Формальные и неформальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

В современных условиях устойчивое экономическое развитие страны обеспечивается эффективной инновационной активностью управленческих структур, трансформацией формальных и неформальных институтов в соответствии с переходом к новому – информационному технологическому укладу. Это обуславливает важность изучения институтов, формирующих рыночную экономическую систему, необходимость исследования проблемы объединения экономических институтов в институциональные структуры, выявления условий их формирования и развития в заданном направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Формальные институты 4
Преимущества формальных институтов 5
Неформальные институты 6
Преимущества и недостатки неформальных институтов 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 14

Файлы: 1 файл

инст экономика.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

В настоящий  момент эмпирическая литература по неформальным институтам обычно игнорирует вопрос о том, почему и как возникают  подобные институты. При анализе  таких глубоко укоренившихся  конкурентных неформальных институтов, как обычное право, клиентелизм  и патримониализм, последние нередко  рассматриваются как историческая данность или как часть статичного культурного пейзажа, и авторы редко  задаются вопросом, почему же эти институты  вообще возникли. В итоге нередко  недооценивается та степень, в какой  неформальные институты видоизменяются, адаптируются, а то и появляются заново через какой-то промежуток времени. При этом многие имеющиеся объяснения (особенно исследования дополняющих  институтов) попадаются в известную  ловушку ранних функционалистических описаний неформальных институтов: возникновение  неформальных институтов объясняется  преимущественно в смысле поставленных перед ними целей (например, повышение  эффективности), без выявления тех  механизмов, по которым они создавались. Например, для многих ранних примеров анализа рационального выбора характерно понимание неформальных норм как эффективных методов решения проблем цикличности, распространения информации или коллективных действий. Хотя подобный подход частично пригоден для объяснения долговечности уже возникших неформальных институтов, он неэффективен и даже ошибочен при создании теорий о возникновении институтов. В данном разделе мы пытаемся выйти за пределы статичных и функционалистских описаний, отталкиваясь от идеи, что всеобъемлющие объяснения неформальных институтов должны не только задаваться вопросом, почему акторы придумывают неформальные правила, но и выяснять, каким образом акторы создают и сообщают друг другу эти правила. 

Преимущества и недостатки неформальных институтов   

К преимуществам  неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).    

Недостатки  неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.   

Проблема  с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).   

Очевидно, что в настоящее время для эффективного функционирования общества одних неформальных институтов недостаточно. Социальные и экономические отношения сегодня становятся все менее и менее персонифицированными. Все чаще люди взаимодействуют с «чужаками», и эти отношения уже не столь прочны и безальтернативны, как прежде, когда круг деловых партнеров был узок. Из-за анонимности отношений оказываются малоэффективными стратегии, подразумевающие разрыв каких-либо контактов с нарушителями обязательств. Чем более развито общество, чем более оно урбанистично, тем менее эффективны неформальные институты. Кроме того, чем оно шире, тем меньше шансов, что правила, лежащие в основе неформальных институтов, будут одинаково трактоваться всеми участниками взаимодействия, что также может приводить к неэффективности. 

 
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального  взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами. 

Неформальная институционализация, т.е. вытеснение формальных институтов неформальными правилами, - одно из распространенных следствий поставторитарных (в т.ч. посткоммунистических) трансформаций. 
Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия неформальные ограничения являются:  
1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;  
2) социально санкционированными нормами поведения;  
3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. 

Следует также отметить, что наблюдается  некая оппозиция «формальные  – неформальные правила», это проявляется  противоречивой ролью государства, с одной стороны как ведущего экономического института, а с другой стороны как субъект и как  объект трансформации. Если формальные правила не сформированы, то такой  экономический институт как государство  оказывается во власти групп интересов, которые превалируют над отраслевыми  и региональными интересами. Это  приводит к образованию «институционального  коллапса», блокирующего возможности  свободного функционирования формальных норм и правил. 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аузан А.А. Институциональная экономика: новая инстиуциональная экономическая теория. М.: Инфра-М, 2010., - 266 с.
  2. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика. Ml: Издательский дом ЕУ-ВШЭ. 2010,
  3. Бессонова О.Э. Институциональная теория хозяйственногоразвития России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН,' 2009.
  4. Введение в институциональную экономику / Под ред. Д.С. Львова. -М.: «Издательство «Экономика»; 2009.
  5. Гусарова Е.Ю. Трансформация институциональной структуры в условиях информационной экономики. 2010.
  6. Гусарова Е.Ю. Развитие информационной экономики в России. 2011.
  7. Мамедов О. Ю. Политическая экономия. Пособие по курсу «Основы экономической теории». — Ростов н/Д. Издательство «Феникс»,2008.
  8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 2010.
  9. Нуреев P.M. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2011. №6.
  10. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М., 2009.
  11. Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2010.
  12. Олейник А.Н. Сценарии институционального развития переходного общества // МЭиМО. 2011 №12.
  13. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд. М.: ТЕИС, 2012.
  14. Юдкевич М.М., Кузьминов Я.И. Институциональная экономика: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. ГУ-ВШЭ, 2010.

 


Информация о работе Формальные и неформальные институты