Фирма как агент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение фирмы как агента рыночной экономики и предпринимательства как ресурса. В связи с поставленной целью определим задачи работы:
- изучение понятия предприятия и их классификации;
- рассмотрение специфики объединения предприятий в условиях диверсификации, конкуренции и централизации производства;
- изучение процедур открытия и закрытия предприятий, санации и банкротства;
- определение сущности предпринимательского ресурса и предпринимательства;
- рассмотрение роли и места малого и среднего бизнеса в рыночной экономике;
- изучение особенностей предпринимательской деятельности в России.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Предприятие: общая характеристика и организационные формы . . 6
1.1. Понятие предприятия и их классификация . . . . . . . . . . . 6
1.2. Объединения предприятий: диверсификация, конкуренция
и централизация производства . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство . . . . 15
2. Предпринимательство как ресурс . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Понятие предпринимательского ресурса и предпринимательства. Основные виды предпринимательской деятельности . . . . . . . . . 19
2.2. Роль и место малого и среднего бизнеса в рыночной экономике . . 26
3. Особенности предпринимательской деятельности в России . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Фирма как агент рыночной экономики.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .  .   .   .   .   .   .   .  .  3

1. Предприятие: общая характеристика  и организационные формы .  . 6

    1. Понятие предприятия и их классификация .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 6
    2. Объединения предприятий: диверсификация, конкуренция

и централизация  производства  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   9

    1. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство  .   .   .   . 15

2. Предпринимательство как ресурс  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   19

2.1. Понятие  предпринимательского ресурса и предпринимательства. Основные виды предпринимательской деятельности  .  .   .   .   .   .   .   .   .   19 

2.2. Роль  и место малого и среднего бизнеса в рыночной экономике  .  . 26

3. Особенности предпринимательской  деятельности в России .   .   .  .   30

Заключение  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 34

Список  использованной литературы  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной хозяйствующей структурной  единицей в условиях рыночной экономики  является предприятие. Именно предприятие  является основным производителем товаров  и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные  отношения с другими субъектами.

Предприятие в условиях рынка обладает самостоятельностью в организации  производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы  реализации своей продукции, экономические  связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.

Вопросы развития предпринимательства традиционно  находятся в центре внимания как  ученых, так и практических деятелей, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.

Формирование  и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование  и развитие различных форм собственности, и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можно  выделить три группы предприятий  – крупные, средние и малые  предприятия, в зависимости от их размеров.

Крупный бизнес – в основном определяет экономическую и техническую  мощь страны, т.к. именно крупные фирмы  располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Данное производство эффективно за счет экономии на объеме выпуска (масштаб производства), в  противном случае крупная компания по возможности не берется за выпуск неприбыльных товаров.

Средние фирмы – характеризуются меньшими объемами выпуска, но осуществляют свою деятельность только там, где сформировались особые и достаточно долговременные потребители. Она идет на связанные затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет иметь перспективу.

Сектор  малого бизнеса образует самую разветвленную  сеть предприятий действующих в  основном на местных рынках, и непосредственно  связан с массовым потребителем товаров  и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и  управленческой гибкостью, это позволяет  чутко и своевременно реагировать  на изменяющуюся конъектуру рынка. Малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования, оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.

 В  секторе малого бизнеса создается  и циркулирует основная масса  национальных ресурсов, которые  служат питательной средой для  крупного и среднего бизнеса.

Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что отличительной особенностью организации предприятия как субъекта рынка, является доступность в качестве сферы деятельности широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование предприятия, особенно в сфере малого бизнеса, не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.

Целью данной работы является изучение фирмы как агента рыночной экономики и предпринимательства как ресурса. В связи с поставленной целью определим задачи работы:

- изучение понятия предприятия  и их классификации;

- рассмотрение специфики объединения  предприятий в условиях диверсификации, конкуренции и централизации производства;

- изучение процедур открытия  и закрытия предприятий, санации  и банкротства;

- определение сущности предпринимательского  ресурса и предпринимательства;

- рассмотрение роли и места  малого и среднего бизнеса  в рыночной экономике;

- изучение особенностей предпринимательской  деятельности в России.

Методологической  основой исследования послужили  труды ведущих ученых экономистов  по изучаемой проблеме, законодательные  и нормативные акты РФ.

Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе дается определение понятия  предприятие, рассматривается их классификация, специфика объединений и процедуры  закрытия и открытия предприятий.

Вторая  глава посвящена изучению сущности предпринимательства и роли малого бизнеса в рыночной экономике.

В третьей  главе раскрываются особенности  предпринимательской деятельности в России.

В заключении даны выводы по каждому вопросу, рассматриваемому в курсовой работе.

 

 

 

1. Предприятие: общая характеристика  и организационные формы

    1. Понятие предприятия и их классификация

 

Предприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [15].

Переход к рынку влечет за собой  коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие  места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно  участвует в реализации государственных  программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические  структуры. Их обособленность обусловливается  товарным характером общественного  производства.

В силу обособленности предприятия  самостоятельны:

  • в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);
  • в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);
  • в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что  предприятия - это основное звено  экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного  развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое  единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное  строительство, совхоз, оно может  включать и несколько заводов  или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

Предприятие имеет собственное  название, фирменный знак (марку), самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке. Оно  несет имущественную ответственность  по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной  практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или  смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить  те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время  в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все  это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных  желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее  зависит от производительности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам [5]. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности  занятых выделяют:

  • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
  • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
  • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Среди качественных параметров классификации  предприятий можно назвать следующие:

  • тип собственности (частные или государственные);
  • характер и содержание деятельности;
  • ассортимент выпускаемой продукции;
  • способы и методы ведения конкурентной борьбы;
  • способ вхождения в различные союзы и объединения;
  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Также предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

- по назначению  готовой продукции предприятия  делятся на производящие средства  производства и производящие  предметы потребления

- по признаку  технологической общности различают  предприятие с непрерывным и  дискретным процессами производства

- по признаку  размеров предприятия делятся  на крупные, средние и мелкие

- по специализации  и масштабам производства однотипной  продукции предприятия делятся  на специализированные, диверсификационные  и комбинированные

- по типам  производственного процесса предприятия  делятся на предприятия с единичным  типом производства, серийным, массовым, опытным

- по признакам  деятельности различают промышленные  предприятия, торговые, транспортные  и другие

- по формам  собственности различают частные  предприятия, коллективные, государственные,  муниципальные и совместные предприятия  (предприятия с иностранными инвестициями).

Таким образом, можно заключить, что предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся производителем товаров и услуг, основным рыночным агентом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

Предприятия различны по условиям, целям  и характеру функционирования. Они  классифицируются по виду и характеру  хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому  положению и другим признакам.

 

 

    1. Объединения предприятий: диверсификация, конкуренция и централизация производства

 

В практике сложились типы объединений  предприятий, которые различаются  в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между  их участниками, степени самостоятельности  входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы.

Информация о работе Фирма как агент рыночной экономики