Фирма в совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:41, лекция

Описание работы

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами:
-количеством и размерами фирм в отрасли;
-характером продукции;
-легкостью входа и выхода из конкретного рынка;
-доступностью информации.

Файлы: 1 файл

firma.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Тема 4.  ФИРМА  В СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

 

Общая характеристика рыночных структур

 

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами:

-количеством и размерами фирм  в отрасли;

-характером продукции;

-легкостью входа и выхода  из конкретного рынка;

-доступностью информации.

В соответствии с этим выделяют четыре главных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия (табл. 4.1).

 

Характеристика рыночных структур

                                                                                                              Таблица 4.1

Рыночная структура

Число фирм

Характер

 продукции

Условия вступ-

ления в отрасль

 

 

 отрасль

Доступность информации

Примеры отрасли, рынка

Совершенная конкуренция

Очень большое

Однородная

Очень легкие

Равный доступ

Рынок  пшеницы, ценных бумаг

Монополия

Одна

Уникальная

Жесткие барьеры

Некоторые ограничения

Местные предприятия общественного значения

Монополистическая конкуренция

Много

Разнородная

Сравнительно легкие

Некоторые ограничения

Сеть ресторанов,сфера банковских услуг

Олигополия

Несколько

Однородная или дифференцированная

Отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Производство алюминия, телевидение


 

Целью выделения отдельных  типов рыночных структур является изучение особенностей поведения фирм в различных ситуациях в отношении цены, объема производства, прибыли. При этом делают два основных допущения: фирма выпускает только один продукт; единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.

Рыночные структуры  делят на две группы: идеальные  и реальные. К первой относят совершенную  конкуренцию и монополию, ко второй — монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определить оптимальный вариант выбора. Сравнивая идеальные рынки с реальными, мы получаем информацию о реакции фирм на изменение рыночных условий.

 

Фирма в условиях совершенной  конкуренции

в краткосрочном периоде.

 

Значение  анализа рынка совершенной (чистой) конкуренции состоит в том, что:

-существуют отрасли, структура  которых очень близка к этой модели;

-совершенную  конкуренцию можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая служит исходным пунктом для определения цены и объема производства в более сложных моделях;

-с  совершенной конкуренцией, как со  стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики.

Целями изучения конкурентного рынка являются:

-изучение спроса и предложения  с точки зрения конкурентного продавца;

-рассмотрение адаптации конкурентной  фирмы к существующей цене в краткосрочном периоде;

-исследование долгосрочных изменений  в отрасли;

-оценка эффективности конкурентной отрасли с точки зрения общества.

На рынке совершенной конкуренции  выполняются следующие условия:

-множество  конкурирующих продавцов реализует  стандартизированную продукцию многим покупателям;

-каждая фирма имеет менее  1% общего объема продаж за любой период;

-отдельные  фирмы не рассматривают конкурентов  как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;

-информация  о ценах, технологии, прибыли доступна. 
Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий;

-не существует ограничений для  входа в рынок и выхода из  него.

В соответствии с перечисленными условиями, доля отдельной фирмы в общем  объеме предложения очень мала.

Следовательно, любая конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на цену. Этот параметр устанавливается на основе рыночного спроса и предложения. Фирма лишь приспосабливается к цене, которую диктует рынок. Кривая рыночного спроса в этом случае представляет собой типичную кривую спроса, имеющую отрицательный наклон. Значит, в условиях совершенной конкуренции объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар (рис. 4.1, а).

Кривая же спроса для  отдельной фирмы совершенно эластична, так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем, что цена остается постоянной, предельный доход (MR) также остается постоянным и совпадает с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.

                                 а)                                              б)

 P P


    S

                                                                                          D, MR=P

           PE     PE

 

D

                                                            Q                                                 Q

Рис. 4.1.  a — установление цены на отраслевом конкурентном рынке;

б — кривая спроса и цена для отдельной фирмы.

 

Валовой доход (TR) в этом случае определяется как произведение цены на соответствующее количество реализованного продукта. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход на одну и ту же величину. Поэтому кривая валового дохода представляет собой прямую линию, восходящую из начала координат.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится  максимизировать прибыль или  минимизировать убытки, регулируя объем  производства. Для определения его  оптимального значения используются два подхода:

-сравнение валового  дохода с валовыми издержками;

-сравнение предельного дохода  и предельных издержек.

При первом подходе экономическая  прибыль определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Оптимальным объемом выпуска будет тот, при котором прибыль максимальна (см. рис.4.2).

Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном 0М. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В.

Рис. 4.2.  Максимизация прибыли.

 

В случае, когда цена не покрывает всех затрат, фирма изберет объем выпуска, позволяющий минимизировать убытки. При этом компания будет осуществлять производство до тех пор, пока валовой доход позволяет возместить все переменные и часть постоянных затрат. В противном случае все постоянные затраты придется оплачивать за счет фирмы. Если валовой доход не позволяет возместить даже переменные затраты, лучшим выходом для фирмы является временная остановка производства.

