Формирование и распределение прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать мероприятия по повышению прибыли.
Достижение поставленной цели в курсовой работе реализуется посредством решения следующих задач:
- изучить сущность прибыли, ее экономическое содержание;
- изучить виды и состав прибыли;
- изучить факторы и резервы роста прибыли;
- изучить характеристику предприятия, услуги предприятия;
- провести анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия реализации услуг, себестоимости услуг, рентабельности и финансового состояния предприятия, обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; - провести анализ прибыли предприятия;
- разработать мероприятия по повышению прибыли;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….….3
1.Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия………………….………….6
1.1.Сущность прибыли, ее экономическое содержание………………………………………..6
1.2.Виды и состав прибыли………………………………………………………………………..10
1.3.Факторы и резервы роста прибыли…………………………………………………………..15
2.Технико-экономическая характеристика «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ»………………………..…18
2.1.Общие сведения о предприятии……………………………………………………………....18
2.2.Организация экономической работы на предприятии……………………………………...19
2.3.Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………….…..21
3.Пути повышения прибыли «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ»………………………………………...24
3.1.Порядок формирования прибыли предприятия…………………………………………....24
3.2.Определение возможных направлений роста прибыли предприятия……………………28
Заключение…………………………………………………………………………………….….32
Список литературы…………………………………………………………………………….....34
Приложение 1……………………………………………………………………………..............35
Приложение 2……………………………………………………………………………..............36
Приложение 3……………………………………………………………………………...............37
Приложение 4……………………………………………………………………………...............38
Приложение 5……………………………………………………………………………...............39

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 96.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………………….….3

1.Теоретические аспекты формирования  прибыли предприятия………………….………….6

1.1.Сущность прибыли, ее экономическое  содержание………………………………………..6

1.2.Виды и состав прибыли………………………………………………………………………..10

1.3.Факторы и резервы роста  прибыли…………………………………………………………..15

 

2.Технико-экономическая характеристика  «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ»………………………..…18

2.1.Общие сведения о предприятии……………………………………………………………....18

2.2.Организация экономической работы  на предприятии……………………………………...19

2.3.Анализ основных экономических  показателей деятельности предприятия………….…..21

 

3.Пути повышения прибыли  «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ»………………………………………...24

3.1.Порядок формирования прибыли  предприятия…………………………………………....24

3.2.Определение возможных направлений  роста прибыли предприятия……………………28

 Заключение…………………………………………………………………………………….….32

Список литературы…………………………………………………………………………….....34

Приложение 1……………………………………………………………………………..............35

Приложение 2……………………………………………………………………………..............36

Приложение 3……………………………………………………………………………...............37

Приложение 4……………………………………………………………………………...............38

Приложение 5……………………………………………………………………………...............39

 

 

 

 

Введение

Развитие рыночных отношений требует  осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия  на ускорение социально-экономического, рост эффективности производства и  укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения  его эффективности принадлежит  прибыли. Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.          Прибыль является универсальным показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности. Ее размер и уровень относительно вложенного капитала и производственных затрат отражает успешность и возможности дальнейшего развития и функционирования предприятия.          Прибыль является главным источником расширения производства и наращивания производственного потенциала, которые обеспечивают рост прибыли.            Прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда и его материального стимулирования. За счет прибыли может производиться: премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования; выплата вознаграждений по итогам работы за год; выплата материальной помощи; оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством; выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия; предоставление бесплатного питания работникам; оплата жилья, путевок на лечение и отдых работникам и их детям и другие виды материальной помощи [9].         В росте прибыли предприятий заинтересовано и само государство, так как от этого источника поступают налоговые отчисления в государственный бюджет. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.         Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль является важнейшей оценкой производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует финансовое благополучие предприятия.[1] Основной целью и наиболее важным показателем деятельности предприятия является максимально возможное получение прибыли. Учитывая значимость получения прибыли в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия и была выбрана тема курсовой работы.           Объектом исследования в курсовой работе является   «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ»         Основным видом деятельности «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ» является разработка проектно-сметной документации на строительство систем инженерного обеспечения. Приоритетное направление - проектирование систем газоснабжения.         Предметом исследования является прибыль предприятия и пути ее повышения на примере «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ».     Цель курсовой работы: разработать мероприятия по повышению прибыли.           Достижение поставленной цели в курсовой работе реализуется посредством решения следующих задач:        - изучить сущность прибыли, ее экономическое содержание;   - изучить виды и состав прибыли;        - изучить факторы и резервы роста прибыли;      - изучить характеристику предприятия, услуги предприятия;   - провести анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия реализации услуг, себестоимости услуг, рентабельности и финансового состояния предприятия, обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;           - провести анализ прибыли предприятия;       - разработать мероприятия по повышению прибыли;     Для решения поставленных задач в курсовой работе использованы метод сравнения, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц, метод цепных подстановок, табличный и графический методы.    В первой главе рассмотрены такие вопросы ,как:     -Сущность прибыли, ее экономическое содержание;     -Виды и состав прибыли;         -Факторы и резервы роста прибыли;       Во второй главе:           -Общие сведения о предприятии;        -Организация экономической работы на предприятии;    -Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;            В третьей главе:           -Пути повышения прибыли «ПБ ИНВЕСТПРОЕКТ» ;    -Порядок формирования прибыли предприятия;     -Определение возможных направлений роста прибыли предприятия.

