Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть неформальный институт на примере неформальной занятости, и изучит её особенности в России.
Введение
В современной России у бизнеса нет выбора – быть легальным или теневым. Сращивание с властью предполагает использование теневых схем бизнеса.
Неформальная экономика
Само понятие « неформальная экономика»
родилось в 1970-е годы, когда внимание исследователей
привлекли страны «третьего мира». Ученые
с удивлением обнаружили, что экономика
может быть устроена совсем не так, как
это принято в т.н. цивилизованном мире.
Люди могут не платить налогов, но и не
ждать пенсий от государства, обходиться
без юридических контрактов и арбитражей,
но при этом иметь множество деловых обязательств
и даже вести бизнес без банковских кредитов,
создав альтернативные схемы займа. Про
размеры такой экономики, равно как и про
ее социальную организацию, ничего не
было известно. Но было очевидно, что отсутствие
законов и контрактов не означает хаоса,
что эта экономика имеет иные механизмы
регулирования и принуждения к исполнению
обязательств.
Когда национальную экономику пытались
анализировать по западным стандартам,
получалось, что фиксируемая статистикой
экономика чудовищно мала, а почти
все население – безработные.
Соответственно нет поступлений
в бюджет, то есть это абсолютно
нищие страны. Воображение рисовало
умирающих от голода людей. Однако непосредственное
посещение подобных стран показывало,
что ужасная картинка не соответствует
действительности.
Оказалось, что неформальная экономика
– универсальное явление, различающееся
по странам отнюдь не только масштабом,
но формой, причинностью, социальным составом
вовлеченных.
Цель данной работы – рассмотреть неформальный институт на примере неформальной занятости, и изучит её особенности в России.
Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.
Формальные институты- способ организованного
построения на основе социальной формализации
связей, статусов и норм. Формальные
институты обеспечивают прохождение
деловой информации, необходимой
для функционального
К формальным социальным институтам относятся:
. экономические институты-
. политические институты-
. воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.
Когда же функции, способы социального
института не отражены в формальных
правилах, законах, создается неформальный
институт. Неформальные институты –
спонтанно сложившаяся система
социальных связей, взаимодействий и
норм межличностного и межгруппового
общения. Неформальные институты возникают
там, где неисправность формального
института вызывает нарушение важных
для жизнедеятельности всего
социального организма функций.
В основе механизма такой компенсации
лежит определенная общность интересов
организаций ее членов. Неформальный
институт основан на личном выборе
связей и ассоциаций между собой, предполагая
личностные неформальные служебные отношения.
Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные
институты опираются на жесткую структуру
отношений, в то время как в неформальных
институтах подобная структура носит
ситуационный характер.
Неформальные организации создают больше
возможностей для творческой продуктивной
деятельности, разработке и внедрению
нововведений.
Неформальные институты
возникают из информации, передаваемой
посредством социальных механизмов,
и в большинстве случаев
1) продолжением, развитием
и модификацией формальных
2) социально санкционированными нормами поведения;
3) внутренними, обязательными
для выполнения стандартами
Фактически роль неформальных
институтов выполняет хозяйственная
этика или моральные практики,
исследованиям которых
Если существующие в обществе
этические нормы позволяют
,
где - основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять; - возможная потеря в случае невыполнения контракта; - возможный выигрыш в случае выполнения контракта
Примеры неформальных институтов- национализм,
организации по интересам
- рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные
лидеры в группах, религиозные общины,
деятельность которых противоречит законам
общества, круг соседей.
Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось
множество неформальных организаций и
движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся
природоохранительной деятельностью
и экологическими проблемами, неформальная
организация любителей телевизионной
драмы.
Неформальная экономика — сектор экономики, область человеческой деятельности, направленной на получение выгоды, основное регулирование в которой происходит при помощи доминирующих неформальных норм, может быть определена как вся экономическая деятельность, по разным причинам (не денежный оборот, высокие налоги, законодательные запреты и т. д.) не учитываемая официальной статистикой и не входящая в ВНП.
Сам термин является примером «негативного» определения, то есть определения от противного, среди экономистов нет согласия по поводу того, что считать неформальной экономикой.
Можно ли считать какую-то деятельность с экономической мотивацией элементом неформальной экономики определяется, прежде всего, законами. При этом социальные нормы и мораль не являются определяющими: например воровство и грабёж являются элементами неформальной экономики, а конфискация — нет.
Неформальная экономика в широком смысле тождественна ненаблюдаемой, в неё подмножествами входят нерегулярная, «серая» и теневая экономики а также многие другие.
Неформальная экономика может определяться как совокупность отношений, присущая всей экономике в целом, или — в рамках экономико-социологического подхода — как особая стратегия (логика) экономических агентов, способ заработать на удовлетворении спроса людей, вне зависимости от легальности осуществляемых действий, и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках законов.