Второй подход к определению  оптимального объема выпуска предполагает сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции прибавляет к доходу и издержкам. На начальных стадиях производства предельный доход превышает предельные издержки, т.е. каждая дополнительная единица продукции увеличивает совокупную прибыль. Затем в соответствии с законом убывающей отдачи факторов производства предельные издержки начинают возрастать и в конце концов превышают предельный доход. Следовательно, совокупная прибыль уменьшается. Разделяет эти два интервала точка равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, достигнув точки, где MR = МС. Этот принцип называют правилом равенства предельного дохода и предельных издержек (рис. 4.3).

Рис.4.3.  Издержки и  прибыль фирмы в краткосрочном  периоде.

 

 Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой. Если МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 4.3 общий доход (TR = P*Q) равен площади прямоугольника OMKN. Общие издержки (ТС=АТС*Q) равны площади ORSN, максимум общей прибыли (πmаx = TR — ТС) представляет площадь прямоугольника MRSK.

 При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может понизиться. В этом случае валовой доход станет меньше валовых издержек, и фирма будет терпеть убытки (см. рис. 4.4).

В соответствии с правилом MR = МС фирма выпускает  объем продукции, обеспечивающий минимизацию убытков. Фирме следует продолжать производство, если доход позволяет возместить все переменные издержки и часть постоянных затрат.

В случае дальнейшего понижения  цены может наступить момент, когда  доход не позволит возместить даже переменные издержки. В этой ситуации фирма должна временно прекратить производство. При благоприятном изменении рыночной конъюнктуры производство может быть возобновлено.

Проведенный анализ показывает, что  в условиях заданной рынком неизменной цены (совершенно эластичной кривой спроса) количество продукции, которое фирма готова поставить на рынок, зависит от предельных издержек. Следовательно, кривая предложения конкурентной фирмы будет совпадать с восходящим отрезком кривой МС, расположенным выше средних переменных издержек AVC (рис. 4.4). Сумма индивидуальных предложений всех фирм в отрасли образует отраслевое рыночное предложение.

Рис. 4.4.  Предложение  фирмы в условиях совершенной  конкуренции.

 

Функция спроса совпадает с функцией предельного дохода. Следовательно, в условиях совершенной конкуренции, равновесие фирмы  в краткосрочном периоде достигается, когда:

P = MR = MC

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (см. рис. 4.5.).

Рис. 4.5.  Типы фирм в краткосрочном периоде.

 

Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).

В случае снижения цен она перестает  быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

 

Конкурентная фирма в долгосрочном периоде.

 

Для долгосрочного периода характерно то, что находящиеся в составе отрасли фирмы располагают достаточным временем для расширения или сокращения своих производственных мощностей и, что более важно, отрасль может пополниться новыми фирмами или, наоборот, их число может сократиться, что зависит от уровня цен и прибыльности производства. Если изначально цена находится на уровне, превышающем средние валовые издержки, это приведет к появлению в отрасли новых фирм. Однако вскоре это обусловит увеличение выпуска продукции, причем в такой степени, что цена снизится до уровня средних валовых издержек. И тогда опасность понести убытки обусловит отток фирм из отрасли. Затем произойдет обратная тенденция в движении цен и объемов производства.

Причиной притока или  оттока фирм из отрасли является то, что в тот момент, когда в данной отрасли цена падает и число фирм сокращается, в других отраслях владельцы фирм получают нормальную или сверхнормальную прибыль. В эту сферу переливаются свободные капиталы, что ведет к организации новых фирм. Увеличение или сокращение числа фирм сопровождается расширением или ограничением масштабов отрасли, что связано с изменениями в соотношении спроса и предложения на производимую в отрасли продукцию.

Считается, что долгосрочное равновесие достигнуто, когда выполняются три условия:

-фирма не имеет стимулов  для изменения объема производства, т.е. соблюдается краткосрочное равновесие MR = МС;

-фирма удовлетворена  масштабами производства, так как любое их изменение вызовет рост средних общих издержек, т.е. минимальные краткосрочные издержки равны минимальным долгосрочным издержкам;

-не существует мотивов,  побуждающих фирмы покинуть отрасль или вступить в нее. Данное условие выполняется лишь при получении фирмами нормальной прибыли, т.е. при равенстве цены долгосрочным минимальным средним общим издержкам.

Обобщив все три условия, получим  уравнение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы:

Р = MR = MC =minATC

Графическая иллюстрация  долгосрочного равновесия представлена на рис. 4.6.

 

 

            Р,МС,АТС


 LMC         L ATC


 

                                                    E

 P MR


 

 

 Q


Рис 4.6.  Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Информация о работе Фирма в совершенной конкуренции