 

 

1.Теоретичнские аспекты  содержания и формирования  прибыли  предприятия 

1.1.Сущность прибыли, ее  экономическое содержание

В учебниках и научных  статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах  с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница  между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными  издержками. В теоретическом плане  мы снова вынуждены рассмотреть  два подхода к оценке экономической  природы прибыли[10].        К. Маркс в "Капитале" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.        С такой трактовкой прибыли Маркса согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт[4]. 

Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли  и капитала. Но и в таком понимании  нет единства и четкости. В одних  случаях прибыль рассматривается  как плата за услуги предпринимательской  деятельности, в других - как плата  за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения  расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять  факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в  виде процента и ренты получают и  те люди, которые передают право  распоряжения своим капиталом в  той или иной форме другим лицам  и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.           За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.    Итак, рассмотрев взгляды в экономической теории на определение прибыли, перейдем к рассмотрению ее формирования.   Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.        Первое - объем продаж - зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.   Второе - уровень издержек производства - зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.         Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)[8].           Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.          Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.    В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.           Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.    В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.   Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.        Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:            во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);        во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);       в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);         в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.          Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк[5].   По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.     Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

 

 

1.2 Виды и состав прибыли

Рассматривая прибыль как экономическую  категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке производственно-финансовой деятельности предприятия, распределении  прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные виды прибыли.  В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими видами прибыли: экономической, бухгалтерской, чистой, валовой, номинальной, реальной, минимальной, нормальной, удовлетворительной, максимальной, облагаемой и не облагаемой налогом, консолидированной, остающейся в распоряжении предприятия и т.д.        Экономическая прибыль представляет собой разность между полученной выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками (явными и неявными, или издержками упущенных возможностей). Источниками экономической прибыли являются: реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, нестрахуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, изменение налогового законодательства, освоение новых товарных рынков, наличие инфляционных процессов в национальной экономике и т.д.).        Бухгалтерская прибыль - это разность между полученной выручкой (валовым доходом) и бухгалтерскими (явными) издержками. Источниками бухгалтерской прибыли являются: реализация продукции, прочая реализация, внеареализационные операции.      Номинальная прибыль характеризует фактически полученный размер прибыли. Она соответствует величине чистой прибыли.    Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции.        Минимальная прибыль, нормальная и максимальная связаны с планируемым объемом производства; достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности либо прибыльности [6].         Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившемуся за исследуемый период:

Пmin=(К x МРР)/(100 - Сп) ,  (1)       где К - величина вложенного капитала;        МРР - минимальный уровень рентабельности;      Сп - ставка налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством.          Нормальная прибыль - это минимальный доход (или плата), необходимый для удержания предпринимателя в определенной отрасли. Она представляет собой соответствующий процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то наблюдается «бегство» капитала из неприбыльной отрасли, если больше нормальной, то происходит прилив капитала в прибыльную отрасль.       Прибыль (убыток) от реализации продукции является основной составляющей валовой прибыли, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации продукции (услуг):

Пр=ВР-Сп-НДС-А-Нв,                (2)

где BP - выручка от реализации продукции, р.;