Кроме подобного широкого смысла «неформальная экономика» определяется как «серая» экономика: деятельность с целью получения выгоды, когда доходы и способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются. «Серая» экономика — это скрываемая деятельность, которая могла бы быть показана, но тем, кто её осуществляет, представляется более выгодным избегать лишнего внимания контролирующих органов. В это более узкое определение входят легальные виды деятельности теневой экономики (исключая криминальные её виды, см. чёрный рынок) и не входит социальная экономика (в т.ч. домашняя, общинная и моральная), которая с трудом поддаётся учёту, даже если её не стараются скрыть.
В нормативных документах Росстата РФ неформальная экономическая деятельность определена более узко, фактически, как домашняя или общинная экономика как деятельность, осуществляемая в основном на законных основаниях индивидуальными производителями, производящими продукты частично или полностью для собственного потребления.
Происхождение неформальной экономики неразрывно связано с традиционализмом. С 1970-х годов рост неформальной экономики наблюдается в большинстве не только развивающихся, но и развитых стран. Эта тенденция в первую очередь связана со стремлением государства расширить и углубить правовой контроль за различными областями деятельности людей. Однако она может стимулироваться и медлительностью государства при регулировании экономики в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации или при монополизации транснациональными корпорациями целых рынков сбыта товаров и услуг.
Бедность является одновременно следствием и причиной существования неформальной экономики, так как бедные граждане заинтересованы в получении хоть каких-то доходов, при этом законность способа получения отходит на второй план перед необходимостью выживать. Люди из некоторых социальных групп могут практически не иметь шансов на легальное трудоустройство. В некоторых случаях бездомные сами стремятся попасть в тюрьму. Для бедных слоёв населения потери времени, связанные с заключением под стражу, не так страшны, как штрафы, для богатых, соответственно, более страшны потери времени, чем штрафы.
Потребности безграничны, сила
же принуждения государства
Доверие экономических агентов друг к другу как важный элемент неформальных связей крайне важно для существования неформальной экономики. По теории общественного договора Руссо государство должно выступать как агент-гарант и обеспечивать граждан общественными благами, однако при приватизации его функций и правомочий теневыми структурами оно эти функции утрачивает, что приводит к потере доверия к государству и праву как к гаранту соблюдения правил.
1.3 Неформальные институты и их виды |
Государство с его формальными институтами принуждения имеет сравнительные преимущества в осуществлении организованных санкций, во-первых, за счет своей монополии на примере насилия; во-вторых, за счет возможности осуществления долгосрочных инвестиций в технологии мониторинга и принуждения; в-третьих, за счет доверия граждан.
Относительные преимущества государства в распространении информации еще усиливают достоверность угрозы насилия. Поэтому организованные санкции за нарушение формальных институтов обычно берет на себя государство. Многие исследователи даже отождествляют формальные институты и государственные институты, употребляя данные термины в качестве синонимов. Но это справедливо для сильного государства с развитой рыночной экономикой и не всегда справедливо для государства слабого, не справляющегося со своими функциями (например, для государства с переходной экономикой). В слабом государстве сфера предложения формальных институтов — естественная государственная монополия — становится конкурентной: возникают альтернативные формальные институты, которые составляют прямую конкуренцию государственным.
Мы определили формальные институты, как институты, которым соответствуют зафиксированные в письменном виде правила, а санкции за их нарушение носят организованный характер. И хотя выполнение одного из этих условий практически всегда влечет за собой выполнение второго, есть и исключения, когда санкции осуществляет не государство, руководствуясь законами, а другие субъекты, которые действуют, опираясь на неписанные, хотя и достаточно прозрачные правила. Чтобы избежать путаницы, будем называть такие неформальные институты жесткими, подчеркивая организованный и строгий характер санкций за их нарушение.
Рассмотрим два примера жестких институтов, развитие которых в России сопровождало переход от плановой экономики к рыночной. Первый пример показывает, как в условиях слабого государства могут возникать альтернативные институты, функционирование которых связано с высокими издержками и является стабильным (они встраиваются в государственную систему, снижая ее эффективность). Второй пример показывает, как неспособность государства выполнять определенные функции стимулирует формирование альтернативных институтов, готовых эти функции исполнить и вытесняющих государство из сферы, где оно не является эффективным.
«Крыши» |
«Крышей» называют в России криминальную силовую группировку, оказывающую покровительство какой-либо фирме и взамен регулярно изымающую у нее часть доходов. «Крышевание» заключается в решении проблем фирмы и в сфере коррупционного, и в сфере некоррупционного (налогового) обложения и может осуществляться как в рамках летальной силовой государственной структуры («красная крыша»), так и в рамках нелегальной силовой структуры («черная крыша»).
Информация о работе Формальные и неформальные институты. Виды и взаимодействие