Фирма как основной производитель в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Производитель использует факторы производства для создания благ и услуг. В условиях рынка он выбирает такую комбинацию факторов производства, которая дает возможность реализовать собственные интересы. Деятельность по координации и комбинированию факторов производства в целях получения необходимых результатов называется предпринимательской деятельностью. На поведение каждого предприятия влияет характер и тип рынка, на котором оно функционирует.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Фирма как основной производитель в рыночной экономике
Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность фирмы
Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы
Практикум
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание:

Введение

  1. Глава 1. Фирма как основной производитель в рыночной экономике
  2. Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность фирмы
  3. Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы
  4. Практикум

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Производитель использует факторы производства для создания благ и услуг. В условиях рынка он выбирает такую комбинацию факторов производства, которая дает возможность реализовать собственные интересы. Деятельность по координации и комбинированию факторов производства в целях получения необходимых результатов называется предпринимательской деятельностью. На поведение каждого предприятия влияет характер и тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий на нем, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, представленный монополистической конкуренцией, олигополией и монополией.

     В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции, а также олигополии. Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определение объема выпуска, который обеспечивает максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция – явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным. В целом конкуренция представляет собой форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция оказывает постоянное давление на издержки производства, заставляет фирмы экономить ресурсы и наиболее рационально использовать имеющиеся факторы производства. Она оказывает воздействие на улучшение качества товаров, обновление ассортимента. Без конкуренции экономики не получается.

     В современной экономике проблемы ценообразования, принятия производителем решения об оптимальном объеме выпуска, а значит и о размере спроса на ресурсы и величине предложения собственных товаров, являются достаточно актуальными, так как эволюционирование мировой экономической системы приводит к изменениям такого явления как конкуренция и, несомненно, влияет на основные характеристики рынка. Производителю всегда важно правильно определить объем ожидаемой прибыли при выбранном объеме производства, твердо знать, какой уровень убытков необходимо считать сигналом для приостановки работы фирмы или для ее ликвидации, ведь в случае провала он не только потеряет вложенные в производство средства, но и понесет дополнительные убытки. Сегодня производитель при принятии этих решений должен опираться не только на постулаты экономической теории, но и достаточно четко представлять себе современные рыночные условия, уделять внимание развивающейся конкуренции.

     Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и ее сотрудников, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Экономическая деятельность представляет собой ту или иную форму активного участия человека в общественном производстве. В основе выделения различных экономических функций лежат различия ролей человека в общественном производстве. Функция фирмы в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы.

     Очевидно, что в настоящее время и всегда выводы экономической теории и в частности концепции конкурентного рынка будут справедливы, если выполняются ее исходные предположения и аксиомы, круг действия которых постепенно сужается. Поэтому современному производителю для принятия правильного решения и получения наибольшей прибыли необходимо умело анализировать действительность, опираться на полученные сведения, сопоставлять их с основными принципами экономической теории.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Фирма как основной производитель в рыночной экономике.

     Производитель  в условиях рынка осуществляет  соединение факторов  производства  в целях создания материальных благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей. Конечная цель производителя  – реализация собственных интересов. Основным субъектом предпринимательской деятельности считается фирма.

     Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов.  Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях. Фирма  – это экономический агент, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне. Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Цель фирмы как рационального экономического агента состоит в получении максимальной прибыли.

     Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм. Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг. Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия. В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Цели деятельности фирмы

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных ресурсов

Местная община

Благосостояние общины

Держатели акций

Рост доходов

Кредиторы

Рост стоимости акций

Потребители

Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребностей

Управляющие

Рост доходов

Профессиональный интерес

Работники наемного труда

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение от работы


 

     В настоящее  время фирмы представляют собой преимущественно многопрофильные производства. Многопрофильность обеспечивает фирме большую устойчивость: убытки от одного вида деятельности могут компенсироваться прибылью от производства других товаров и услуг. Кроме того, многопрофильность фирмы допускает совмещение производства товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Формирование многопрофильного производства путем рассредоточение капитала фирмы по разным отраслям называется диверсификацией производства.

     Фирмы можно  классифицировать:

 по форме собственности на капитал;

 по степени концентрации и централизации производства, то есть по величине капитала, размерам производства и количеству занятых.

     По первому  критерию фирмы делятся на государственные и частные. По второму – на мелкие, средние и крупные.

     Рассмотрим  подробнее классификацию фирм  по первому критерию.

