Формирование валютных курсов развивающихся стран в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая особенность международной торговли по сравнению с торговлей внутренней состоит в том, что ее обслуживают разные денежные единицы, то есть разные национальные валюты. Каждая страна требует при этом, чтобы на ее территории все расчеты осуществлялись только в денежных знаках этой страны и только ими иностранные покупатели платили за приобретаемые для импорта товары производителей этой страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы изучения валютных курсов…………………………5
1.1. Классификация и виды валютных курсов…………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на формирование валютных курсов………………11
1.3. Взаимосвязь валютного курса и национальной кредитно-денежной политики…………………………………………………………………………….15
II. Особенности механизма формирования валютного курса: опыт развивающихся стран………………………………………………………………17
III. Валютная политика развивающихся стран………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая работа по валютному курсу.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

 Развивающиеся страны  предоставляют фонду свои деньги, которые не представляют никакой  стоимости, в обмен на твердую  валюту, которая позволит им осуществлять  платежи. Кредитор, в этом случае  это МВФ будет не безразличен  к финансовому положению дебитора, заемщика; он должен оценить для  себя риск предоставления кредита,  т.е. шансы на выплату, которые  уменьшаются с увеличением задолженности.  Таким образом, логика кредитной  операции требует чтобы получил  как можно больше гарантий, чтобы  застраховаться от неуплаты. Кроме  того, что кажется менее всего  необходимым. Фонд гарантирует,  что средства, предоставленные таким  образом, не будут использованы  в других целях, не будут  способствовать, например, утечки капитала  за пределы.

 МВФ не только непосредственно  кредитует развивающиеся страны, но и помогает им получить  кредиты у правительства промышленно  развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных  Расчетов, а также у частных  коммерческих банков. Даже небольшой  кредит МВФ облегчает доступ  стране на частный мировой  рынок ссудных капиталов. Предоставляя  кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта.

 Тем не менее, можно  задать себе вопрос об эффективности  мер экономической политики, «навязанной»  развивающимся странам, за возможность  иметь доступ к средствам МВФ.

Результаты довольно слабые, если оценивать социальную значимость проводимой политики. Применимы ли эти программы к рассматриваемым  странам (развивающимся)? В этом стоит  усомниться; речь идет всего-навсего  о применении лекарств, некоторые  из них уже были испытаны на развитых странах в ситуации, которая так  сильно отличается от положения развивающихся  стран.

МВФ и механизм займов не сможет и не должен решать эти проблемы. Задуманный как организация, которая  поможет стране (развитой) противостоять  временным, но не глобальным трудностям восстановления баланса, позволяя необходимым  мерам восстановления осуществить  свое влияние. Права заимствования, несомненно, неприменимы к ситуации развивающихся и бедных стран, которым  нужны более радикальные и  меры, ответственность за которые  должны разделяться между этими (развивающимися и бедными) странами и развитыми странами.

Все остальные страны третьего мира, не связанные с МВФ предпочитают фиксированные курсы.[8]

 Для стран с неразвитой, нестабильной экономикой такой  курс более предпочтителен, поскольку  гарантирует в определенной мере  стабильность.

Эти страны делятся на две  группы:

  • страны, курс которых ориентирован к одной из ключевых валют мира;
  • страны, где курс ориентирован на различные денежные корзины.

 

Метод стран второй группы имеет существенные недостатки:

Необходимость периодической переоценке местной валюты к принятому стандарту, т.е. девальвация; внешние связи с такими странами считаются менее привлекательными, т.к. в отношении этих стран идет ожидание девальвации.

Для стран с высоким  уровнем инфляции такой подход формирования валютного курса менее предпочтителен, чем первый.

Важнейшими инструментами  хозяйственной политики развивающихся  стран являются валютные ограничения, т.е. меры, узаконенные мероприятия, которые ограничивают валютный рынок  внутри страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Валютная политика развивающихся стран

 

Развивающиеся страны в принципе используют те же экономические и  административные методы валютной политики, что и развитые страны. Однако соотношение  этих инструментов в процессе применения, цели валютной политики молодых государств, ее значение в регулировании экономики  существенно различаются. Главная  направленность валютной политики состоит  в стремлении ослабить валютно-экономическую зависимость от более развитых стран и создать благоприятные условия для развития национальной экономики. Это проявляется в следующих конкретных формах:

• открепление валют молодых  государств от валют развитых стран, возглавлявших распавшиеся ныне валютные зоны (фунта стерлингов, португальского эскудо и др.).[9] Место этих валют, как правило, занял доллар США. Но некоторые развивающиеся страны отказались от прикрепления своих денежных единиц к доллару в связи с его девальвациями в 1971 и 1973 гг. и перешли к установлению курса на базе различных валютных корзин. Только 14 стран — членов зоны французского франка (единственной сохранившейся из прежних валютных группировок) продолжают прикреплять свои валюты к франку;[9]

• внедрение валют некоторых  развивающихся стран — экспортеров  нефти в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран — членов ОПЕК иностранным заемщикам);

• возникновение региональных счетных валютных единиц в рамках интеграционных группировок развивающихся  стран, в частности экспортеров  нефти (арабский динар, исламский динар, центральноамериканское песо, андское  песо и др.);

• создание валютных и кредитно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания потребностей развивающихся стран (Мусульманский банк развития и др.).

Каждая развивающаяся  страна, проводя свою валютную политику, увязанную с регулированием экономической  конъюнктуры, стремится, как правило, выравнивать дефицит платежного баланса, сдерживать импорт и поощрять экспорт товаров, защищать национальные валютные резервы. Для этого применяются  следующие основные методы валютной политики.

1. Регулирование валютного  курса путем использования различных  режимов — фиксированных, плавающих,  множественных, а также путем  девальвации и изредка ревальвации.[4] Практикуется множественность валютных курсов. Девальвации валют развивающихся стран часто бывают вынужденными. В частности, снижение курса валюты-лидера развитой страны, к которой прикреплена денежная единица развивающихся стран, автоматически влечет за собой падение и ее курса. Нередко требование о девальвации содержится в стабилизационной программе МВФ. Обычно девальвации валют развивающихся стран малоэффективны в аспекте их влияния на экспорт, так как для расширения экспортного производства необходимы капитальные вложения. Девальвация не сдерживает импорт в силу зависимости от иностранного оборудования и других товаров. К тому же повышение цен импортируемых товаров в связи с девальвацией усиливает инфляцию. Кроме того, резкие колебания плавающего валютного курса снижают положительное влияние его падения на платежный баланс.

2. Разные формы валютных  ограничений по текущим и финансовым  операциям платежного баланса.  Они активно используются в  целях защиты национальной экономики,  выравнивания платежного баланса  (путем сдерживания отлива капиталов,  ограничения переводов за границу). В ряде развивающихся стран  валютные ограничения содействуют  в той или иной степени развитию  национальной экономики, особенно  если сочетаются с другими  мерами ее поддержки и стимулирования, например с торговыми ограничениями,  снижением процентных ставок. В  рамках региональных экономических  и валютных группировок, которые  охватывают государства Азии, Африки, Латинской Америки, валютные ограничения в основном отменены, но применяются по отношению к третьим странам.

3. Заключение межгосударственных  платежных и клиринговых соглашений  в целях экономии валютных  резервов (Азиатский клиринговый  союз, Западноафриканская клиринговая  палата и др.).

4. Развитие валютного  сотрудничества и интеграции  развивающихся стран путем создания  собственных валютных группировок,  совместных валютных фондов для  покрытия дефицита платежного  баланса. Валютная интеграция  как составная часть экономической  интеграции имеет целью:

• обеспечить валютную стабилизацию, которая является условием нормального  развития интеграционного процесса в различных сферах экономики;

• оградить освободившиеся страны от негативных процессов в  экономике и на валютных рынках развитых стран.

