Источник: МНС.
Большинство предприятий, получивших
право на реструктуризацию задолженности,
в 2008 г. осуществляли платежи с опережением
графика. Вместе с тем ряду предприятий
не удалось уложиться в свои графики, что
грозит им потерей права на рассрочку
платежей. В отношении некоторых из них
инициируется процедура банкротства,
для остальных разработан порядок, позволяющий
им, при определенных условиях, вернуться
на режим реструктуризации задолженности.
Стратегия усиления стимулирующей
функции налогообложения и количественного
увеличения инвестиций предполагает их
программное обеспечение. В состав этой
программы должны входить определенные
меры органов государственного и территориального
управления, реализуемые в логической
последовательности.
К этим мерам относятся:
- обеспечение стабильного налогового
законодательства, недопустимость
любых изменений в налоговой
схеме в течение всего хозяйственного
года. Более того, предполагается
продолжительный по горизонту
мораторий на внесение поправок,
усиливающих налоговое бремя;
- отказ от неоправданной множественности
налогов, число которых только
в России с учетом местных
налогов приблизилось к 100;
- устранение имеющейся дискриминации
в дифференциации налогоплательщиков
в зависимости от форм собственности;
- установление низких налогов на
производителей и «удешевление» кредита;
- усиление целенаправленности
налоговой системы. В условиях
спада производства важно поставить
в привилегированное положение
предприятия (фирмы), реально увеличивающие
объемы производства и осуществляющие
инвестирование средств в его рост. Сделать
это можно разными способами, например,
освободив от налогов часть прибыли, полученной
от увеличения объема реализации в сопоставимых
ценах. Желательно также полностью освободить
от налогообложения вклады инвесторов
и прибыль предприятий, направляемую на
развитие производства, НИОКР, содержание
объектов социальной сферы;
- придание действенного и конкретного
характера налоговым льготам,
которые теперь в большинстве
носят декларативный и показной
характер, в результате чего теряют стимулирующее
значение. Вновь создаваемым или реконструированным
предприятиям необходимо предоставлять
льготы с момента не их регистрации, а
получения первой прибыли.
Как показывает мировой опыт
развитых стран, современная
налоговая система должна стимулировать
научно-технический прогресс, структурную
передислокацию ресурсов и рабочей силы,
выпуск дефицитной продукции, развитие
предпринимательства. В тоже время она
должна подавлять такие негативные тенденции,
как монополизм, рост издержек, спекулятивная
активность, инфляция.
Такова общая концепция перестройки
налоговой системы переходной
экономики в направлении безусловного
экономического роста при одновременной
максимизации индивидуального богатства
налогоплательщиков и налоговых
поступлений в бюджет.
В итоге экономическая динамика
общества будет обеспечиваться
через концентрацию налоговых
поступлений в бюджет и направлений
бюджетных ассигнований на инвестирование
средств в различные структуры
и программы, а также социально-культурную
сферу. Именно через бюджет реализуются
прямые и обратные связи по регулированию
и поддержанию макроэкономического равновесия
совокупного спроса и совокупного предложения.
Функции налогообложения в
обеспечении инвестирования не
абстрактны. Они выполняют задачи
ресурсно-денежного обеспечения этого
процесса по разработанным программам.
Это связи прямого характера.
В свою очередь, экономический
рост и расширение масштабов
производства увеличивают налоговое
поле и обратное увеличенное
поступление ресурсов. Это обратные
связи в общей экономической динамике.
Изменение налоговых ставок
незамедлительно сказывается на
мотивации экономических собственников.
Претензии государства на чрезмерную
долю конечного продукта могут
не только ослабить, но и подорвать
мотивацию экономических агентов к хозяйственной
деятельности вообще. Налоги представляют
собой субъективное «вторжение» в реальные
процессы трансформации собственности,
ускоряя либо замедляя «способ работы
над продуктом». Так высокие налоговые
ставки с началом либеральных реформ в
России объективно не позволили должным
образом развиться малому бизнесу, да
и крупные предприятия испытывали экономический
«дискомфорт» от проводимой государством
воинствующей фискальной рестрикции.
