КРАСНОЯРСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет:
«Экономики и управления»
Специальность:
«Государственное и муниципальное
управление»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
Стратегическое территориальное планирование
Тема: «Формы
частно-государственного партнерства»
Выполнил: Студентка
5 курса,
5-1336/5-3 группы
Рябцева Е.Н.
Проверил: Шадрин
А.И
г. Красноярск,
2010 г.
Содержание
Введение
1. Основные принципы и понятия
государственно-частного партнерства
2. Модели, формы и механизмы государственно-частного
партнерства
3. Развитие
и реализация государственно-частного
партнерства
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Взаимодействие государства и
частного сектора для решения
общественно значимых задач имеет
давнюю историю, в том числе и
в России. Однако наиболее актуальным
государственно-частное партнерство (ГЧП)
стало в последние десятилетия. С одной
стороны, усложнение социально-экономической
жизни затрудняет выполнение государством
общественно значимых функций. С другой
стороны, бизнес заинтересован в новых
объектах для инвестирования. ГЧП представляет
собой альтернативу приватизации жизненно
важных, имеющих стратегическое значение
объектов государственной собственности.
Среди специалистов нет единого
мнения о том, какие формы взаимодействия
власти и бизнеса можно отнести
к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает
под ГЧП конструктивное взаимодействие
власти и бизнеса не только в экономике,
но и в политике, культуре, науке
и т.д.
В числе базовых признаков государственно-частных
партнёрств в узкой (экономической)
трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство
и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется
на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет
равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную
публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов
на основе ГЧП консолидируются,
объединяются ресурсы и вклады
сторон;
- финансовые риски и затраты,
а также достигнутые результаты
распределяются между сторонами
в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что
не государство подключается к проектам
бизнеса, а, наоборот, государство приглашает
бизнес принять участие в реализации
общественно значимых проектов.
Партнерство государства с частным
сектором является ключевым компонентом
новой инновационной политики России,
поскольку, при правильной организации,
оно обеспечивает получение более
широких преимуществ от капиталовложений
в государственные исследования,
создавая благоприятные предпосылки
для устойчивого инновационного
развития, являющего стратегическим
фактором экономического роста.
1. Основные принципы и понятия государственно-частного
партнерства
Государственно-частное партнерство
в системе институтов развития современной
экономики. В последние годы во многих
странах мира органы государственного
управления все активнее привлекают
частный бизнес, его средства и
организационные возможности к
решению стратегически важных для
страны и ее регионов задач посредством
механизма так называемого государственно-частного
партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.
Государственно-частное партнерство
представляет собой объединение
материальных и нематериальных ресурсов
общества (государства или местного
самоуправления) и частного сектора
(частных предприятий) на долговременной
и взаимовыгодной основе для создания
общественных благ (благоустройство
и развитие территорий, развитие инженерной
и социальной инфраструктур) или
оказания общественных услуг (в области
образования, здравоохранения, социальной
защиты и т.д.).
Можно сказать, что ГЧП - это институциональный
и организационный альянс между
государством и бизнесом в целях
реализации общественно значимых проектов
и программ в широком спектре
отраслей промышленности и инновационной
сфере.
Государственно-частное партнерство
позволяет избежать, с одной стороны,
недостатков прямого регулирования
государства, а с другой - "провалов
рынка". Основной аргумент в поддержку
ГЧП состоит в том, что и
общественный (государственный), и частный
секторы обладают своими собственными
уникальными характеристиками и
преимуществами, при объединении
которых создается возможность
более эффективно действовать и
достигать лучших результатов именно
в тех сферах, где особенно заметны
"провалы рынка" или неэффективность
государственного управления - как
правило, это социальная сфера, проблемы
экологии, создание инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство
выполняет следующие характерные
функции:
1) удовлетворяет потребности общественного
сектора, используя или заимствуя
ресурсы частного сектора;
2) поддерживает государственные
полномочия и функции, при этом
предоставляя услуги совместно
с частным сектором;
3) состоит из двух или более
сторон, работающих ради достижения
совместных целей. Участниками
ГЧП могут быть местные и
государственные органы власти,
коммерческие предприятия и некоммерческие
организации (например, местные сообщества,
клубы услуг, организации социального
обслуживания или объединения
по интересам), которые:
- разделяют полномочия и ответственность;
- функционируют на равных;
- совместно затрачивают время и ресурсы;
- разделяют инвестиции, риски и выгоды;
- поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
- имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.
В строгом смысле ГЧП институционально
преобразует сферы деятельности,
традиционно относящиеся к ведению
государства.
Партнерские отношения государства
и бизнеса требуют согласования
интересов этих двух основных институтов
современного общества и экономики.
Государство заинтересовано в росте
объемов и улучшении качества
предоставляемых услуг населению
и экономическим агентам инфраструктурными
и социально ориентированными отраслями.
