Р. Коузом исследование трансакционных издержек с целью объяснения структуры фирм и их поведения. Но решающее воздействие на научную деятельность О. Уильямсона, сделавшего попытку теоретического сопоставления эффективности имеющих разную структуру фирм оказал бихевиоральный экономист Г. Саймон.
Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.
Целью работы является изучение теории трансакционных издержек О. Уильямсона.
1. Оливер Уильямсон. Биографические данные
Оливер Уильямсон, в прошлом профессор экономики Йельского университета, является в настоящее время профессором кафедр управления предприятием, экономики и права в Калифорнийского университета в Беркли.
Первоначальную известность ученому принесла опубликованная в 1963 г. в “American Economic Review” статья, в которой автор доказывал, что руководители фирм обычно стремятся к максимизации своей выгоды, а не прибыли или объемов сбыта. Однако настоящую славу обеспечило ему дальнейшее развитие и практическое применение теории трансакционных издержек нобелевского лауреата Рональда Коуза [5]. Первая книга О. Уильямсона по этой проблеме называлась “Рынки и иерархии” (1975). В течение последующих двадцати лет О. Уильямсон разрабатывал и развивал данный подход в своих многочисленных статьях и книгах, самой известной из которых является “Экономические институты капитализма” (1985). В этих работах Уильямсон решил сделать трансакцию главной единицей анализа, и попытался применил забытый инструмент "трансакционные затраты" к объяснению главного вопроса: как будет организована конкретная трансакция - через фирму, долгосрочный контракт, краткосрочный контракт или разовые покупки? Сам Уильямсон называл свои исследования экономической теорией трансакционных затрат.
Его работы, на которые часто делаются ссылки в научной литературе, вдохновили многих специалистов в области теоретической и прикладной экономики. В опубликованном в 1990 г. Индексе цитирования работ в области социальных наук первые два места принадлежат двум опубликованным в 1975 и 1985 гг. книгам О. Уильямсона. [6].
2. Трансакционные издержки и их виды.
Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур [2]. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:
1. Издержки поиска информации
Перед тем, как будет совершена
сделка, нужно располагать информацией
о том, где можно найти потенциальных
покупателей или продавцов
2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов
Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.
3. Издержки измерения
Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности
В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического поведения.
Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.
6. Издержки "политизации".
Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системой или нерыночными отношениями в рамках рыночных систем, но еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.
К ним следует отнести
издержки, возникающие в связи
с созданием, совершенствованием и
развитием внутрифирменной
3. О. Уильямсон и трансакционные издержки
Книгу О. Уильямсона "Экономические институты капитализма" (1985 г.) можно считать настоящей энциклопедией трансакционного подхода. Уильямсон не отрицает, что фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение - тип "регулятивных структур". По его мнению, фирмы отличаются прежде всего особым механизмом регулирования контрактных отношений. Он выделяет три основных формы контракта. Классический контракт применяется для разовых и повторяющихся сделок со стандартными товарами. Такой контракт содержит четко оговоренные условия и по истечение срока его действия отношения сторон прекращаются. Неоклассический контракт распространяется на сделки средней степени специфичности. Так как не все существенные обстоятельства могут быть заранее в нем отражены, решение части вопросов стороны оставляют на будущее. Отношенческие контракты охватывают высокоспецифические трансакции, при которых критическое значение приобретает личность партнера (поскольку ему невозможно подыскать равноценной замены на рынке). Отношения становятся длительными, неформальные соображения получают перевес над формальными обязательствами [3].
Каждому типу контракта, по
мысли Уильямсона, соответствует
особая регулятивная структура. Этим термином
обозначаются организационные механизмы,
использующиеся для оценки поведения
участников, разрешения возможных споров,
адаптации к неожиданным
Главный тезис Уильямсона
состоит в том, что фирма обеспечивает
более надежную защиту специфических
ресурсов от "вымогательства" и
позволяет их владельцам быстрее
приспосабливаться к
Ключевую роль в развитии
основного направления
Основным источником творческого вдохновения стала для О. Уильямсона классическая работа Рональда Коуза 1937 г., в которой автор описывал фирму как организацию, отказывающуюся от использования ценового механизма и размещающую ресурсы в приказном порядке, а не на основании их стоимости. Как писал Р. Коуз: вне фирмы движение цен регулирует производство, которое координируется посредством серии обменных операций на рынке. Внутри же фирмы рыночные сделки исключаются, и место сложной рыночной структуры с обменными операциями занимает регулирующий выпуск продукции предприниматель-координатор. Р. Коуз объяснял этот феномен тем, что фирма возникает вследствие сравнительно более высоких “издержек использования ценового механизма”.
В соответствие с идеями Р. Коуза О. Уильямсон разработал свой основной тезис о том, что такие экономические институты как фирма “имеют в качестве своей главной цели и главного результата сокращение трансакционных издержек”. Подход Р. Коуза и О. Уильямсона может быть назван контрактным, так как институты возникают в результате договоренностей между индивидами. В частности, трудовые контракты получают распространение тогда, когда трансакционные издержки альтернативных рыночных договоренностей оказываются слишком высокими.
Однако идеи Р. Коуза и О. Уильямсона вступают в противоречие с другими контрактными подходами, которые сводят все фирмы и рыночные явления к идентичным типам соглашений. О. Уильямсон признает ключевое противопоставление “рынков” и “иерархий” и рассматривает последние как возникающие вследствие наличия специфических активов и основанных на имеющейся информации соображений относительно производственной эффективности.
Большая часть работ О.
Информация о работе Фирма и трансакционные издержки (Оливер Уильямсон)