Формирование и использование государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов, и разработке мероприятий по совершенствованию бюджетной системы, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, его содержание и структуру.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Государственный бюджет, его сущность и роль в экономике
1.1 Теоретические подходы формирования и использования государственного бюджета. …………………………………………..……...5
1.2 Источники формирования госбюджета в условиях
рыночной экономики………………………………………………….15
1.3 Основные направления расходования средств
государственного бюджета …………………………...……………...19
2. Формирование и использование государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Принципы формирования государственного бюджета РФ.........23
2.2 Использование государственного бюджета РФ…………………27
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Формирование и использование государственного бюджета.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

По своей  структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных  видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

 

 

1.3 Основные направления расходования средств государственного бюджета

 

Расходы бюджета – это  денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями  расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Государственные расходы являются затратами, связанными с выполнением государством своих  функций. Они складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат, обслуживания государственного долга. Расходы - это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований.

Государственные расходы по своему функциональному  назначению могут быть объединены в  четыре группы. Начнем с государственных  услуг общего назначения. Сюда входят расходы на содержание законодательных и исполнительных органов власти, на внешнюю политику, оборону, общественный порядок, безопасность и др. Важную роль играют расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.). В цивилизованном мире широко распространены государственные услуги, связанные с экономической деятельностью. Таковы расходы на достижение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, на целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и др. Наконец, расходы на выполнение прочих функций. Сюда относятся выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, трансферты общего характера, передаваемые другим государственным органам.

Наиболее существенны  расходы на социальные программы (помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, нуждающимся в медицинской помощи и т.п.), расходы на оборону (в США — около четверти бюджета) и обслуживание государственного долга.

Для экономической  характеристики расходов государства  используется экономическая классификация. В соответствии с ней выделяются текущие расходы и капитальные затраты. К текущим расходам относятся расходы на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов за пользование заемными средствами, субсидии, другие текущие трансфертные платежи. К капитальным затратам относится приобретение основного капитала, приобретение товаров для создания запасов, приобретение земли, нематериальных активов и капитальные трансферты.[12]

Государственные расходы осуществляются в виде закупок товаров (услуг) и трансфертов. Влияние государственных закупок и трансфертов на распределение ресурсов в стране неодинаково. Приобретая товары и услуги, государство перераспределяет ресурсы. Благодаря этому происходит переход от частного к общественному потреблению. Общественное потребление возрастает за счет личного. Социальные платежи населению в виде трансфертов — это выплаты денежных средств. Они ведут к перераспределению личного потребления, гак как трансферты отдельным лицам представляются за счет налогов, уплаченных другими.

В  отношении  анализа государственных расходов важны два аспекта. Первый из них - функциональная классификация расходов. Она определяет назначение или функции, с которыми связаны расходы. Второй аспект — экономическая классификация расходов. Она дает экономическую характеристику операций, посредством которых эти расходы осуществляются.

Наряду с  функциональной и экономической  классификациями интересна перекрестная классификация расходов и чистого  кредитования. Она представляет собой сочетание экономической и функциональной классификации и позволяет определить объемы расходов на оплату труда, закупки, трансферты, капитальные затраты или кредитование по каждой конкретной функции, а также долю затрат на реализацию каждой функции в общем объеме расходов. Перекрестная классификация создает, таким образом, возможность выявить средства, с помощью которых государственные органы управления осуществляют присущие им функции, а также воздействие, оказываемое ими на занятость, государственные закупки товаров и услуг, трансферты другим секторам, капитальные расходы и кредитование.

Чистое кредитование - это кредитование за вычетом погашения  кредитов. Эти операции осуществляются в целях проведения государственной  политики, например, для кредитования инвестиционных и других проектов, нуждающихся в государственной поддержке: сельского хозяйства, строительства жилья, восстановления объектов, разрушенных в результате стихийных бедствий и войн. В объем чистого кредитования, осуществляемого в целях государственной политики, включается предоставление ссуд за вычетом их погашения и приобретение акций за вычетом их продаж в тех же целях.

Чистое кредитование подразделяется на: внутреннее и внешнее.

Внутреннее  кредитование предназначено для  национальных органов других уровней управления, нефинансовых государственных и негосударственных предприятий, финансовых Учреждений и другое внутреннее чистое кредитование.

Внешнее кредитование - это кредитование зарубежных органов  власти, международных организаций, зарубежных фирм и пр.

Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие  на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов и расходов на отдельные секторы экономики - оборону, науку, образование и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие оказывается также косвенным образом — через субсидии, льготы и т.п.

Поскольку уровни развития государственного регулирования  экономики, его конкретные цели, национальный опыт программирования, доли государственной  собственности в экономике разных стран неодинаковы, различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.

В целом, расходы  бюджета играют в государственном  регулировании экономики несравненно  меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование и использование государственного бюджета Российской Федерации

2.1 Принципы  формирования государственного  бюджета РФ

 

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления  отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и  расходов бюджетов всех уровней, а также  источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство  финансов РФ утвердило "Указания о  порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

    • классификацию доходов бюджетов РФ;
    • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
    • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.[1]

Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.

Согласно действующей  бюджетной классификации все  доходы бюджетов делятся на следующие виды:

Доходы бюджета.

1. Налоговые  доходы, которые включают в себя (ст.41 БК РФ):

    • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    •  налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
    • налоги на товары и услуги;
    • налоги на имущество;
    • платежи за использование природных ресурсов;
    • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
    • прочие налоги, сборы и пошлины.

 

Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных  поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета  в разных странах и в различные  временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).

2. Неналоговые  доходы (ст. 41 БК РФ):

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. К безвозмездным  поступлениям относятся (ст. 41 БК  РФ):

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы зачисляются  на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном  Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами  в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

Органы Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета  соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Информация о работе Формирование и использование государственного бюджета