Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений фискальной политики в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:
1. Изучить теоретические основы фискальной политики государства.
2. Рассмотреть особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь.
Объектом исследования выступает фискальная политика Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2. Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь

 

В настоящее время фискальная (бюджетно-налоговая) политика Республики Беларусь базируется на концепции сбалансированности бюджета на долгосрочной основе, которая основана на идее проведения антициклической политики на основе встроенных стабилизаторов и изменения величины бюджетного дефицита в период подъема и спада. Фискальная политика проводится в русле выбранной модели социально-ориентированной экономики.

Основными характеристиками этой политики являются высокий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет, значительный удельный вес социальных расходов в общей структуре бюджетных расходов, возрастающие расходы на поддержку отдельных секторов экономики, в первую очередь, сельского хозяйства.

Для того чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Отличительной особенностью фискальной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне – в пределах 2 % ВВП. В основном же наблюдается профицит.

Однако одновременно с этим внешний государственный долг в стране возрос в 2009 – 2011 годах в связи с экономическим кризисом.

Разработка основных направлений фискальной политики в Республике Беларусь возложена на высшие органы государственной власти – Парламент, аппарат Президента, Правительство.

Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах, обязательных платежах, а также определяет объем и структуру государственных расходов. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии соответствующего заключения Правительства.

Оперативное управление и реализация основных параметров фискальной политики государства в РБ возложены на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам, Комитет государственного контроля.

Министерство финансов при участии Министерства по налогам и сборам выполняет в области фискальной политики следующие функции:

    • разрабатывает концепцию фискальной (бюджетно-налоговой) политики; предложения по совершенствованию налоговой системы в республике;
    • намечает необходимые меры по налоговому стимулированию предпринимательской деятельности в стране;
    • определяет проекты нормативов отчислений от республиканских налогов и доходов в местные бюджеты;
    • участвует в разработке международных соглашений об устранении двойного налогообложения доходов и имущества.

На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы.

Фискальная политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.

По итогам I полугодия 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 92,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,2% в реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,3 % ВВП (в I полугодии 2012 года – 29,9 % ВВП).

 

Рис. 2.1 Структура доходов бюджета Республики Беларусь в 1 полугодии 2012– 2013 годов

 

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формировалась за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2013 года в бюджет поступило 81,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 3,5% (рис. 2.1).

Неналоговые доходы за I полугодие 2013 года сложились в сумме 10,2 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2012 года увеличились на 1,8%.

Безвозмездные поступления составили 0,1 трлн. руб.

Формирование налоговых доходов за I полугодие 2013 года на 92,8 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (31,2 %), налога на прибыль (17,6 %), подоходного налога (15,3 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (15,0 %), акцизов (9,2 %), налогов на собственность (4,5 %) (рис. 2.2.).

 

Рис. 2.2 Структура налоговых доходов бюджета Республики Беларусь в 1 полугодии 2012 – 2013 годов

 

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2012 года вызвано, главным образом, снижением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 3,3 п.п.) за счет снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, ростом доли подоходного налога (на 2,3 п.п.) за счет роста заработной платы, ростом доли акцизов (на 1,8 п.п.) за счет увеличения их ставок, а также уменьшением доли налога на прибыль (на 1,5 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в I полугодии 2013 года составили (изменение в реальном выражении к соответствующему периоду 2012 года):

по налогу на добавленную стоимость 25,4 трлн. руб. (увеличение на 6,8%);

по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 12,2 трлн. руб. (снижение на 15,4%);

по налогу на прибыль 14,4 трлн. руб.(снижение на 4,5%);

по подоходному налогу 12,5 трлн. руб. (увеличение на 21,3%);

по акцизам 7,5 трлн. руб. (увеличение на 28,4%);

по налогам на собственность 3,7 трлн. руб. (увеличение на 25,7%).

 

Рис. 2.3 Динамика налоговых доходов бюджета Республики Беларусь в 1 полугодии 2012 – 2013 годов

 

В структуре консолидированного бюджета 54,8 % составляли доходы республиканского бюджета и 45,2 % доходы местных бюджетов (без учета

безвозмездных поступлений).

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2013 г. профинансированы в сумме 86,2 трлн. руб. (на 2% выше уровня I полугодия 2012 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 1,8 п.п., составив 30,2% ВВП.

Бюджетная политика в области расходов в текущем году направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездифицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (11,7 трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 61,9% общегосударственных расходов. В январе-июне текущего года расходы на реализацию государственной инвестиционной программы увеличились относительно того же периода 2012 года на 34% в реальном выражении. Около 16,4% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с январем-июнем 2012 года такие расходы сократились на 21,7% (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4 Структура расходов бюджета Республики Беларусь в 1 полугодии 2011 – 2013 годов

 

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 37,7 трлн. руб., в том числе на образование – 16,3 трлн. руб., здравоохранение – 11,4 трлн. руб.

Расходы бюджета на национальную экономику составили 15,3 трлн. руб., или 17,8% всех бюджетных расходов. Более 56% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

 

Рис. 2.5 Экономическая классификация расходов бюджета Республики Беларусь в 1 полугодии 2011 – 2013 годов

 

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начислений на зарплату работников бюджетного сектора – 27,3 трлн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы увеличились на 4,5% в реальном выражении, составив 31,7% от общего объема бюджетных расходов и 39,1% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 16,7 трлн. руб. бюджетных средств, или 19,4% всех расходов. По сравнению с I полугодием 2012 г. капитальные расходы увеличились на 5,2% (рис. 2.5).

Консолидированный бюджет (республиканский бюджет и местные бюджеты) в I полугодии 2013 года исполнен с профицитом в размере 5,8 трлн. руб., или 2% ВВП (в I полугодии 2012 года – 1,5% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

Доходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в I полугодии 2013 года составили 36,7 трлн. руб., расходы – 37,1 трлн. руб.

Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в январе-июне 2013 года исполнен с профицитом в размере 5,4 трлн. руб. (1,9% ВВП). Доходы бюджета составили 128,6 трлн. руб. (45,1% ВВП), расходы – 123,3 трлн. руб. (43,2% ВВП).

Проанализировав реализацию фискальной политики в Республике Беларусь, можно сделать следующие основные выводы.

В настоящее время основная доля доходов бюджета Республики Беларусь формируется за счет налоговых поступлений. При этом особый акцент делается на налог на добавленную стоимость, ибо его плательщиком являются практически все предприятия и организации вне зависимости от различных факторов – реализации продукции, прибыльности предприятия и т.д.

Поэтому Министерство финансов Республики Беларусь в Проекте бюджета республики на 2014 год выступает за рост ставки НДС с 20% до 22% при снижении ставки налога на прибыль с 18% до 12%.

Объясняется это тем, что в 2013 году с связи с негативными явлениями в экономике увеличилось количество убыточных организаций (которые не производят уплату налога на прибыль), а платить НДС этим организациям всё равно придется.

Таким образом, в условиях снижения экспорта в экономике Республики Беларусь в 2013 году и, соответственно, снижения доходов бюджета, фискальная политика нацелена на увеличение налоговых доходов бюджета для недопущения его дефицита.

Что касается расходов государственного бюджета, то в 2013 году проводится оптимизация численности государственного аппарата, содержащегося за счет бюджета. Однако данные мероприятия не повлекут снижения расходов, так как сэкономленные финансовые средства пойдут на оплату оставшихся работников для повышения престижа государственной службы в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

заключение

 

В курсовой работе рассмотрена фискальная политика на уровне экономики страны.

Фискальная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.

Основными задачами фискальной политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер.

Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы, трансферты, налоги.

Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов.

Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь