Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 18:25, курсовая работа
Цель работы - исследование статистики занятости и безработицы в Тюменской области.
Задачи:
1) рассмотреть сущность, структуру, механизмы функционирования рынка труда;
2) проанализировать региональный рынок труда;
3) изучить рынок труда Тюменской области.
Введение. ..3
1 Теоретические основы рынка труда. 5
1.1 Понятие рынка труда, его классификация. 5
1.2 Особенности российского рынка труда. 9
1.3 Роль, цель и виды государственной политики занятости населения. 10
2 Региональные рынки труда 15
2.1 Региональные особенности рынка труда 15
2.2 Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации. 23
3 Рынок труда Тюменской области. 27
Заключение. 32
Список литературы. 45
В сентябре 2010г. в организациях Тюменской области работало 1507,2 тыс. человек.
По сравнению с соответствующим периодом 2009г. среднесписочная численность работников по области снизилась на 0,6%. В Ханты-Мансийском автономном округе Югре численность сократилась на 0,7%, в Ямало-Ненецком автономном округе – на 1,9%, в Тюменской области (без автономных округов) увеличилась на 0,7%. Среднесписочная численность работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в сентябре 2010г. по области составила 1274,0 тыс. человек, из них 52,5% работало в Ханты-Мансийском автономном округе Югре, 22,3% - в Ямало-Ненецком автономном округе, 25,2% - в Тюменской области (без автономных округов).27
Численность граждан, нашедших работу при содействии службы занятости на 5.03.2010г. - 2871 чел., в том числе безработных – 1457 чел.
Потребность в работниках, заявленная работодателями составила 11174 человек. Основная часть заявленных вакансий приходится на строительство (31,1%), здравоохранение (8,3%), образование (6,5%).
По состоянию на 5 марта 2010 года 326 организаций области включены в мониторинг предполагаемого увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и введения режима неполной занятости, в т.ч. в 233 организациях предполагается увольнение работников, в 8 из них - введен режим неполной занятости, а в 93 - введен только режим неполной занятости и высвобождение работников не планируется.
С 26 февраля по 5 марта 2010 года сведений о высвобождении работников не поступало.28
Общая численность работников организаций области, предполагаемых к увольнению, составила 5501 человек (за неделю 13 человек).
Из числа уволенных 2065 человек обратились в органы службы занятости (за неделю – 3 человека).
По состоянию на 5 марта 2010г. численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя - 7816 чел., находятся в простое по вине работодателя 1892 человек.
Своевременная выплата заработной платы сотрудникам - первоочередная задача, стоящая перед руководителями всех предприятий.
В 2010 году прокуратурой области совместно с представителями управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Государственной инспекцией труда в Тюменской области, областного Департамента труда и занятости населения, ТМООП «Тюменский облсовпроф» с целью оперативного реагирования на незаконные действия работодателей будет продолжена работа мобильной группы, осуществляющей выезды в районы, где остро стоят вопросы невыплаты заработной платы.
3 марта 2010 года состоялось заседание
комиссии по выплате
Задолженность по заработной плате на 2 марта 2010 года по Тюменской области (без учета автономных округов) составляет 8,8 млн. рублей.
В органах исполнительной власти Тюменской области, на территориях муниципальных образований продолжают работать телефоны «горячей линии».29
На заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в I квартале 2010 года запланировано рассмотреть вопрос: «О влиянии мирового кризиса на рынок труда».
ТМООП «Тюменский облсовпроф» продолжает работу с обращениями граждан. В правовой отдел обращаются по сокращению штатов, задержкам заработной платы, нарушениям трудового законодательства. С начала 2010 года обратилось более 60 членов профсоюзов по данным вопросам.
ТМООП «Тюменский облсовпроф» еженедельно по информациям областных организаций профсоюзов и областного департамента труда занятости Тюменской области продолжают отслеживать ситуацию на рынке труда.30
Таким образом можно отметить, что численность экономически активного населения в Тюменской области в 2009г составила в среднем 696,0 тыс. человек, уровень безработицы в среднем составил 7 %. В 2010г ситуация сильно не изменилась. Численность экономически активного населения составила в среднем 667,9 тыс. человек, а уровень безработицы составил 7,3%. Можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда Тюменской области остается в целом стабильной.
Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. куплей и продажей. Главная задача рынка труда - обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения.
Составными частями рынка труда являются: стороны рыночных отношений или субъекта рынка; конъюнктура рынка; правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынков труда; органы службы занятости населения; инфраструктура рынка труд; альтернативные временные формы обеспечения занятости;- система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных; система финансирования политики занятости и службы занятости населения.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть трудодефицитной, трудоизбыточной, равновесной.
Рынок труда классифицируют на внешний (профессиональный) рынок труда и внутренний рынок труда нацелен.
Российский рынок формируется на базе фрагментарного рынка труда действовавшего в советское время. Развитие российского рынка труда происходит в условиях общего кризиса и большего удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. Рынки труда в России весьма существенно различается в разных регионах. Российский рынок руда несбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре. Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала.
Государственная политика занятости населения является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда. Государственная политика занятости может быть активной и пассивной.
Развитие рынка труда в
регионах России обусловлено
специализацией их хозяйства, обеспеченностью
минерально-сырьевой базой, динамикой
производства, инвестиционной
Территориальный ареал наиболее высокого уровня зарегистрированной безработицы охватывает регионы Европейской части страны к северу и востоку от Москвы, а также ряд областей Поволжья и юг страны. Это республики Северного Кавказа, Восточной Сибири, и Дальнего Востока. Группу наиболее проблемных с точки зрения официальной безработицы регионов образуют области и республики к востоку от столицы — это Владимирская, Ивановская и Кировская области, и Республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия. Кроме того, появляется второй ареал неблагополучия — на востоке Кавказа, включающий Калмыкию и Дагестан.
Несколько лучше ситуация в западных регионах страны, связанная со структурными особенностями хозяйства, низким уровнем официальной безработицы на селе, а также значительным притоком мигрантов и беженцев, которые в большей степени увеличивают трудоспособное население. В наибольшей степени страдают от безработицы малые и средние города, экономически слаборазвитые районы.
Таким образом, в России происходит усиление региональной дифференциации по уровню безработицы.
Имеющийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда во многом определяется произошедшей за последнее десятилетие деформацией системы профессионального (в первую очередь высшего) образования, разрывом между уровнями образования, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи.
Можно выделить следующие стратегии государственного регулирования рынка труда:
1) негосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;
2) государственная компенсация последствий безработицы;
3) создание дополнительных рабочих мест;
4) системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда.
Что касается рынка труда Тюменской области, то можно сказать, что численность экономически активного населения в Тюменской области в 2009г составила в среднем 696,0 тыс. человек, уровень безработицы в среднем составил 7 %. В 2010г ситуация сильно не изменилась. Численность экономически активного населения составила в среднем 667,9 тыс. человек, а уровень безработицы составил 7,3%. Можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда Тюменской области остается в целом стабильной.
1 Цит. по: Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда»/ А.Л.Мазин.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2088. -575с., стр. 30
2 Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.138
3 Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.140-141
4 Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.142
5 Цит. по:Остапенко Ю.А. Экономика труда: Учеб. Пособие.-2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.-272с., стр. 54-56
6 Цит. по:Остапенко Ю.А. Экономика труда: Учеб. Пособие.-2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.-272с., стр. 57-58
7 Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.188
8 Цит. по:Остапенко Ю.А. Экономика труда: Учеб. Пособие.-2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.-272с., стр. 60
9 Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с. 366
10 Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с 367
11 Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с.368
12 Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с. 369
13 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.249
14 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.250
15 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.254
16 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 254-255
17 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.255-256
18 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 256
19 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 256-257
20 Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 259
21 http://credonew.ru/content/
22 http://credonew.ru/content/
23 http://credonew.ru/content/
24 http://credonew.ru/content/
25 http://www.tumstat.gks.ru
Информация о работе Формирования регионального рынка труда, его проблемы