Фондовая биржа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Целью работы является уточнение сущности административного договора как формы управленческой деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть задачи и функции фондовых бирж;
- раскрыть сущность правового статуса фондовой биржи;
- определить состояние и проблемы фондовых бирж в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ ФОНДОВЫХ БИРЖ 4
2 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ 7
3 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВОЙ БИРЖИ 14
4. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОНДОВЫХ БИРЖ В РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Работа готовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Как только участники торгов (член биржи, брокеры — представители  продавца и покупателя) согласовали  условия сделки, последние тут же регистрируются, и каждый участник торгов по этой сделке получает соответствующее подтверждение от биржи. Поэтому не может быть никаких споров о том, какое конкретное соглашение было достигнуто по поводу той или иной сделки.

Выполняя указанную задачу, биржа берет на себя обязанности посредника при осуществлении расчетов. Под этим подразумевается, что биржа принимает на себя ответственность за выполнение всех подтвержденных сделок, т.е. что покупки будут оплачены, а все проданные акции будут доставлены для передачи новому покупателю или по его указанию другому лицу. Это чрезвычайно важная функция биржи, поскольку она дает всем покупателям и продавцам гарантию, что их операции будут полностью завершены.

Наиболее существенной проблемой  в биржевой торговле является проблема исполнения сделок: сможет ли покупатель заплатить за ценные бумаги, на покупку которых он дал указание, или сможет ли продавец действительно представить ценные бумаги, в отношении которых он дал указание о продаже. Хотя биржа не может проверить каждого конкретного продавца и покупателя, она может и должна предъявлять жесткие требования как к профессионализму участников торгов, так и к их финансовому состоянию. Кроме того, гарантия исполнения сделок достигается за счет постоянного совершенствования системы клиринга и расчетов.

Гарантия исполнения сделок обеспечивается контролем за системой, обслуживающей биржу (уменьшение риска  системы в связи с ее повреждением или риска цепного невыполнения финансовых условий).

Биржа должна обеспечивать постоянный контроль за состоянием своих внутренних систем коммуникаций, чтобы гарантировать их надежность, и осуществлять надзор за соблюдением финансовой дисциплины ее членов — участников торгов, чтобы банкротство одного члена (участника) не повлекло за собой банкротства другого.

Гарантия исполнения сделок, заключенных на бирже, тесно связана  с такой проблемой, как защита денег клиента. Самостоятельно решить эту проблему биржа не может, однако в своих правилах торговли она  отмечает, что члены биржи, управляющие деньгами клиента, по которым еще не наступил срок платежа по сделке, должны хранить деньги клиента отдельно от своих собственных денег. Правила торговли биржи могут включать требование, чтобы такие деньги были положены на отдельный инвестиционный банковский счет в банке третьей стороны так, чтобы в случае неспособности фирмы — члена биржи выполнить свои собственные финансовые обязательства она бы не смогла, даже неумышленно, использовать деньги клиента. Система регулирования здесь чрезвычайно жесткая, и биржа должна проводить регулярные проверки правильности ведения учета операций и осуществлять контроль ведения банковского счета (в основном ежедневно).

Седьмая задача биржи заключается в разработке этических стандартов, кодекса поведения  участников биржевой торговли. Для ее выполнения на бирже принимаются специальные соглашения, которые разрешают использование специфических слов и оговаривают соблюдение их строгой интерпретации.

Биржа должна контролировать разработанные ею стандарты и  кодекс поведения, применять штрафные санкции вплоть до приостановки деятельности или лишения лицензии в случае их несоблюдения.

В зарубежной практике принято разрабатывать специальный свод деловых правил для биржи. В них излагаются основы взаимоотношений с клиентами. Сюда включают вопросы, относящиеся к рекламе, — что разрешено и что не разрешено; извещение о подтверждении — минимальный перечень деталей, о которых необходимо сообщить; телефонные разговоры — когда они разрешены и когда нет, и возможные темы разговоров; типы инвестиционных консультаций — доверительные, частные, профессиональные; услуги по оценке — какая минимальная информация должна быть предоставлена; качество консультаций — не вводящие в заблуждение обзоры; качество персонала, который в состоянии давать инвестиционные консультации, — лицензирование частных лиц и фирм, квалификационные экзамены; защита денег клиента — специальные правила и отдельные банковские счета; достаточность средств (капитала) — обеспечение капиталом потребностей фирмы для покрытия исполнения приказа; контроль за соблюдением — независимые должностные лица, гарантирующие соблюдение фирмами всех правил; документация клиентов и предоставление информации фирмой — проверка документации, скрепленной подписями клиентов, подтверждающей свои права и права фирмы, и информация об услугах, предоставляемых брокерами; действия в отношении новой эмиссии — процедура подачи заявок клиентами; процедура обжалования — первоначальные и независимые действия, сообщение о случаях нарушения в регулирующий орган; многое другое.

Свод деловых  правил и операционный кодекс должны ответить на многие вопросы, но для  того чтобы проконтролировать их строгое соблюдение, биржа осуществляет наблюдение за поведением участников торгов. Она должна быть уверена в том, что участники торгов осведомлены о последних изменениях правил и корректируют свои действия соответствующим образом и что ожидаемые высокие стандарты не снижаются, Такое наблюдение позволяет выявить, не появились ли несоответствия в самих правилах или в их применении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВОЙ БИРЖИ

 

Федеральный закон  от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусматривает возможность осуществления юридическим лицом деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме акционерного общества или некоммерческого партнерства. В первом случае на деятельность фондовой биржи распространяется Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", во втором случае - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О некоммерческих организациях", если иное не предусмотрено в Законе о рынке ценных бумаг.

Так, одному акционеру  фондовой биржи или его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Данные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества при принятии решения о преобразовании членами фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Деятельность  по организации торговли вправе осуществлять только юридические лица, имеющие  лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг производит Федеральная служба по финансовым рынкам.

Фондовая биржа  не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой  деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и (или) товарной биржи и (или) клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме  некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.

Государством  устанавливаются и требования к  организации структурных подразделений фондовой биржи.

Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. На фондовой бирже должен быть также  создан коллегиальный исполнительный орган управления. Фондовая биржа  должна иметь специальный комитет  совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и представление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржей.

Фондовая биржа  должна также иметь биржевой совет. При наличии на бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции. Биржевой совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных нормативных актов (правил допуска к участию к торгам; правил допуска к торгам ценных бумаг; правил проведения торгов и др.), заключения отдела листинга о включении ценных бумаг в котировальный список и об исключении их из списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров биржи. Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов на данной секции), эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти человек. На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

В качестве отдельного структурного подразделения на бирже  должен быть создан отдел по листингу, который осуществляет контроль за соответствием  ценных бумаг и их эмитентов установленным требованиям.

Федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  за рынком ценных бумаг, является Федеральная  служба по финансовым рынкам.

 

  1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОНДОВЫХ БИРЖ В РОССИИ

 

Рост части вложений биржи зависит от верности образования  цены на активы, то есть - от того, могут  ли торговые системы обслуживать  надобности своих эмитентов и  вкладчиков. Отрицательно сказаться  на формировании стоимости может сама структура организации биржи. Весь поток заявок делится на локальные сегменты, а использование сегодняшних технологий купли/продаж на низко прибыльных биржах увеличивает волатильность.

Диспропорция в ценообразовании  показывает себя на развивающихся биржах, что разъясняет спекуляцию и небольшую активность в секторе IPO. В теории как раз модель центральной организации торговли по своим требованиям отвечает верному ценообразованию, то есть, формирует цены, полностью основываясь на предложении и спросе. Централизованные торговые системы имеют и наиболее высокую степень автоматизации.

Под действием технологий разница между двумя структурами  понемногу уменьшается. Торговое пространство унифицируется по направлениям интеграции и последующей специализации на консолидированных биржах, а еще вертикальной дифференциации внутри общего организатора торгов на центральных биржах. Это снижает диспропорции в ценообразовании.

Стоимость, которую установили в одной торговой системе, может  отличаться от стоимости, по сделкам в иной системе. Тогда связи, которые есть между организаторами торгов, приобретают новые формы. Комиссия по активам и фондовым рынкам Америки (SEC) чтобы оценить эффективность ценообразования в условиях консолидированной биржи применяет «фрагментарность» биржи. По определению SEC, это - ситуация, при которой торговля акцией происходит через большое количество организаторов торгов, к тому же так, что участники одной торговой системы не имеют возможности выполнить заказ, который сделали в иной торговой системе.

Так же определение фрагментарности  можно понимать и иначе: участники  одной системы могут не пожелать отправить заказ для исполнения в иную систему, даже если в ней  лучшие условия для сделки.

Фондовая биржа России тоже может иметь условия для развития сегодняшних форм фрагментарности.

На бирже России ситуация дуаполии: 98% общего оборота принадлежат  ММВБ и РТС – две самые большие  биржи. К тому же часть шести самых  активно продаваемых акций, включенных в котировки ММВБ и РТС, равна, 60% и 69% оборота. Средний спрэд по самым продаваемым ценным бумагам, имеющим листинг на данных биржах, равен к средней стоимости покупки 0.69% на РТС и 0.13% на ММВБ. Это дает развитие интернализации потока заявок – брокерские и дилерские фирмы приобретают на себя долю заявок вкладчиков по твердым котировочным листам и потом перепродают выгоднее. Тогда заявки инвестора от своего имени и за свой счет дает возможность посреднику, который имеет доступ к базе данных всех торговых площадок, проводить свою стратегию сделок по арбитражам и спекуляциям.

Информация о работе Фондовая биржа