Формирование рыночной инфраструктуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель:
рассмотреть проблемы формирования современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов, и изучение основных направлений развития структуры рынка в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА КАК БЫСТРО РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ МНОГООБРАЗИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 5
1.2. ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА. 6
1.3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 8
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 10
2.1. БИРЖИ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 10
2.2. БАНКИ, ИХ ВИДЫ И ОПЕРАЦИИ. ФУНКЦИИ И СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. 12
2.3. ДРУГИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЫНОЧНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ РОССИИ 13
2.4. АУДИТОРСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ. 14
2.5. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ, КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 15
2.6. КОНСАЛТИНГОВЫЕ ФИРМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 17
2.7. РЫНОК ТРУДА 17
3. РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ 19
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. 19
3.2. ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 29
3.3. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

ИНФРАСТРУКТУРА нов.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Переход к рыночной экономике требует новой организации и иных принципов управления, а отсюда - новой формации занятых им руководящих кадров. Для того, чтобы они сложились лишь путем обучения заново, нужны годы. Между тем потребность в них неотложна уже сегодня. Это означает необходимость ориентации на переподготовку, повышение квалификации.

В России сложилась развернутая система повышения квалификации руководящих кадров. Однако недооценивалась общетеоретическая, хозяйственно правовая подготовка руководителей, слабо формировались умения и навыки реакции на современные запросы экономической практики. В переподготовке руководящих кадров практически отсутствовала состязательная мотивационная среда. Само получение диплома о повышении квалификации отнюдь не гарантировало такого, казалось бы, естественного результата, как продвижение о службе. Немаловажную роль играло то, что институты и центры системы повышения квалификации руководящих кадров не обладали необходимой экономической и хозяйственной самостоятельностью, а их отношения с обслуживающими предприятиями и организациями не строились на принципах обратной связи с использованием инструментов рынка.

Исходя из особенностей российского образовательного рынка, можно сформулировать некоторый алгоритм успеха школы бизнеса. В данной связи были выведены следующие моменты:

  • Сочетание преемственности и нововведений. Здесь исключительно важно в самом начале становления школы выработать концепцию ее деятельности, позволяющую занять собственное, вполне определенное место. Немалое значение при этом имеет стабильность состава. Все это, однако, ни в коей мере не должно препятствовать новациям, быстрому реагированию на изменение внешней социально-экономической среды, поиску новых форм учебной деятельности.
  • Отбор слушателей – важнейший принцип работы школы бизнеса.
  • Отбор преподавателей. Ставка делается на создание относительно стабильного преподавательского «ядра», способного быстро адаптироваться к смене учебных курсов и программ.
  • Успех школ бизнеса – в тесном контакте с самим бизнесом. Каждая школа бизнеса – это самобытный организм, в котором нужно сформировать свои культуру, традиции, систему контактов с фирмами и корпорациями. В частности, практические занятия должны подводить к стажированию в ведущих государственных и частных организациях. Данный момент очень значим в наших российских условиях. Наивно полагать, что без него реально научить, скажем, банковскому делу, финансовому менеджменту, брокерским операциям.
  • Обучать менеджменту, предпринимательству могут только те, кто не только в теории, но и на практике знает эти предметы. Российские менеджеры не могут быть подготовлены на Западе, они должны учиться в России. Вряд ли с этим можно обоснованно спорить, и, думается, опыт многих российских школ бизнеса показал справедливость этого мнения.

Современное производство, основанное на передовых информационных технологиях, характеризующееся высокой нукоемкостью и ориентацией на тесную взаимосвязь всех стадий жизненного цикла выпускаемой продукции от ее конструирования и инжинерно-технической подготовки до реализации, предъявляет новые требования к культуре, стилю и философии предпринимательской деятельности. Именно от этих фундаментальных факторов во многом зависит конкурентоспособность предприятий, само их выживание.

Представляется достаточно очевидным, что и при современном формировании отечественного предпринимательского корпуса необходимо обеспечивать высокие требования к деловой этике и предпринимательской культуре. Более того, значение таких требований в наших условиях еще больше, поскольку речь идет лишь о переходе к рынку, причем в условиях, осложненных распространенностью теневой экономики, высокой коррумпированностью бюрократического аппарата и отсутствием инфраструктуры, позволяющей эффективно бороться с подобными негативными явлениями. Недооценка роли предпринимательской культуры и требований деловой этики может привести (и приводит) к дискредитации самой идеи свободного предпринимательства и рынка в целом в глазах населения.

Современный рынок трудно представить в отрыве от международных хозяйственных связей, он все более становится открытым. Первейшее и элементарное требование в данном контексте – знание иностранных языков, особенно английского, который фактически стал языком международного общения. И в этой области наши потребности не меньше, а даже больше, чем во многих зарубежных странах. Объясняется это и низкой эффективность. Изучения иностранных языков в школах, и тем, что знания их в течение длительного времени оставались невостребованными ввиду жестких ограничений на связи с иностранцами. Эти упущения уже сегодня мешают успешной работе руководителей и специалистов.

Еще одна важная сторона рассматриваемого круга проблем – освоение новых информационных технологий. Исследователи в развитых странах мира показали, что сейчас даже малый и средний бизнес широко используют в предпринимательской деятельности современную вычислительную и информационную технику. Персональный компьютер стал непременной принадлежностью оснащения труда предпринимателя и менеджера. В самое последние время и у нас в этом отношении отмечаются положительные сдвиги. Тем не менее «технологии», основанные на счетах с костяшками и на расчетах «столбиком» на бумажке, еще не вытеснены ни в подведении итогов работы, ни в ее моделировании не будущее. Осознающая свою ответственность система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров должна и в этом отношении внести кардинальный вклад в достижение современных рубежей.

Зарубежные исследователи профессиональной мобильности кадров показали, что только 17% руководителей меняет место работы, в то время как у людей средней квалификации эта доля составляет 42, а у вспомогательных, малоквалифицированных работников – 60%. Длительность стажа работы на одном и том же месте наиболее высока среди руководителей финансово-кредитных служб и в государственном аппарате и всего меньше – в сфере торговли и частных услуг. Фактором, сдерживающим мобильность, особенно горизонтальную, в том числе среди управленческих работников, в нашей стране является, как известно, отсутствие рынка жилья.

2. Для предпринимательского успеха  весьма важную роль, а иногда  и основную роль играет необходимая  в данный момент коммерческая информация. В коммерции, предпринимательстве информация – это совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере его собственного производства. Что производить, как производить с какими качественными характеристиками и потребительскими свойствами, где и как реализовать товар, где имеется особая (по сравнению с другими рынками) потребность в таком товаре, как (да и вообще – следует ли) рекламировать товар – по всем этим проблемам (как и по другим; оставшимся за рамками данного перечисления) предприниматель принимает решения, только исходя из имеющейся в его распоряжении информации.

В силу такого положения на определенном этапе становления предпринимательства самостоятельное развитие получает информационное предпринимательство как профессиональный вид деятельности. Информационное предпринимательство включает в себя несколько направлений, которые могут развиваться на самостоятельной основе. Среди этих направлений выделяются: учебная, консультационная (сервисная), документационная и издательская, маркетинговая, рекламная, юридическая деятельность.

Торгово-промышленные палаты (далее ТПП) выполняют важную и законодательно закрепленную роль в структуре институтов регулирования и стимулирования интенсивно формирующихся в России предпринимательских отношений.

О потенциале рассматриваемых общественных институтов свидетельствуют следующие данные. Сегодня в стране действует 131 ТПП, в том числе 79 палат субъектов Федерации и 52 – административно-территориальных образований (городские, межрайонные). Только, например, в 1997году образованно 11 новых палат.

Система ТПП РФ охватывает 63 объединения (это союзы и ассоциации) предпринимателей-членов территориальных палат. Сюда же входят 18 акционерных обществ, внешнеэкономических объединений и предприятий, созданных при участии ТПП РФ и оказывающих специализированные услуги предпринимателям (фирмам) независимо от их месторасположения, а также около 250 предприятий и фирм, образованных при участии ТПП и формирующих инфраструктуру обслуживания предпринимательства на региональном уровне.

Важное звено системы – арбитражные суды, действующие при ТПП РФ.

Особым звеном системы, также являются восемь смешанных торгово-промышленных палат, образованных совместно с предпринимателями других стран. Развитию деловых контактов международного характера призваны способствовать 16 заграничных представительств ТПП РФ.

Среди непосредственных структурных подразделений торгово-промышленной палаты РФ, отражающих функциональную направленность ее деятельности, - комиссии по содействию внешнеэкономической деятельности, вопросам инвестиционного сотрудничества и устойчивому развитию, а также комитеты по: фермерству и другим видам предпринимательства в аграрной сфере; правовой экспертизе и совершенствованию законодательства; информатике и телекоммуникациям; рекламной деятельности; выстовочно-ярмарочной работе; вопросам социальной политики; банковской деятельности и фондовому рынку; взаимодействию со средствами массовой информации; развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса; экологии и охране окружающей среды; страховому делу; торговле; промышленной политике и конверсии; предпринимательству в сфере туризма; качеству продукции; предпринимательству в сфере игр и лотерей; содействию профессиональному образованию; по инновационной деятельности.

Ныне ТПП РФ объединяют уже около 12 тыс. членов: предприятий, предпринимателей и их объединений, различных организационно-правовых форм и направлений бизнеса. Состав членов палат отражает качественные изменения, которые произошли за последние годы в отношениях собственности: в нем сократилась доля государственных и муниципальных предприятий. А основу членской базы составляют малые предприятия (более 80% - предприятия с численностью работающих до 100 человек.).

В территориальных палатах сегодня занято около трех с половиной тысяч специалистов высокой квалификации. Этот кадровый потенциал позволяет квалифицированно решать самые различные проблемы развития предпринимательской деятельности, надежно отстаивать интересы предпринимателей, прежде всего членов палат всех уровней.

На данный момент существуют три основополагающие приоритетные направления развития системы палат: 1) наращивание объема предоставляемых предпринимательскому сектору услуг, расширение сектора последних и повышение их качества; 2) углубление сотрудничества палат с органами государственной власти и управления; 3) совершенствование организационно-правовых основ деятельности палат, особенно на региональном уровне.

В экономической области предполагается, прежде всего, добиваться предоставления предпринимателям, открывающим новое дело, льготных кредитов. Крайне желательно также гарантировать предпринимателям возможность участия в конкурсах инвестиционных и других проектов для получения доступа к иностранным кредитам, предоставляемым по межгосударственным соглашениям или международным экономическим организациям. Признано также целесообразным введение льготного налогообложения реинвестируемой прибыли частных предприятий. Особые меры предусмотрены применительно к Фонду поддержки предпринимательства (ФПП), финансируемому как за счет иностранной помощи, так и с привлечением бюджетных доходов от приватизации.

Важно, далее, ограничить возможности вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих структур, зафиксировав в хозяйственном законодательстве четкий перечень обстоятельств, в которых такое вмешательство возможно, определив соответствующие правооснования. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о введении правовой нормы, предусматривающий компенсацию ущерба (включая упущенную выгоду), нанесенного коммерческим структурам в результате неправомерного вмешательства в их деятельность.

В административном плане предстоит принять меры по максимальному упрощению процедуры регистрации новых коммерческих предприятий с переходом к регистрации путем получения удостоверения в местных налоговых службах. ТПП РФ намерена содействовать созданию массовой сети учебно-консультационных фирм, осуществляющих подготовку населения к началу предпринимательской деятельности (используя, в частности иностранную техническую помощь для организации переподготовки преподавательского состава таких фирм), а также развертыванию региональных сетей организаций по поддержке предпринимателей, работающих по заказам, в том числе на принципах франчайзинга.

Таким образом, реализация развернутой (и лишь контурно охарактеризованной выше) программы действий ТПП РФ должна положительно сказаться на самоорганизации предпринимательства, являющейся непременным условием возрождения российской экономики.

    1. Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры

Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового потенциала страны, а также системы образования.

Шансы на то, что органичная модернизация в конце концов вернет Россию в число лидеров мирового рынка высокотехнологичной продукции пока существуют. Но они исчезнут, если государство будет по-прежнему проводить политику, подталкивающую к разрушению научно-технического комплекса страны и системы образования. Именно их выживание - единственная гарантия ускорения прогресса страны в будущем.

Если же процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных разработок.

Надо осознавать и то, что узость внутреннего рынка для продукции высоких технологий неизбежно ограничивает возможности трудоустройства специалистов, способных создавать и эксплуатировать такие технологии. Поэтому возникает вопрос о том, как спасти в России тот кадровый потенциал, без которого со временем начнет захлебываться и органичная модернизация (когда она дойдет до необходимости широкого освоения достижений 5-го уклада).

Информация о работе Формирование рыночной инфраструктуры в России