Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ 4
2. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И НАЛОГИ. 10
3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Фискальная политика государства цели и механизмы 516 Академик.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 Займы или  выпуск новых денег. Существуют  два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег для его кредиторов. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае разным.

1. Заимствование.  Если правительство выходит на  денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за привлечение финансовых средств. Этот дополнительный спрос на финансы вызовет рост равновесного уровня процентной ставки. Величина инвестиционных расходов обратно пропорциональна ставке процента. Следовательно, правительственное заимствование, способствуя повышению уровня процентной ставки, может «вытеснить» с рынка часть расходов частных инвесторов и чувствительных к уровню процента потребительских расходов.

2. Создание денег.  Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, вытеснения частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут возрастать, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Создание новых денег представляет собой более благоприятный для экономического роста способ финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Погашение долга  или бездействующий бюджетный избыток.

 Вызванная  избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства таких фискальных мер, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект подобного излишка зависит от того, как правительство им распорядится.

  1. Погашение  долга. Правительству приходится использовать излишек бюджетных средств для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие такого излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство направляет свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая тем самым снижение процентной ставки и стимулируя инвестиции и потребление.

  2. Изъятие  из обращения. С другой стороны,  правительство может добиться  большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка, просто аккумулируя эти избыточные средства в своих руках и исключив любое их дальнейшее использование. Изъятие избытка из обращения означает, что правительство «урезает» общую покупательную способность экономики и до некоторой степени сдерживает ее. Если избыточные налоговые поступления не вливаются обратно в экономику, то тем самым исключается возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. Таким образом, эти избыточные средства ни при каких обстоятельствах не смогут оказать инфляционное давление на экономику и ослабить дефляционное воздействие бюджетного избытка как такового. Следовательно, мы можем заключить, что полное изъятие из обращения бюджетного избытка представляет собой более сдерживающую меру по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.

2. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И НАЛОГИ.

 

 Фискальная  политика строится на использовании  двух экономических регуляторов:  налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

  Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

 Государственные расходы делятся  на четыре основных группы:

расходы на социально-культурные нужды;

расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

военные расходы;

расходы на управление.

 Структура государственных  расходов, т.е. соотношение между  перечисленными группами расходов  в бюджете государства, неодинакова  в разных странах и даже  в одной стране в разные  периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т. п.

 По роли в воспроизводственном  процессе государственные расходы  делятся на три группы:

расходы в сферу материального  производства;

расходы на непроизводственную сферу;

расходы на создание резервов.

По целевому назначению государственные  расходы делятся на:

капитальные затраты – затраты  на расширенное воспроизводство  и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники).

текущие затраты государства –  расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и  т.д.

затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.

 По территориальному признаку  расходы делятся на общегосударственные,  расходы субъектов федерации  и местные расходы.

 По источникам государственные  расходы делятся на три группы:

бюджетные ассигнования;

расходы за счет резервных и страховых фондов;

кредитные источники финансирования;

самофинансирование.

  Расходы государства в экономику  являются постоянной статьей  расходов. Как бы значительны  ни были колебания государственных  расходов в экономику в пределах  отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.

 В настоящее время участие  государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями.4

1. Финансирование отраслей инфраструктуры.

2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения  космоса, некоторых отраслей химической  промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли.

3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится  добыча каменного угля и некоторые  другие отрасли добывающей промышленности.

4. Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости.

5. Финансирование сельского хозяйства  и малодоходных отраслей, имеющих  важное значение для развития  других отраслей.

6. Финансирование научно-исследовательских  работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.

 Налоговый кодекс Российской  Федерации определяет налог как  «обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

- утверждение налогов – прерогатива  законодательной власти;

- налог является индивидуально  безвозмездным;

- односторонний характер установления  налога;

- уплата налога как обязанность  налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;

налог взыскивается в условиях безвозвратности;

цель взимания налога – обеспечение  государственных расходов вообще, а  не какого-то конкретного расхода.

 Классификация налогов может  быть проведена по разным критериям,

По способу взимания:

 прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика. Конечным  плательщиком прямых налогов  является владелец имущества  (дохода). Эти налоги подразделяются  на:

- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

- личные прямые налоги, взимаемые  с реально полученного дохода  с учетом фактической платежеспособности  налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

 косвенные налоги, которые включаются  в цену товаров, работ, услуг.  Окончательным плательщиком косвенных  налогов является потребитель  товаров, работы, услуги. Косвенные  налоги подразделяются в свою  очередь на:

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные  группы товаров (например, акцизы);

- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном  товары, работы, услуги.

- фискальные монополии, распространяемые  на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми  облагаются товары и услуги  при пересечении государственной  границы (экспортно-импортные операции).

В зависимости от органа, который  устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:

- федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством  страны и являются едиными  на всей ее территории;

- региональные, которые устанавливаются  в соответствии с законодательством страны, законодательными органами ее субъектов;

- местные, которые вводятся в  соответствии с законодательством  страны местными органами власти.

По целевой направленности введения налоги классифицируются:

- абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;

- целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования  конкретного направления государственных  расходов.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика  это налоги:

- взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);

- взимаемые с юридических лиц  (например, налог на прибыль организаций);

- смежные, которые уплачивают  как физические, так и юридические  лица (например, земельный налог).

По срокам уплаты налоги бывают:

- срочные, которые уплачиваются  к сроку, определенному нормативными  актами (например, государственная  пошлина);

- периодично-календарные, которые  подразделяются в свою очередь  на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогов.

3. ФИСКАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В РОССИИ

 

 Реформирование бюджетной и  налоговой систем в России  проводится в сложных условиях  трансформации собственности и  становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.

 Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.5

 Трудности в ее осуществлении  состоят в том, что эволюция  налоговой системы России развивалась  долгое время не в соответствии  с теми тенденциями, которые  характерны экономике развитых  рыночных стран.

 В современных условиях наметились  основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Устойчивый рост и необходимая  дальнейшая консолидация налогово-бюджетной сферы потребуют ускорения структурных реформ для активизации инвестиционной деятельности и развития экспорта, а также комплексной реформы налогообложения и государственных расходов.

Таблица 1.

Структура налоговой задолженности в консолидированный бюджет РФ (млрд руб.)

Показатель 

31.12.06

Изменени е за 2007 г.

31.12.07

Изменени е за 2008 г.

31.12.08

Общая задолженность

Задолженность по

914,7

463,8

136,3

11,1

1051,0

474,9

62,7

46,9

1113,7

521,8

налоговым платежам

         

Недоимка Отсроченные платежи  Приостановленные к 

364,6 74,5 24,7

-126,9 70,0 68,0

237,7 144,5 92,7

-28,1 -21,4 96,4

209,6 123,2 189,6

взысканию

         

Задолженность по

450,9

125,5

576,1

15,8

591,9

налоговым санкциям и 

         

пеням

         

Информация о работе Фискальная политика