     Государство  в условиях рынка может само  выступать в качестве предпринимателя  в тех сферах, которые недостаточно привлекательны для частного бизнеса, либо в отраслях, производящих общественно значимую продукцию. В качестве примера можно привести наукоемкое производство, требующее крупных первоначальных инвестиций при медленной окупаемости. Частный бизнес отпугивает низкая скорость оборота капитала.

     Государственные предприятия часто бывают менее эффективны, чем частные. Это объясняется тем, с одной стороны, несвободой в хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, отсутствием конкуренции в государственном секторе, практикой покрытия государством убытков, то есть пребывания в тепличных условиях. Поэтому расширение государственного сектора может привести к снижению эффективности национальной экономики, замедлению темпов экономического роста. Оптимальная пропорция между государственным и частным сектором подвижна. Она определяется конкретно-историческими условиями развития рыночной экономики.

     Для частного  бизнеса характерны следующие  основные формы:

- единоличные фирмы (собственник  капитала – один человек);

- товарищества (соединяется  капитал нескольких лиц);

- акционерные общества (пай  каждого собственника определяется  количеством имеющихся у него  акций).

     К достоинствам единоличного хозяйства можно отнести полную самостоятельность, а также конфиденциальность деятельности. Товарищества – коллективное, оперативное управление и, как правило, большие финансовые возможности по сравнению с предшествующей формой. Акционерные общества обладают широкими возможностями аккумулирования дополнительного капитала, привлечения профессиональных менеджеров.

     К недостаткам  первой формы можно отнести  ограниченные финансовые возможности, необходимость совмещения управленческих  специальностей, второй – зависимость  партнеров друг от друга, третьей – строгий контроль над деятельностью и неповоротливость управления.

     Для современной  экономики характерна ведущая  роль акционерных компаний. Их  деятельность может выходить  за рамки национальной экономики  и распространяться на мировые  рынки. Для акционерных компаний характерно массовое производство товаров и оказание торговых, финансовых и других услуг.

     Рассмотрим подробнее классификацию фирм по второму критерию.

     Для мелких фирм характерна многочисленность, ыстрая реакция на изменения рыночной конъюнктуры, а также быстрое обновление. Мелкие фирмы эффективно функционируют в тех экономических нишах, где нет необходимости в массовом производстве, и куда не проникает крупный бизнес.

     Средние фирмы в странах с развитой экономикой не столь многочисленны. Их число имеет тенденцию к сокращению. Средние фирмы, с одной стороны, не обладают гибкостью мелкого бизнеса, а с другой - мощью крупного. Их выживаемость обусловлена тем, что в узких сегментах рынка, куда они внедряются, данные фирмы становятся мини-монополистами. Данные фирмы служат важным источником концентрации капитала, поскольку именно на них приходится наибольший процент поглощений.

     Крупные фирмы обеспечивают массовое производство товаров при минимальных издержках благодаря экономии на масштабах производства. Они имеют возможность осваивать новые отрасли, поскольку способны осуществлять крупномасштабное инвестирование. Поэтому крупные фирмы выполняют основную роль проводников НТП. В целом для крупных фирм характерно устойчивое положение в экономике.

 

    

      
    

 

    

    

 

 

 

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Производственная функция и технологическая эффективность фирмы.

     Для производства  благ и услуг фирмы должны  использовать в оптимальном сочетании  факторы производства (труд, землю  и капитал). Производственная функция  строится для конкретной технологии. Совершенствование последней вызывает  необходимость изменения производственной функции. Она может характеризовать как микроэкономические, так и макроэкономические взаимосвязи.

     Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Теория производства является фундаментальной в курсе микроэкономики. Понятие "производство" рассматривается в ней как деятельность, направленная на выпуск товаров (услуг), за которые потребитель готов заплатить. Понятие "производство" в экономике тесно связано с понятием "производительность". Это значит, что главное в производстве — не просто выпуск товаров, а произведенное их количество за определенное время на каждую единицу потребленных ресурсов. Таким образом, производительность — это показатель эффективности производства.

     Процесс производства в техническом смысле представляет собой процесс трансформации, направленный на удовлетворение человеческих потребностей, которые рассматриваются желательными для некоторых индивидов. Трансформация предполагает, что определенные блага (ресурсы) вступают в процесс, в ходе которого они теряют свою идентичность, то есть перестают существовать в первоначальной форме, в то время как создаются другие блага (продукты).

Информация о работе Фирма как основной производитель в рыночной экономике