Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений фискальной политики в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:
1. Изучить теоретические основы фискальной политики государства.
2. Рассмотреть особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь.
Объектом исследования выступает фискальная политика Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической политики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Фискальная политика и её механизм. Особенности                                               фискальной политики в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМК,2 курс, гр. ЗМР-1               (подпись)             Барсук Р.Ю.

                                                                  (дата)

 

 

 

Руководитель                                (подпись)                               Воробьёва И.И.

        (дата)

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема курсовой работы: Фискальная политика. Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь

 

26 с.: Табл. 0. Ил. 5. Библиогр. – 24 назв.

 

Ключевые слова: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, государственные расходы, государственные доходы, государственный бюджет, налоги

 

Объект исследования: фискальная политика в Республике Беларусь

 

В работе проведено изучение сущности фискальной политики государства, ее целей, инструментов, видов, механизма реализации фискальной политики, а также ее преимуществ и недостатков. Рассмотрены основные особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

 

 

________________________

(Подпись)

ABSTRACT

 

Subject of a term paper: Fiscal policy. The main directions of fiscal policy in Republic of Belarus

 

26 pages:  Tab. 0 illust.  5.   Bibliogr.  –  24 name

 

Keywords: fiscal policy, budgetary tax policy, public expenditures, state revenues, state budget, taxes

 

Object of research: fiscal policy in Republic of Belarus

 

In work studying of essence of fiscal policy of the state, its purposes, tools, types, the mechanism of realization of fiscal policy, and also its advantages and shortcomings is carried out. The main features of realization of fiscal policy in Republic of Belarus at the present stage are considered.

 

 

________________________

(Signature)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

введение

 

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет фискальная политика государства.

Под фискальной политикой в экономической теории принято понимать совокупное осуществление государством мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходов.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Фискальную политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и фискальная политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Значение фискальной политики государства как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений фискальной политики в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:

1. Изучить теоретические основы фискальной политики государства.

2. Рассмотреть особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь.

Объектом исследования выступает фискальная политика Республики Беларусь.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

При написании курсовой работы были использованы учебная и научная литература, периодические издания журналов и газет, статистическая информация.

 

 

1. сущность фискальной политики, ее цели, инструменты, виды. преимущества и недостатки фискальной политики

 

1.1. Сущность, цели, инструменты и виды фискальной политики государства

 

В условиях рыночной экономики государственное воздействие осуществляется прежде всего посредством денежно-кредитной, налоговой и фискальной политики. Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика, называемая также финансово-бюджетной политикой. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Фискальная политика – совокупность государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.

Основными задачами фискальной политики являются:

    • сглаживание колебаний экономического цикла,
    • обеспечение устойчивых темпов экономического роста,
    • достижение высокого уровня занятости,
    • снижение инфляции.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

– затраты на расширенное воспроизводство;

– непроизводительные расходы государства;

– развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

– проведение структурной политики;

– содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:

– дискреционную;

– недискреционную. [13]

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или хозяйственной жизни. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия.

Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.

Выделяют два вида дискреционной политики:

– стимулирующую,

– рестриктивную.

В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

В целях снижения темпов инфляции реализуют рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности, проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. [4]

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь