Формирование и использование государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов, и разработке мероприятий по совершенствованию бюджетной системы, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, его содержание и структуру.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Государственный бюджет, его сущность и роль в экономике
1.1 Теоретические подходы формирования и использования государственного бюджета. …………………………………………..……...5
1.2 Источники формирования госбюджета в условиях
рыночной экономики………………………………………………….15
1.3 Основные направления расходования средств
государственного бюджета …………………………...……………...19
2. Формирование и использование государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Принципы формирования государственного бюджета РФ.........23
2.2 Использование государственного бюджета РФ…………………27
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Формирование и использование государственного бюджета.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..3  

  1. Государственный бюджет, его сущность и роль в экономике

1.1 Теоретические подходы  формирования и использования государственного бюджета. …………………………………………..……...5

1.2 Источники формирования госбюджета в условиях

рыночной экономики………………………………………………….15

1.3 Основные направления расходования средств

государственного  бюджета …………………………...……………...19

  1. Формирование и использование государственного бюджета Российской Федерации

          2.1 Принципы формирования государственного бюджета РФ.........23

          2.2 Использование государственного бюджета РФ…………………27

Заключение…………………………………………………………………...35

Список литературы………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе финансовых планов государства центральное место занимает бюджет. Как экономическая категория он выражает отношения, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств. Эти отношения формируются между населением, предприятиями и государством. Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода.

Актуальность  темы обусловлена тем, что среди  финансовых методов, с помощью которых  государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

Как экономическая  категория бюджет представляет собой  систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования бюджетных ресурсов, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Специфика бюджетных  отношений состоит в том, что  они возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Практическая значимость работы заключается в том, что её основные рекомендации и направления можно использовать для повышения эффективности бюджетной политики и государственного бюджета Российской Федерации.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов, и разработке мероприятий по совершенствованию бюджетной системы, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, его содержание и структуру.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

-  исследовать  основные черты и принципы  бюджетного устройства Российской  Федерации; 

-     рассмотреть принципы построения  бюджетной системы;

- изучить источники  формирования налоговых и неналоговых  поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

Объектом исследования работы является государственный бюджет.

Предмет исследования – формирование и использование  государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный бюджет, его сущность и роль в экономике.

1.1 Теоретические подходы с формированием и использованием государственного бюджета.

 

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная  линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Экономика стран  мира развивается циклически, в ней  происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий  фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). [9]

 В зависимости  от того, в какой фазе находится  национальная экономика, формируется  тот или иной тип экономической  политики правительства, государства.  Чаще всего индикаторами, на которые  реагируют конструкторы государственной  экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

 Конкретными  инструментами проведения государственной  экономической политики выступают,  прежде всего, такие фискальные  рычаги воздействия, инструменты  фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.[9]

 Фискальная  политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

 В целом  фискальная политика проявляется  в совокупности государственных  мероприятий по организации управления  финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

 Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.

 В условиях  высокой экономической конъюнктуры  потенциальный избыток бюджета  (превышение государственных доходов  над расходами) может быть направлен  на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.

 Чаще всего  задачей государственной бюджетной  политики становится преодоление  бюджетных дефицитов, достигающих  критического уровня. Бюджетные  дефициты в пределах 5% общего  объема государственного бюджета  и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежную систему государства, приводит к инфляции.

 Стремление  государства погасить дефицит  бюджета денежной эмиссией ведет  к инфляции, а выпуск и продажа  государственных ценных бумаг  как средство преодоления бюджетного  дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

 Политика  государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды -, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

 Политика  государственных доходов исходит  из имеющихся и потенциальных  источников поступления денежных  средств в государственный бюджет  с учетом ограниченных возможностей  использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и, в конечном счете, привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым  мощным направлением государственной  экономической политики, в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов бюджетирования.

С фискальной политикой  государства тесно сплетается его кредитно-денежная политика. Если фискальная политика есть по своей сути финансово-бюджетная политика, то кредитно-денежную политику правильно называть денежной политикой или, точнее, политикой воздействия на денежную массу. Итак, кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.[12]

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения  устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.

 Соответственно  и целевые задачи кредитно-денежной  политики обладают своеобразием. Это - стабилизация уровня цен,  подавление инфляции, стабилизация  покупательной способности и  курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

 Макроэкономическая  денежная политика в ее монетарной  форме связывается, прежде всего, с воздействием на денежную массу. Денежная политика считается жесткой, если государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. И наоборот, денежную политику называют мягкой, если государство способствует увеличению денежной массы или, по крайней мере, не препятствует ему, слабо сдерживая выпуск в обращение новых денег и помогая получению дешевых кредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном через центральный банк страны.[7]

Информация о работе Формирование и использование государственного бюджета