Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:13, контрольная работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ 4
2. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И НАЛОГИ. 10
3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Займы или
выпуск новых денег.
1. Заимствование. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за привлечение финансовых средств. Этот дополнительный спрос на финансы вызовет рост равновесного уровня процентной ставки. Величина инвестиционных расходов обратно пропорциональна ставке процента. Следовательно, правительственное заимствование, способствуя повышению уровня процентной ставки, может «вытеснить» с рынка часть расходов частных инвесторов и чувствительных к уровню процента потребительских расходов.
2. Создание денег. Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, вытеснения частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут возрастать, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Создание новых денег представляет собой более благоприятный для экономического роста способ финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток.
Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства таких фискальных мер, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект подобного излишка зависит от того, как правительство им распорядится.
1. Погашение долга. Правительству приходится использовать излишек бюджетных средств для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие такого излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство направляет свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая тем самым снижение процентной ставки и стимулируя инвестиции и потребление.
2. Изъятие
из обращения. С другой
Фискальная
политика строится на
Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Государственные расходы
расходы на социально-культурные нужды;
расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
военные расходы;
расходы на управление.
Структура государственных
расходов, т.е. соотношение между
перечисленными группами
По роли в
расходы в сферу материального производства;
расходы на непроизводственную сферу;
расходы на создание резервов.
По целевому назначению государственные расходы делятся на:
капитальные затраты – затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники).
текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.
затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.
По территориальному признаку
расходы делятся на
По источникам
бюджетные ассигнования;
расходы за счет резервных и страховых фондов;
кредитные источники финансирования;
самофинансирование.
Расходы государства в
В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями.4
1. Финансирование отраслей
2. Финансирование новых отраслей,
имеющих стратегическое
3. Финансирование убыточных
4. Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости.
5. Финансирование сельского
6. Финансирование научно-
Налоговый кодекс Российской
Федерации определяет налог
- утверждение налогов –
- налог является индивидуально безвозмездным;
- односторонний характер
- уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
налог взыскивается в условиях безвозвратности;
цель взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Классификация налогов может
быть проведена по разным
По способу взимания:
прямые налоги, которые взимаются
непосредственно с доходов или
имущества налогоплательщика.
- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
- личные прямые налоги, взимаемые
с реально полученного дохода
с учетом фактической
косвенные налоги, которые включаются
в цену товаров, работ, услуг.
Окончательным плательщиком
- косвенные индивидуальные
- косвенные универсальные
- фискальные монополии,
- таможенные пошлины, которыми
облагаются товары и услуги
при пересечении
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:
- федеральные (
- региональные, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны, законодательными органами ее субъектов;
- местные, которые вводятся в
соответствии с
По целевой направленности введения налоги классифицируются:
- абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
- целевые (специальные) налоги,
которые вводятся для
В зависимости от субъекта-налогоплательщика это налоги:
- взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
- взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
- смежные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
По срокам уплаты налоги бывают:
- срочные, которые уплачиваются
к сроку, определенному
- периодично-календарные,
Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогов.
Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.
Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.5
Трудности в ее осуществлении
состоят в том, что эволюция
налоговой системы России
В современных условиях
Устойчивый рост и необходимая дальнейшая консолидация налогово-бюджетной сферы потребуют ускорения структурных реформ для активизации инвестиционной деятельности и развития экспорта, а также комплексной реформы налогообложения и государственных расходов.
Таблица 1.
Структура налоговой задолженности в консолидированный бюджет РФ (млрд руб.)
Показатель |
31.12.06 |
Изменени е за 2007 г. |
31.12.07 |
Изменени е за 2008 г. |
31.12.08 |
Общая задолженность Задолженность по |
914,7 463,8 |
136,3 11,1 |
1051,0 474,9 |
62,7 46,9 |
1113,7 521,8 |
налоговым платежам |
|||||
Недоимка Отсроченные платежи Приостановленные к |
364,6 74,5 24,7 |
-126,9 70,0 68,0 |
237,7 144,5 92,7 |
-28,1 -21,4 96,4 |
209,6 123,2 189,6 |
взысканию |
|||||
Задолженность по |
450,9 |
125,5 |
576,1 |
15,8 |
591,9 |
налоговым санкциям и |
|||||
пеням |