Формальные и неформальные институты. Виды и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть неформальный институт на примере неформальной занятости, и изучит её особенности в России.

Файлы: 1 файл

2) КУРСОВАЯ.docx

— 66.40 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современной России у бизнеса  нет выбора – быть легальным или  теневым. Сращивание с властью предполагает использование теневых схем бизнеса.

Неформальная экономика объединяет виды экономической деятельности, которые  не учитываются статистикой, не попадают под налогообложение и не фиксируются  юридическими контрактами. То есть это  экономика, не регулируемая непосредственно государственными правилами законами. 
Само понятие « неформальная экономика» родилось в 1970-е годы, когда внимание исследователей привлекли страны «третьего мира». Ученые с удивлением обнаружили, что экономика может быть устроена совсем не так, как это принято в т.н. цивилизованном мире. Люди могут не платить налогов, но и не ждать пенсий от государства, обходиться без юридических контрактов и арбитражей, но при этом иметь множество деловых обязательств и даже вести бизнес без банковских кредитов, создав альтернативные схемы займа. Про размеры такой экономики, равно как и про ее социальную организацию, ничего не было известно. Но было очевидно, что отсутствие законов и контрактов не означает хаоса, что эта экономика имеет иные механизмы регулирования и принуждения к исполнению обязательств.

Когда национальную экономику пытались анализировать по западным стандартам, получалось, что фиксируемая статистикой  экономика чудовищно мала, а почти  все население – безработные. Соответственно нет поступлений  в бюджет, то есть это абсолютно  нищие страны. Воображение рисовало умирающих от голода людей. Однако непосредственное посещение подобных стран показывало, что ужасная картинка не соответствует  действительности. 
Оказалось, что неформальная экономика – универсальное явление, различающееся по странам отнюдь не только масштабом, но формой, причинностью, социальным составом вовлеченных.

Цель данной работы – рассмотреть неформальный институт на примере неформальной занятости, и изучит её особенности в России. 

 

 

 

 

 

 

  1. Формальные и неформальные институты. Виды и взаимодействие.

 

    1. Формальные и неформальные институты.

Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить  их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.

Формальные институты- способ организованного  построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение  деловой информации, необходимой  для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

. экономические институты- банки,  производственные учреждения;

. политические институты- парламент,  милиция, правительство;

. воспитательные и культурные  институты- семья, институт и  др. учебные заведения, школа,  художественные учреждения.

Когда же функции, способы социального  института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты –  спонтанно сложившаяся система  социальных связей, взаимодействий и  норм межличностного и межгруппового  общения. Неформальные институты возникают  там, где неисправность формального  института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего  социального организма функций. В основе механизма такой компенсации  лежит определенная общность интересов  организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. 
Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Неформальные институты  возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели  решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между  людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю  современную экономику. Возникая как  средство координации устойчиво  повторяющихся форм человеческого  взаимодействия, неформальные ограничения  являются:

1) продолжением, развитием  и модификацией формальных правил;

2) социально санкционированными  нормами поведения;

3) внутренними, обязательными  для выполнения стандартами поведения.

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная  этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено  значительное число научных исследований. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам  экономики основываться в своих  действиях больше на доверии, чем  на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком  обществе сделки будут носить более  регулярный и сложный характер. Это  доказано Коулменом, предложившим следующую  формулу для сопоставления степени  доверия и возможных выгод  и убытков от надлежащего исполнения или невыполнения условий контракта:  

 

,

где -  основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять; - возможная потеря в случае невыполнения контракта; - возможный выигрыш в случае выполнения контракта

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам 
- рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. 
Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.

 

    1. Неформальная экономика, как сущность неформальных институтов

 

Неформальная экономика — сектор экономики, область человеческой деятельности, направленной на получение выгоды, основное регулирование в которой происходит при помощи доминирующих неформальных норм, может быть определена как вся экономическая деятельность, по разным причинам (не денежный оборот, высокие налоги, законодательные запреты и т. д.) не учитываемая официальной статистикой и не входящая в ВНП.

Сам термин является примером «негативного»  определения, то есть определения от противного, среди экономистов нет  согласия по поводу того, что считать  неформальной экономикой.

Можно ли считать какую-то деятельность с экономической мотивацией элементом  неформальной экономики определяется, прежде всего, законами. При этом социальные нормы и мораль не являются определяющими: например воровство и грабёж являются элементами неформальной экономики, а конфискация — нет.

 

Неформальная экономика в широком смысле тождественна ненаблюдаемой,  в неё подмножествами входят нерегулярная, «серая» и теневая экономики а также многие другие.

Неформальная экономика может  определяться как совокупность отношений, присущая всей экономике в целом, или — в рамках экономико-социологического подхода — как особая стратегия (логика) экономических агентов, способ заработать на удовлетворении спроса людей, вне зависимости от легальности осуществляемых действий, и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках законов.

Кроме подобного широкого смысла «неформальная  экономика» определяется как «серая»  экономика: деятельность с целью  получения выгоды, когда доходы и  способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются. «Серая» экономика — это скрываемая деятельность, которая могла бы быть показана, но тем, кто её осуществляет, представляется более выгодным избегать лишнего внимания контролирующих органов. В это более узкое определение входят легальные виды деятельности теневой экономики (исключая криминальные её виды, см. чёрный рынок) и не входит социальная экономика (в т.ч. домашняя, общинная и моральная), которая с трудом поддаётся учёту, даже если её не стараются скрыть.

В нормативных документах Росстата РФ неформальная экономическая деятельность определена более узко, фактически, как домашняя или общинная экономика  как деятельность, осуществляемая в основном на законных основаниях индивидуальными производителями, производящими продукты частично или полностью для собственного потребления.

Происхождение неформальной экономики неразрывно связано с традиционализмом. С 1970-х годов рост неформальной экономики наблюдается в большинстве не только развивающихся, но и развитых стран. Эта тенденция в первую очередь связана со стремлением государства расширить и углубить правовой контроль за различными областями деятельности людей. Однако она может стимулироваться и медлительностью государства при регулировании экономики в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации или при монополизации транснациональными корпорациями целых рынков сбыта товаров и услуг.

Бедность является одновременно следствием и причиной существования  неформальной экономики, так как  бедные граждане заинтересованы в получении  хоть каких-то доходов, при этом законность способа получения отходит на второй план перед необходимостью выживать. Люди из некоторых социальных групп могут практически не иметь шансов на легальное трудоустройство. В некоторых случаях бездомные сами стремятся попасть в тюрьму. Для бедных слоёв населения потери времени, связанные с заключением под стражу, не так страшны, как штрафы, для богатых, соответственно, более страшны потери времени, чем штрафы.

Потребности безграничны, сила же принуждения государства ограничена, как ограничены его ресурсы, это приводит к невозможности установления законности в случаях, когда в государстве действуют явно невыгодные обществу законы, при этом люди идут на правонарушения даже под страхом смертной казни. Из моделей экономики преступления и наказания следует, что чем больше прибыли может принести правонарушение, тем больше средств необходимо будет потратить на его сдерживание, или тем более жестокие законы необходимо будет установить. Коррупция законотворческих органов приводит к принятию законов без балансирования интересов личности, общества и государства.

Доверие экономических агентов  друг к другу как важный элемент  неформальных связей крайне важно для  существования неформальной экономики. По теории общественного договора Руссо государство должно выступать как агент-гарант и обеспечивать граждан общественными благами, однако при приватизации его функций и правомочий теневыми структурами оно эти функции утрачивает, что приводит к потере доверия к государству и праву как к гаранту соблюдения правил.

 

1.3 Неформальные институты и их виды

 

Государство с его формальными институтами принуждения имеет сравнительные преимущества в осуществлении организованных санкций, во-первых, за счет своей монополии на примере насилия; во-вторых, за счет возможности осуществления долгосрочных инвестиций в технологии мониторинга и принуждения; в-третьих, за счет доверия граждан.

Относительные преимущества государства в распространении информации еще усиливают достоверность угрозы насилия. Поэтому организованные санкции за нарушение формальных институтов обычно берет на себя государство. Многие исследователи даже отождествляют формальные институты и государственные институты, употребляя данные термины в качестве синонимов. Но это справедливо для сильного государства с развитой рыночной экономикой и не всегда справедливо для государства слабого, не справляющегося со своими функциями (например, для государства с переходной экономикой). В слабом государстве сфера предложения формальных институтов — естественная государственная монополия — становится конкурентной: возникают альтернативные формальные институты, которые составляют прямую конкуренцию государственным.

Мы определили формальные институты, как институты, которым соответствуют зафиксированные в письменном виде правила, а санкции за их нарушение носят организованный характер. И хотя выполнение одного из этих условий практически всегда влечет за собой выполнение второго, есть и исключения, когда санкции осуществляет не государство, руководствуясь законами, а другие субъекты, которые действуют, опираясь на неписанные, хотя и достаточно прозрачные правила. Чтобы избежать путаницы, будем называть такие неформальные институты жесткими, подчеркивая организованный и строгий характер санкций за их нарушение.

Рассмотрим два примера жестких институтов, развитие которых в России сопровождало переход от плановой экономики к рыночной. Первый пример показывает, как в условиях слабого государства могут возникать альтернативные институты, функционирование которых связано с высокими издержками и является стабильным (они встраиваются в государственную систему, снижая ее эффективность). Второй пример показывает, как неспособность государства выполнять определенные функции стимулирует формирование альтернативных институтов, готовых эти функции исполнить и вытесняющих государство из сферы, где оно не является эффективным.

 «Крыши» 

 

«Крышей» называют в России криминальную силовую группировку, оказывающую покровительство какой-либо фирме и взамен регулярно изымающую у нее часть доходов. «Крышевание» заключается в решении проблем фирмы и в сфере коррупционного, и в сфере некоррупционного (налогового) обложения и может осуществляться как в рамках летальной силовой государственной структуры («красная крыша»), так и в рамках нелегальной силовой структуры («черная крыша»).

Информация о работе Формальные и неформальные институты. Виды и взаимодействие