Частный сектор стремится стабильно
получать и увеличивать прибыль.
Причем стратегически мыслящий бизнес
выстраивает свои приоритеты в первую
очередь не просто под размер прибылей,
а в интересах устойчивости получения
доходов от проектов. При этом обе стороны
заинтересованы в успешном осуществлении
проектов в целом.
Каждая из сторон партнерства вносит
свой вклад в общий проект. Так,
со стороны бизнеса таким вкладом
являются: финансовые ресурсы, профессиональный
опыт, эффективное управление, гибкость
и оперативность в принятии решений,
способность к новаторству и
т.п. Участие предпринимательского
сектора в совместных проектах обычно
сопровождается внедрением более эффективных
методов работы, совершенствованием
техники и технологии, развитием
новых форм организации производства,
созданием новых предприятий, в
том числе с иностранным капиталом,
налаживанием эффективных кооперационных
связей с поставщиками и подрядчиками.
На рынке труда, как правило, повышается
спрос на высококвалифицированные
и хорошо оплачиваемые профессии.
На стороне государства в
проектах ГЧП - правомочия собственника,
возможность налоговых и иных
льгот, гарантий, а также получение
некоторых объемов финансовых ресурсов.
Государство как главенствующий
субъект и основной регулятор
вправе перераспределять при необходимости
ресурсы с чисто производственных
программ на социальные цели (образование,
здравоохранение, наука, культура), а
это во многих случаях не только
способствует общему улучшению социально-экономического
климата, повышает инвестиционный рейтинг
страны, но и прямо сказывается
на партнерских проектах. Более того,
в ГЧП государство получает более
благоприятную возможность заняться
исполнением своих основных функций
- контролем, регулированием, соблюдением
общественных интересов. Так, по мере развития
ГЧП в сфере инфраструктуры государство
может сместить акценты своей
деятельности с конкретных проблем
строительства и эксплуатации объектов
на административно-контрольные функции.
И немаловажно в связи с
этим то, что неизбежные предпринимательские
риски перераспределяются в сторону
бизнеса. Общественная же значимость ГЧП
заключается в том, что в конечном итоге
выигрывает общество как глобальный потребитель
более качественных услуг.
России еще предстоит пройти
сложнейший процесс экономической
и правовой квалификации многочисленных
форм ГЧП. При этом важно юридически
правильно оценить роль государства
не только как главного регулятора,
но и как представителя и защитника
общественных интересов и потребностей,
т. е. того, что в европейской юридической
традиции подразумевается под публичным
правом, публичным интересом, публичной
службой, публично-правовыми имущественными
отношениями и публично-правовой собственностью.
Эта категория отношений не укладывается
полностью в нормы гражданского права.
А между тем именно государство и органы
местного самоуправления призваны защищать
общественные интересы в таких социально
уязвимых сферах, как социальная и экономическая
инфраструктуры, жилищно-коммунальное
хозяйство и т. п., где имеют наибольшее
распространение проекты ГЧП.
2. Модели, формы
и механизмы ГЧП
В мировой практике сложилось множество
разнообразных моделей, форм, типов
и конкретных вариантов реализации
партнерских отношений между
государством и бизнесом. Принятые
классификации ГЧП выделяют обычно
следующие формы:
- Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
- Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
- Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Источником исключительности предоставляемых
по концессионному соглашению прав является
не статус государства как собственника,
а его прерогативы как органа
публичной власти. Исключительный (монопольный)
характер прав, предоставляемых государством
концессионеру (частному партнеру), заключается
в том, что в рамках территории
или вида деятельности, на которые
он получает исключительное право, не
допускается аналогичная деятельность
любых третьих лиц, а также
и самого государства.
Известно, что концессии как
важнейшая форма партнерства
государства и частного бизнеса получили
наиболее широкое распространение в инфраструктурных
отраслях, где особенно остро необходимы
приток частных инвестиций и высококвалифицированное
управление. Различаются, по меньшей мере,
на три вида концессий: 1) концессия на
уже существующие объекты инфраструктуры;
2) концессия на строительство или модернизацию
инфраструктурных объектов; 3) передача
объектов государственной собственности
в управление частной управляющей компании.
- Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
- Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.
В последние годы, области применения
различных форм партнерства государства
и частного бизнеса стремительно расширяются,
бурно развиваются сами формы партнерств
и их модификации. Так, если концессионные
соглашения первоначально стандартно
применялись при сооружении автострад,
автостоянок, обеспечении централизованным
теплоснабжением, то в настоящее время
они получили распространение в таких
сферах, как национальная оборона, образование,
кабельное телевидение, некоторые виды
городского общественного транспорта
и др. В ряде стран частный бизнес проектирует,
строит, а затем управляет больницами,
школами и другими общественными объектами.