Названная фискальная рестрикция
стала одной из веских причин возникновения
и бурного развития внелегальных хозяйственных
структур. Именно это можно наблюдать
в современной российской экономике, где
сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого
результата и не вывели из «тени» большинство
хозяйственных структур.
Скрытые формы присвоения
благ оказывают обратное влияние
на фискальную политику государства,
замедляя либо ускоряя принятие
соответствующих решений. Например,
современная преимущественно экспансионистская,
фискальная политика российского
государства в немалой степени явилась
закономерным следствием массового ухода
от налогов, вызванного в свое время фискальной
рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов
сниженные налоговые ставки не дали, тем
не менее именно в них можно видеть один
из факторов стратегической социально-экономической
стабилизации в современной России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей задачей, которая
возложена на государство, выступает
регулирование экономической жизни.
Для ее решения властям необходимо
достичь сбалансированности экономического
развития. Для этого государство стимулирует
экономический рост, поддерживает определенный
уровень занятости, сдерживает инфляцию,
обеспечивает устойчивость национальной
валюты.
Для регулирования рыночной
экономики государство активно
использует инструменты фискальной политики,
которая наряду с его кредитно-денежной
политикой обладает огромными возможностями.
Фискальная политика - это целенаправленное
манипулирование государственными
расходами и налоговыми поступлениями
со стороны правительства для обеспечения
полной занятости, стабильности цен и
экономического роста.
Правительство прибегает к
стимулирующей фискальной политике,
которая проявляется в смещении кривой
совокупного спроса вправо, для поощрения
расходов и увеличения реального объема
производства. Эта политика предполагает
увеличение государственных расходов,
снижение налогов или сочетание обеих
мер.
Основными инструментами фискальной
политики служат налоги и госрасходы.
Вмешательство государства
в экономику с целью ее регулирования
осуществляется в двух формах фискальной
политики – дискреционной и недискреционной
(автоматической). Первая – дискреционная
форма фискальной политики – основана
на сознательном вмешательстве государства
в налоговую систему (изменение налоговой
структуры, налоговых ставок) и госрасходы.
Ее целью является бюджетное регулирование
экономического роста, занятости и инфляции.
Фискальная политика может быть
ослаблена эффектом чистого экспорта,
который проявляется через изменение:
а) процентной ставки; б) стоимости
доллара на мировом рынке; в) величины
экспорта и импорта.
С самого начала экономических
реформ в России правительство
взяло ориентир на введение
чрезвычайно высокого налогообложения
на доходы фирм. Ответной реакцией
явилось огромное развитие теневой
экономики. В итоге Правительство Российской
Федерации было не в состоянии собрать
в доходную часть бюджета до половины
предусмотренных налоговых поступлений.
Стало быть, теневая экономика наносит
серьезный ущерб формированию доходной
части государственного бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., Юрайт, 2005.
- Бункина М.К. Национальная экономика. М., Логос, 2003.
- Балацкий Е. В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования.-2010.-№5.
- Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М., Дело, 2006.
- Коршунов В.В. Взаимосвязь производных способов присвоения и налогообложения в переходной российской экономике. // Финансы и кредит. -2007. -№6.
- Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – Т.1.-13-е изд. – М., Инфра-М., 2003.
- Носова С.С. Экономическая теория. М., Владос, 2000.
- Тарасевич Л.С. Макроэкономика. М., Юрайт, 2006.
- Экономика / под ред. Е.Н. Лобачевой. – М., Экзамен, 2006.
- Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева – М., Владос, 2005.
1 Коршунов В.В. Взаимосвязь производных
способов присвоения и налогообложения
в переходной российской экономике. //
Финансы и кредит. -2007. -№6. С. 21.
2 Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева
– М., Владос, 2005. С. 188.
3 Балацкий Е. В. Эффективность фискальной
политики государства. // Проблемы прогнозирования.-2010.-№5.
С. 13.
4 Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы
и политика – Т.1.-13-е изд. – М., Инфра-М.,
2003. С. 264.
5 Балацкий Е. В. Эффективность фискальной
политики государства. // Проблемы прогнозирования.-2010.-№5.
С. 14.