Формирование и развитие аграрной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Необходимость еще большего регулирования и поддержки сельского хозяйства со стороны государства определяется специфическими особенностями и условиями функционирования данной отрасли. Государственная поддержка, вследствие существования неустранимых особенностей аграрного сектора, не позволяющих ему конкурировать с другими сферами народного хозяйства и в целом обеспечить продовольственную безопасность страны, является неотъемлемым механизмом функционирования сельского хозяйства на современном этапе развития экономики страны, что подтверждается опытом развитых стран мира.

Содержание работы

Введение 3
1 Причины неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию 4
2Основные причины нестабильности производства и доходов в сельском хозяйстве 8
3 Проблема дотирования и ценовой поддержки сельскохозяйственного производства 11
4 Субсидирование и поддержка сельского хозяйства 13
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

аграрная политика.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

3) Наше сельское хозяйство обладает  конкурентными преимуществами. Основным  из них служит масштабное земледелие, сохранившее оттенок реликтового.  Несмотря на то, что мы за  последние  десятилетия плохо  обращались с землей, свидетельством  чему является повсеместное падение естественного плодородия и развития эрозионных процессов, слабое использование агрохимикатов (на порядки меньше, чем в развитых странах) и других направлений интенсификации сельского хозяйства, позволило, в основном, сохранить российские угодья в первозданном виде. Эти земли во многих случаях пригодны для производства экологически чистой продукции. Данное обстоятельство делает сельское хозяйство единственной среди других секторов отечественной экономики отраслью, способной производить возобновляемые конкурентоспособные товары и выгодно выделяет его из ряда отраслей, которые сегодня приносят стране доходы (нефтяная, газовая, горнодобывающая), но возможности, которых в обозримом будущем исчерпаны.

3 Проблема дотирования и ценовой поддержки сельскохозяйственного производства

В рамках приоритетных национальных проектов в 2006г. финансовая поддержка сельского хозяйства составила 1,7 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 1,1 млрд. руб.

По сравнению с уровнем 2005 года производство мяса во всех категориях хозяйств увеличилось на 18,3%, молока - на 4,5 %. Возросло поголовье овец и стабилизировалась численность КРС. В 2007г. реализация инвестпроектов по развитию животноводства позволила ввести 45 тыс. скотомест.

В социальной сфере выполнение мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволило улучшить жилищные условия 147 человекам. Выплачено субсидий на оплату части стоимости жилья на 541 млн. руб., в том числе 309,0 млн. руб. - средства областного бюджета. В составе участников мероприятия 60% - работники АПК и 40% - работники социальной сферы.

На предприятиях и организациях области наблюдался рост потребности в работниках, занятых в сельском хозяйстве, на 361 человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,8% на начало до 1,5% на конец 2006г. Структура регистрируемой безработицы в 2006г.

Реализация мероприятий по переселению семей позволила пополнить высококвалифицированными кадрами сельскохозяйственные районы области, куда переселено 127 семей (382 чел.), в том числе в рамках реализации национальных проектов: «Здоровье» - 23 семьи (69 чел.), «Развитие АПК» - 43 семьи (174 чел.), «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - 5 семей (18 чел.), «Образование» - 11 семей (31 чел.). В результате принятых мер уровень регистрируемой безработицы по сельским территориям в течение 2006г. в среднем снизился с 2,5% до 2,0%.

Реализация приоритетного проекта «Здоровье» позволило добиться позитивных изменений демографической ситуации (увеличение продолжительности жизни до 66,9 лет, что выше среднего по России на 1,5 года; показатель рождаемости увеличился на 2,3%, в сельской местности - на 5,9% и составил, соответственно, 8,9 и 10,7 промилле).

Среди направлений развития сельского хозяйства нами выделены три основных: экономические, организационно-технические и социальные. Экономические предполагают рост заработной платы, увеличение доли оплаты труда в себестоимости произведенной продукции, установление паритета уровня оплаты труда между различными категориями работников, действенный механизм стимулирования труда. Организационно-технические направления включают обновление и замену оборудования, внедрение высокоэффективных и безопасных технологий производства, повышение качества и выпуск конкурентоспособной продукции, диверсификацию производства, создание интеграционных комплексов с поставщиками и потребителями, эффективное использование ресурсов и капитала организаций. Социальные направления базируются на повышении квалификации кадров, обеспечении полной занятости на производстве, повышении престижности работы в сельском хозяйстве и создании благоприятных условий труда для работников.

Развитие социальной сферы села зависит от географического положения, проводимой социальной политики, урбанизации района, удаленности от центра и городов, уровня капитальных вложений, централизованно направляемых в район, а также от взаимоотношения с областными органами руководителей районных хозяйств (субъективный фактор).