Валютная интеграция в  развивающихся странах, как правило, находится в начальной стадии и характеризуется еще незрелыми  формами. В середине 90-х годов  насчитывалось примерно 30 валютных группировок, объединявших большинство  государств Азии, Африки, Латинской  Америки. В их рамках подписаны различные  соглашения, в том числе о валютных клирингах, платежных союзах, создании субрегиональных международных  валютно-кредитных и финансовых организаций (Арабский валютный фонд, Андский резервный фонд и др.), координации валютной политики, обмене информацией, совершенствовании статистики. Под эгидой ЮНКТАД создан специальный  комитет по координации соглашений о многосторонних платежах и валютном сотрудничестве развивающихся стран.

Особое место в валютной политике ряда молодых государств занимает их участие в валютных группировках, возглавляемых развитыми государствами. После второй мировой войны функционировало  шесть валютных группировок: стерлинговая, долларовая, французского франка, португальского эскудо, испанской песеты и голландского гульдена. Отношения внутри группировок  строились на основе экономического и политического доминиро­вания одной ведущей страны и ее валюты.

В настоящее время, после  распада колониальной системы, продолжает функционировать лишь зона французского франка, объединяющая 14 стран. Внутри нее  создано два региональных валютных союза: Западноафриканский (Нигер, Сенегал, Того и др.) и Валютный союз Центральной  Африки (Габон, ЦАР, Чад, Камерун и  др.). В основе механизма группировки  лежит поддержание обратимости  франка африканского финансового сообщества, об­ращающегося в странах Тропической  Африки, к французскому франку. С  этой целью страны-участницы вынуждены  выполнять следующие условия: 1) фактически доверить Франции денежную эмиссию, а также контроль над денежным обращением; 2) обеспечить свободный  перелив капиталов во Францию  и другие страны — участницы зоны; 3) поддерживать твердый курс местного франка к французскому; 4) хранить  валютные резервы во французских  франках; 5) сдавать выручку во французской  валюте в централизованный фонд при  французском казначействе; 6) проводить  валютные операции через парижский  валютный рынок.[10]

Процесс валютной интеграции развивающихся стран наталкивается  на препятствия. В их числе — нежелание  стран-участниц передавать свои суверенные права наднациональным валютным органам; ограниченные возможности  координации валютной политики в  силу разрыва в уровнях экономического развития стран и различий в их социально-экономической ориентации; дестабилизирующее влияние внешних  факторов, особенно циклических и  структурных кризисов мировой экономики. Препятствием являются разобщенность  национальных хозяйств развивающихся  стран в связи с длительной ориентацией на метрополию, сохранение фактического контроля развитых стран  над их экономикой, слабое развитие национальных валютных и финансово-кредитных  систем, валютно-кредитная зависимость  от иностранных банков и ТНК.

 

Заключение

В работе рассмотрена проблема – механизма формирования валютного  курса. Цена единицы иностранной  валюты, выраженная в национальной валюте - это обменный (валютный) курс.

Выбор системы валютного  курса, например,  развивающимися странами , выступая важнейшей составляющей макроэкономической стабильности и экономического роста, определяется уровнем развития и размерами экономики, степенью ее открытости, состоянием финансовых рынков, состоянием платежного баланса, уровнем конкурентоспособности, величиной резервов иностранной валюты, степенью зависимости экономики от внешней торговли, общественно-политическим климатом в обществе, состоянием национальной денежной системы, природой и характером экономических потрясений, с которыми сталкивается та или иная страна.

Развитие внешнеэкономических  отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие  на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом  в системе банковских операций с  иностранной валютой является обменный валютный курс, т.к. развитие МЭО требует  измерения стоимостного соотношения  валют разных стран.

Валютный курс необходим  для:

- взаимного обмена валютами  при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную  иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран  не могут обращаться в качестве  законного покупательного и платежного  средства на территории данного  государства. Импортер обменивает  национальную валюту на иностранную  для оплаты товаров, купленных  за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту за национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

Информация о работе Формирование валютных курсов развивающихся стран в современном мире