Сп - полная себестоимость продукции, р.;

НДС - налог на добавленную стоимость, р.;

А - акцизы;

Нв - налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, р.   Прибыль от реализации продукции рассчитывается как выручка от реализации продукции минус себестоимость реализованной продукции минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки.   В состав прибыли от реализации прочей продукции включается прибыль (убытки) от деятельности подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, прибыль от реализации основных фондов и других видов имущества.           Прибыль от прочей реализации рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки, и затраты, связанные с их реализацией.   В состав прибыли (убытков) от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность предприятия от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг), включая безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника. Кроме этого, сюда относятся доходы от долевого участия в деятельности других организаций, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).  Прибыль по внереализационным операциям образуется путем вычитания из доходов, полученных в результате данных операций, расходов, связанных с их осуществлением.        Сумма прибыли от реализации, прибыль от прочей реализации и прибыль по внереализационным операциям образуют прибыль предприятия за отчетный период.         Прибыль (убыток) отчетного периода (По) - общая, суммарная прибыль (убыток) предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в его бухгалтерском балансе. Она включает:

Порпр±Пвв) ,                   (3)

где Пр - прибыль от реализации продукции, р.;

Ппр - прибыль от прочей реализации продукции, р.;

Пв в) - прибыль (убыток) от внереализационной деятельности, р.  Облагаемая и необлагаемая налогом, чистая прибыль предприятия образуется в процессе распределения прибыли за отчетный год.  Налогооблагаемая (расчетная) прибыль (Пно) - это расчетный показатель, определяемый для целей уплаты налога на прибыль. Согласно существующему законодательству, налогооблагаемая прибыль определяется следующим образом:

Пно = По - Пнд - Плн - Ннед ,     (4)

где Пнд - прибыль, облагаемая налогом на доходы, р.;

Плн - прибыль, подлежащая льготному налогообложению, р.;

Ннед - налог на недвижимость, р.      Льготируемая прибыль - это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. Так, например, не облагается налогом на прибыль: прибыль, фактически использованная на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с республиканской программой; прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных заводов, подсобных хозяйств и других организаций учреждений образования, полученная от практического обучения студентов и учащихся; прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; прибыль, направленная на содержание находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений - в соответствии с нормативами затрат по аналогичным учреждениям, содержащимся за счет средств бюджета, и некоторые другие расходы, определяемые соответствующим законодательством.       Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов, отчислений, обязательных платежей. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется на резервный фонд, фонд развития производства, фонд социального развития производства, фонд потребления. В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции[3].

 

 

1.3Факторы и резервы  роста прибыли

Важными факторами роста  прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.    К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.    Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.  Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации ТП, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.           Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями[7].    Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.     Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации ТП как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны фирмы. Важная роль в системе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.           Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).       Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.                   Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.        Результаты факторного анализа прибыли и рентабельности позволяют выявить резервы их роста. 
Резервы роста прибыли: Увеличение объема производства и реализации продукции. Повышение цены реализации. Снижение себестоимости продукции. Резервы роста объема производства: Увеличение выпуска товарной продукции за счет: повышения объема производства продукции, на величину которого влияют: трудовые ресурсы: среднесписочная численность работников, средняя производительность труда; материальные ресурсы: количество потребленных материальных ресурсов, материалоотдача; средства труда: среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача. 
уменьшения остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.           Сокращение остатков нереализованной продукции за счет уменьшения остатков готовой продукции на складе. Резервы снижения себестоимости: 
Увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственной мощности организации. Снижение общей суммы затрат на выпуск продукции за счет: повышение эффективности использования трудовых ресурсов: создание дополнительных рабочих мест; уменьшение потерь рабочего времени; повышения эффективности использования материальных ресурсов: сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов; повышения эффективности использования основных средств: приобретение новых объектов основных фондов; улучшение использования фонда рабочего времени машин и оборудования. 
Резервы повышения цены: Улучшение качества выпускаемых изделий. 
Поиск наиболее эффективных рынков сбыта продукции. 
Оптимизация объемов и сроков реализации продукции покупателям. 
Резервы роста рентабельности: Увеличение сумм прибыли от реализации продукции (работ, услуг).Снижение себестоимости продукции.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли предприятия