Фирма и трансакционные издержки (Оливер Уильямсон)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Оливер Уильямсон. Биографические данные ………………………………3
Трансакционные издержки и их виды. ……………………………………...4
О. Уильямсон и трансакционные издержки ……………………………......6
Виды трансакционных издержек по О. Уильямсону ………………………9
Заключение ……………………………………………………………………10
Литература …………………………………………

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

В качестве другого важного  примера О. Уильямсон проводит сравнение  двух форм иерархической организации  — унитарной (U-форма) и мультидивизиональной (М-форма). Он доказывает, что М-форма часто обеспечивает более эффективный способ управления конкретными типами сделок и демонстрирует, что она позволяет более точно согласовать намерения и корпоративные цели и способствует использованию операционных, а не функциональных критериев оценки менеджмента. На основании этого О. Уильямсон утверждает, что распространение в современных условиях мультидивизиональной формы оказывается вполне объяснимым [3].

4. Виды трансакционных издержек по О. Уильямсону

По мнению О. Уильямсона, трансакции различаются по трем главным  признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более  общий, краткосрочный и однозначный  характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без  ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками [3].

Особое значение О. Уильямсон  придает первому из трех выделенных им факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г. Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей, и его цена мало зависит от того, где он используется (пример: бензин стандартной марки). В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне ее не имеет большой ценности (пример - станок, произведенный по индивидуальному заказу). Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.

Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О. Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

 

Заключение

В условиях рынка существует возможность управлять трансакционными издержками, но это крайне затруднительно, так как в настоящее время трансакционный сектор экономики требует значительных информационных, технологических ресурсов и, что самое важное, нуждается в человеческом потенциале.

В работах «Рынки и иерархии: Анализ и выводы для антимонопольного регулирования» (1975), «Экономические институты  капитализма» (1985), «Механизмы управления» (1996) Уильямсон разрабатывает метод  анализа сравнительных преимуществ  рыночной и внутрифирменной контрактации. Он предлагает модели, позволяющие  оценивать как механизм и масштабы вертикальной интеграции, так и эффективность  антимонопольной политики государства  и общеэкономических реформ. Для  этого он рассматривает целый  ряд аспектов, определяющих эффективность  того или иного вида сделки. Первый из них — наличие оппортунистического  поведения. Именно теория «оппортунистического поведения» стала важным вкладом  Уильямсона в экономический анализ. Она представляет собой раскрытие  психологических основ существования  трансакционных издержек и причин возникновения фирм.

Трансакционный сектор в настоящее время во многом определяет дальнейший ход развития мировой экономики. В условиях глобальной кооперации и развития внешнеэкономических связей, представляется первостепенно важной задача определить на уровне общепринятых стандартов отчетности структуру, объемы, динамику и места возникновения издержек трансакций. Отсутствие необходимого инструментария обработки информации может привести к неадекватному использованию ресурсов, как на уровне отдельных фирм, так и на уровне международного и межгосударственного сотрудничества. В то же время, взвешенный и методически обоснованный подход к анализу трансакционных издержек позволит не только сохранить, улучшить и приумножить ресурсный потенциал мировой экономики, но и использовать его с максимальной эффективностью.

Без понятия трансакционных издержек, невозможно понять работу экономической системы и проанализировать многие проблемы. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может оказать влияние на уменьшение трансакционных издержек.

Трансакционные издержки, играющие фундаментальную роль в формировании институтов, могут быть широко использованы при исследовании действия экономических, правовых и социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. - 1998. - № 11. - С. 78-96.

2. Агапова И.И. Институциональная экономика. Учебное пособие. − М.: Экономистъ. - 2007. - 254 с.

3. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация./Пер. с англ. - СПб., 1996

4. Уильямсон О. И Фирмы и рынки. В: Современная экономическая мысль. М.: Прогресс, 1983.

5. http://hrm.ru

6. http://vocable.ru

 


Информация о работе Фирма и трансакционные издержки (Оливер Уильямсон)