Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в российской практике управления социальными программами учитываются обычно только прямые затраты и крайне редко принимаются в расчет административные расходы. Формальная причина этого кроется в традиционной организации бюджетного распределения расходов, а содержательная - в том, что в настоящее время управление социальными программами в большей степени ориентировано на обеспечение процесса деятельности, а не на достижение конкретных измеримых результатов - положительных изменений у клиентских групп.
Переход на управление и бюджетирование по результату, заявленный как одно из основных направлений реформы системы государственного и муниципального управления, требует не только создания новых социальных программ, ориентированных на достижение результата, но и включения учета административных затрат в общую систему управления такими программами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ современного опыта планирования расходов на социальную политику………………………………………………………………………………...5
1.1. Cущность планирования расходов по учреждениям социального обеспечения……………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности планирования расходов на социальные выплаты………………10
Глава 2. Совершенствование методов планирования расходов по отрасли Социальная политика………………………………………………...……………….21
2.1. Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов….21
2.2. Совершенствование методов планирования социальных расходов …………26
Глава 3. Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика»…………………………………………………….28
3.1. Формирование нормативов финансовых затрат для обеспечения на территории РФ единого социального пространства………………………………..33
3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения……………...38
Заключение……………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на сегодняшний день одна из самых  актуальных тем в сфере государственных  финансов – реформирование бюджетного процесса, который предполагает эффективное  и рациональное использование бюджетных  средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса. Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки результативности и эффективности расходования бюджета продиктована требованиями общества. Возникает вопрос: что такое эффективность? На законодательном уровне это понятие не утверждено. Принимая во внимание мнение специалистов в области государственных финансов, а также Постановление Правительства Республики Казахстан от 21.07.2004 № 779 «Об утверждении Правил проведения оценки эффективности бюджетных программ», можно сделать вывод о том, что под эффективностью расходования бюджетных средств следует понимать достижение поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ путем соотношения полученного результата и произведенных затрат. Соответственно, критерии эффективности характеризуют объем произведенных расходов на предоставленные государством услуги (выполненные работы).

Ниже  рассмотрим показатели, применяя которые, контрольные органы будут оценивать  эффективность использования бюджетных  средств. Кроме того, представим рекомендации, как в настоящее время бюджетные  учреждения могут доказать своим  главным распорядителям (распорядителям), что потраченные ими бюджетные  ресурсы были использованы эффективно и рационально. Однако прежде чем  привести параметры оценки эффективности, рассмотрим модель управления государственными финансами, которая применяется  сегодня.

Модели  управления государственными финансами

Мировой практический опыт свидетельствует  о том, что каждой стране присуща  своя модель управления государственными финансами, тем не менее условно можно выделить две:

– результативная модель;

– затратная  модель.

В таблице  приведен их сравнительный анализ.

Сравнительный анализ   
моделей управления бюджетными средствами

Критерии оценки модели

Название модели

Затратная модель (сметное  финансирование)

Результативная модель

Объект управления

Объем выделенных бюджетных ассигнований согласно доведенным лимитам бюджетных  обязательств

Достижение поставленных перед  бюджетополучателями целей и  задач в рамках реализуемой ими  бюджетной программы

Определение объема бюджетных средств, необходимого для бюджетополучателей

Основные критерии оценки необходимого объема бюджетных ассигнований:

– проект сметы доходов и расходов по бюджетной  деятельности;

– объем  расходов прошлого периода;

– уровень  инфляции.

Объем бюджетных средств выделяется в соответствии с результатами, которые  должны быть достигнуты (расчетной  ценой единицы желаемого результата, который должен быть достигнут бюджетополучателем)

Оценка эффективности использования  средств, выделенных бюджетополучателю  из бюджета

Оценка соответствия произведенных  затрат выделенным бюджетным ассигнованиям (соответствие фактических расходов смете доходов и расходов и  проекту сметы доходов и расходов)

Оценка достигнутого результата в  соответствии с планируемыми показателями

Объект финансового контроля

Соответствие утвержденной сметы  доходов и расходов бюджетного учреждения ее выполнению (выявление фактов нецелевого использования бюджетных средств)

Выполнение бюджетополучателем количественных и качественных заданий, на реализацию которых были выделены бюджетные  ассигнования


 

Таким образом, применение результативной модели управления бюджетными средствами предполагает контроль и управление результатами при установлении лишь верхних границ затрат (утверждении  расхода денежных средств на единицу  объема затрат). Получателям бюджетных  средств устанавливаются количественные и качественные задания, для выполнения которых им выделяются лимиты бюджетных  ассигнований. В рамках этих лимитов  они могут оптимизировать свою деятельность, направив сэкономленные средства на собственные нужды. Тем самым  устраняется противоречие интересов  распорядителей бюджетных средств  и бюджетополучателей.

Пример 1.

Бюджетному  учреждению выделено 250 000 руб. (без разбивки по кодам экономической классификации) и установлено, что в течение 2007 года оно должно выполнить 2 000 заказов  по оказанию услуг. Качество оказанных  бюджетным учреждением услуг  должно соответствовать ГОСТу.

По окончании  финансового года учреждение представляет главному распорядителю отчет, в  котором с разбивкой по кодам  бюджетной классификации отражаются направление расходования средств  и качество оказанных услуг. Контрольные органы при проверке исследуют соответствие плановых показателей фактическим, выявляют отклонения и причины, приведшие к ним. Предположим, что бюджетное учреждение, потратив выделенные ему денежные средства, выполнило лишь 1 800 заказов на оказание услуг. Является ли данный факт неэффективным использованием бюджетных средств? Это покажет анализ. Причинами, приведшими к отклонениям стоимости услуги в регионе, могут быть более высокие по сравнению с первоначальной расценки на коммунальные платежи или приобретение дорогостоящего оборудования, что также приводит к увеличению себестоимости услуги. Это не может свидетельствовать о неэффективном использовании бюджетных средств, например, приобретение нового оборудования способствует росту производительности и улучшению качества оказываемых услуг.

Таким образом, результативная модель управления бюджетными средствами обеспечивает самостоятельность  бюджетополучателей при принятии ими  решений и позволяет в полной мере оценить результаты проделанной  ими работы, поскольку применение результативной модели управления бюджетными средствами предполагает наличие плановых и фактических показателей.

Однако  на сегодняшний день в России преобладает  затратная модель управления бюджетными средствами. Она характеризуется  отсутствием самостоятельности  бюджетополучателей при расходовании ими бюджетных ассигнований. Оценить  эффективность расходования бюджетных  ассигнований при использовании  затратной модели управления бюджетными ресурсами крайне сложно ввиду отсутствия установленных на законодательном уровне конечных результатов деятельности, которые должны быть достигнуты. Тем не менее это возможно. Ниже приведены показатели для расчета оценки эффективности. Данная модель, несмотря на недостатки, очень стабильна, поскольку:

- привычна и удобна как главным  распорядителям, так и получателям  бюджетных средств;

– не предполагает доверия к бюджетополучателям (предоставляет  им ограниченный круг полномочий).

Принимая  во внимание задачи, которые обозначил  Президент в своем послании, можно  предположить, что в России формируется  новая модель управления бюджетными ресурсами, которая по своим характеристикам  близка к результативной. Президент поставил перед Правительством следующие задачи, на решении которых нужно сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии:

1) проводить  анализ эффективности всех расходов  бюджета, в связи с чем уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ Правительству следует определять цели выполняемых действий и оценивать их последствия. Полагаем, что до бюджетополучателей вместе с бюджетными ассигнованиями будут доводиться количественные и качественные показатели работы;

2) применять  механизмы, стимулирующие бюджетные  учреждения к повышению качества  оказываемых услуг и эффективности  бюджетных расходов, расширять полномочия  главных распорядителей бюджетных  средств по определению форм  финансового обеспечения оказания  государственных услуг. В сферах, где это целесообразно, планируется  внедрение форм финансирования, обеспечивающих взаимосвязь между  результатами деятельности учреждения  и суммой выделяемых ему средств.  Предполагается предоставить бюджетным  учреждениям право самостоятельно  определять направления расходования  средств;

3) повысить  качество финансового менеджмента  в бюджетном секторе. Данную  задачу предполагается реализовать  путем увеличения степени ответственности  органов исполнительной власти  и бюджетных учреждений за  результативность бюджетных расходов  и создания стимула для обеспечения  прозрачности и эффективности  использования бюджетных средств.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Заключение 

Социальная  политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

В целях создания условий  для повышения уровня жизни населения  на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения  взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области  социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства  РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу.

Любой гражданин, оказавшийся  в сложной жизненной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому пли в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д.

Система социальном обслуживания включает в себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются: средства государственных внебюджетных фондов; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.

Под мерами социальной поддержки  понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. Порядок ее оказания был рассмотрен на примере предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболее массового вида социальной поддержки.

Формы и методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от целого комплекса факторов, включая виды расходных обязательств, источники  их финансирования, систему межбюджетных отношений. Социальная политика должна быть эффективной, отвечать принципу адресности, равенства, что предполагает поддержание  установленных стандартов, включает в себя помощь малообеспеченным, социальную интеграцию. Важнейшая роль в финансовом обеспечении мероприятий социальной политики отведена федеральному и региональным бюджетам. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Список литературы:

  1. Ананских М. Методологические проблемы оценки эффективности бюджетных расходов.  - Бюджет и финансы, 2009.
  2. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М.: Финансовый контроль, 2005.
  3. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. – М.: КноРус, 2008.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2,3. - М.: Проспект, 2003.
  5. Заболотнева, Л. К вопросу об эффективности и результативности бюджетных расходов / Л. Заболотнева, Е. Захарченко // Бюджет и финансы. – 2009.
  6. Иванушкина Е. С. Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. // С. Иванушкина // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  — М.: РИОР, 2011.
  7. Катаева В. Креативный менеджер: стратегия успеха. – М.: Русаки, 2003.
  8. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2008.
  9. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / под общ. редакцией А.А. Климова. – М.: Дело, 2009.
  10. ФЗ РФ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.2006.
  11. ФЗ РФ "Об образовании"
  12. ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ от 01.01.2010.
  13. Экономический словарь. Под ред. Архипова А.И. – М. Проспект, 2001.

 

 

Людмила Васильевна СТАРОСТИНА, первый заместитель министра финансов Нижегородской области  
 
В настоящее время в рамках проводимой бюджетной реформы, использования методов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Министерство финансов Нижегородской области ведет работу по внедрению новых методов и подходов к планированию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг. Данный переход вызван необходимостью строгой экономии бюджетных средств, оптимизацией расходов на содержание бюджетной сети, а также обусловлен требованиями законодательства.  
Однако переход к финансированию государственных (муниципальных) услуг не может быть выполнен одномоментно и требует выполнения ряда мероприятий, часть из которых должна быть глубоко проработана методологически. Министерство финансов Нижегородской области в данном направлении провело следующую работу:  

Информация о работе Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная политика