Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:21, реферат
Необходимость еще большего регулирования и поддержки сельского хозяйства со стороны государства определяется специфическими особенностями и условиями функционирования данной отрасли. Государственная поддержка, вследствие существования неустранимых особенностей аграрного сектора, не позволяющих ему конкурировать с другими сферами народного хозяйства и в целом обеспечить продовольственную безопасность страны, является неотъемлемым механизмом функционирования сельского хозяйства на современном этапе развития экономики страны, что подтверждается опытом развитых стран мира.
Введение 3
1 Причины неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию 4
2Основные причины нестабильности производства и доходов в сельском хозяйстве 8
3 Проблема дотирования и ценовой поддержки сельскохозяйственного производства 11
4 Субсидирование и поддержка сельского хозяйства 13
Заключение 18
Список литературы 20
3) Наше сельское хозяйство
В рамках приоритетных национальных проектов в 2006г. финансовая поддержка сельского хозяйства составила 1,7 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 1,1 млрд. руб.
По сравнению с уровнем 2005 года производство мяса во всех категориях хозяйств увеличилось на 18,3%, молока - на 4,5 %. Возросло поголовье овец и стабилизировалась численность КРС. В 2007г. реализация инвестпроектов по развитию животноводства позволила ввести 45 тыс. скотомест.
В социальной сфере выполнение мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволило улучшить жилищные условия 147 человекам. Выплачено субсидий на оплату части стоимости жилья на 541 млн. руб., в том числе 309,0 млн. руб. - средства областного бюджета. В составе участников мероприятия 60% - работники АПК и 40% - работники социальной сферы.
На предприятиях и организациях области наблюдался рост потребности в работниках, занятых в сельском хозяйстве, на 361 человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,8% на начало до 1,5% на конец 2006г. Структура регистрируемой безработицы в 2006г.
Реализация мероприятий по переселению семей позволила пополнить высококвалифицированными кадрами сельскохозяйственные районы области, куда переселено 127 семей (382 чел.), в том числе в рамках реализации национальных проектов: «Здоровье» - 23 семьи (69 чел.), «Развитие АПК» - 43 семьи (174 чел.), «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - 5 семей (18 чел.), «Образование» - 11 семей (31 чел.). В результате принятых мер уровень регистрируемой безработицы по сельским территориям в течение 2006г. в среднем снизился с 2,5% до 2,0%.
Реализация приоритетного проекта «Здоровье» позволило добиться позитивных изменений демографической ситуации (увеличение продолжительности жизни до 66,9 лет, что выше среднего по России на 1,5 года; показатель рождаемости увеличился на 2,3%, в сельской местности - на 5,9% и составил, соответственно, 8,9 и 10,7 промилле).
Среди направлений развития сельского хозяйства нами выделены три основных: экономические, организационно-технические и социальные. Экономические предполагают рост заработной платы, увеличение доли оплаты труда в себестоимости произведенной продукции, установление паритета уровня оплаты труда между различными категориями работников, действенный механизм стимулирования труда. Организационно-технические направления включают обновление и замену оборудования, внедрение высокоэффективных и безопасных технологий производства, повышение качества и выпуск конкурентоспособной продукции, диверсификацию производства, создание интеграционных комплексов с поставщиками и потребителями, эффективное использование ресурсов и капитала организаций. Социальные направления базируются на повышении квалификации кадров, обеспечении полной занятости на производстве, повышении престижности работы в сельском хозяйстве и создании благоприятных условий труда для работников.
Развитие социальной сферы села зависит от географического положения, проводимой социальной политики, урбанизации района, удаленности от центра и городов, уровня капитальных вложений, централизованно направляемых в район, а также от взаимоотношения с областными органами руководителей районных хозяйств (субъективный фактор).