Обеспечение гарантированного государством уровня социальной защиты населения должно осуществляться через развитие учреждений социального обслуживания, внедрение новых социальных технологий, расширение перечня предоставляемых услуг с одновременным повышением их качества. Предполагается усиление взаимодействия между службами занятости, экономическими ведомствами и социальной сферой путем интеграции баз данных, создания общих процедур оперативного обмена информацией, что позволит в наиболее полной мере реализовать намеченные цели.

Результатами реализации намеченных мероприятий станут достижение прогнозируемых социально-экономических и демографических показателей, поэтапное улучшение качественных характеристик человеческого потенциала.

4 Субсидирование и поддержка сельского хозяйства

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства  экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного  сектора посредством разного  рода субсидий, дотаций и льгот. В  некоторых странах государственные  финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами − в США, Канаде, странах ЕС. 
 Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:

  • прямых государственных компенсационных платежах;
  • платежах при ущербе от стихийных бедствий;
  • платежах за ущерб,  связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

1.    Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, 
установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия;

2.    Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;

3.    Содействие развитию рынка, предусматривающее   выделение государственных  средств  на  разработку  и  осуществление  рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

4. Содействие развитию  производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства − субсидии на строительство производственных помещений.

В структуре государственных  субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен. Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:

-    установление  верхних и  нижних пределов  колебания цен  и индикативной  или  условной  цены,  которую  стремится  поддерживать государство;

-    скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

Политика аграрных цен  и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения таких экономических показателей, как: издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства.

В результате получается проработанная в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.

В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен:

-    целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация   фермерской продукциипроисходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым.

Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической  реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;

-    залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка.

Один из важнейших показателей  государственного регулирования сельского  хозяйства в развитых странах  − уровень бюджетной поддержки  фермерских цен на произведенную  продукцию. Этот показатель отражает отношение  всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию − с 8,5 до 47, животноводческую − с 20 до 28,5%.

Общей основой ценообразования  в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию  общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.

Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами  товарной продукции, в Японии и Финляндии  − 70, в России − лишь 3,5%. В США  на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли.

Помимо ценового механизма, общие  для ЕС нормы организации и  регулирования рынков сельскохозяйственного  сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта.

 

Заключение

Отрасль сельского хозяйства  страны оказывает большое влияние  не только на экономику и социальные отношения, но и определяет уровень  продовольственной независимости  и экономической безопасности страны.

Экономика России характеризуется целым рядом проблем, которые делают невозможным высокорентабельное и конкурентоспособное производство сельскохозяйственной продукции. В результате проведенной аграрной реформы не только не улучшилось качество производимой продукции, но и снизились объемы ее производства, что повлекло за собой потерю населением реальных доходов и привело к снижению уровня жизни.

На сегодняшний день цена сельскохозяйственного  труда остается самой низкой среди  отраслей отечественной экономики, а доходы сельского населения не могут обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. Положение усугубляется и территориальными различиями в среднедушевых доходах сельских домохозяйств. Дополнительный социально не защищенный труд в ЛПХ не может обеспечить соответствующий уровень доходов и достойную жизнь сельскому населению. Такие факторы, как диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, занижение доли аграрного сектора в конечной цене продуктов питания, слабая и малоэффективная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, недостаточная социальная поддержка села создают бедственное положение сельских жителей.

Государственную поддержку агарного производства на всех уровнях власти необходимо и дальше расширить. Но при этом следует отрегулировать и гармонизировать финансовые отношения на разных уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной.

Действующий финансово-кредитный механизм государственной поддержки сельскохозяйственного производства не в полной мере обеспечивает результативность и эффективность субъектов хозяйствования данной отрасли. Поэтому необходимо реализовать ряд мер, которые будут способствовать восстановлению ликвидности предприятий, повышению прибыльности и конкурентоспособности их продукции, что, в свою 
очередь, приведет к эффективному развитию сельского хозяйства. Это меры, касающиеся распределения средств бюджета среди производящих хозяйств на селе; контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований со стороны региональных органов власти; государственного регулирования цен; эффективности дотационно-компенсационного механизма в сельском хозяйстве; условий межотраслевого обмена сельского хозяйства с отраслями перерабатывающими, хранящими и реализующими его продукцию; государственных закупок сельхозпродукции; сельскохозяйственного страхования; кредитного механизма; инвестиций в аграрную сферу экономики; развития лизинга.

Информация о работе Формирование и развитие аграрной политики РФ