Обеспечение гарантированного государством уровня социальной защиты населения должно осуществляться через развитие учреждений социального обслуживания, внедрение новых социальных технологий, расширение перечня предоставляемых услуг с одновременным повышением их качества. Предполагается усиление взаимодействия между службами занятости, экономическими ведомствами и социальной сферой путем интеграции баз данных, создания общих процедур оперативного обмена информацией, что позволит в наиболее полной мере реализовать намеченные цели.
Результатами реализации намеченных мероприятий станут достижение прогнозируемых социально-экономических и демографических показателей, поэтапное улучшение качественных характеристик человеческого потенциала.
В настоящее время основным
содержанием аграрной политики большинства
экономически развитых стран является
государственная поддержка
Можно выделить меры прямого и косвенного
государственного субсидирования. К мерам
прямого государственного субсидирования
относится поддержка доходов сельхозпроизводителей,
которая заключается в:
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
1. Ценовое вмешательство на
рынке продовольствия посредством поддержки
внутренних цен на сельскохозяйственную
продукцию,
установления квот, тарифов, налогов на
экспорт и импорт продовольствия;
2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;
3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.
4. Содействие развитию
производственной
В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен. Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:
- установление верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной или условной цены, которую стремится поддерживать государство;
- скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.
Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения таких экономических показателей, как: издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства.
В результате получается проработанная в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.
В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен:
- целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукциипроисходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым.
Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;
- залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка.
Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах − уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию − с 8,5 до 47, животноводческую − с 20 до 28,5%.
Общей основой ценообразования
в АПК зарубежных стран является
приведение в соответствие закупочных
цен на сельскохозяйственную продукцию
общественно необходимым
Субсидии в странах ЕС достигли
45-50% стоимости произведенной
Помимо ценового механизма, общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта.
Отрасль сельского хозяйства
страны оказывает большое влияние
не только на экономику и социальные
отношения, но и определяет уровень
продовольственной
Экономика России характеризуется целым рядом проблем, которые делают невозможным высокорентабельное и конкурентоспособное производство сельскохозяйственной продукции. В результате проведенной аграрной реформы не только не улучшилось качество производимой продукции, но и снизились объемы ее производства, что повлекло за собой потерю населением реальных доходов и привело к снижению уровня жизни.
На сегодняшний день цена сельскохозяйственного труда остается самой низкой среди отраслей отечественной экономики, а доходы сельского населения не могут обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. Положение усугубляется и территориальными различиями в среднедушевых доходах сельских домохозяйств. Дополнительный социально не защищенный труд в ЛПХ не может обеспечить соответствующий уровень доходов и достойную жизнь сельскому населению. Такие факторы, как диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, занижение доли аграрного сектора в конечной цене продуктов питания, слабая и малоэффективная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, недостаточная социальная поддержка села создают бедственное положение сельских жителей.
Государственную поддержку агарного производства на всех уровнях власти необходимо и дальше расширить. Но при этом следует отрегулировать и гармонизировать финансовые отношения на разных уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной.
Действующий
финансово-кредитный механизм государственной
поддержки сельскохозяйственного производства
не в полной мере обеспечивает результативность
и эффективность субъектов хозяйствования
данной отрасли. Поэтому необходимо реализовать
ряд мер, которые будут способствовать
восстановлению ликвидности предприятий,
повышению прибыльности и конкурентоспособности
их продукции, что, в свою
очередь, приведет к эффективному развитию
сельского хозяйства. Это меры, касающиеся
распределения средств бюджета среди
производящих хозяйств на селе; контроля
за эффективностью использования бюджетных
ассигнований со стороны региональных
органов власти; государственного регулирования
цен; эффективности дотационно-компенсационного
механизма в сельском хозяйстве; условий
межотраслевого обмена сельского хозяйства
с отраслями перерабатывающими, хранящими
и реализующими его продукцию; государственных
закупок сельхозпродукции; сельскохозяйственного
страхования; кредитного механизма; инвестиций
в аграрную сферу экономики; развития
лизинга.
Информация о работе Формирование и развитие аграрной политики РФ