Формы частно-государственного партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействие государства и  частного сектора для решения  общественно значимых задач имеет  давнюю историю, в том числе и  в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Содержание работы

Введение
1.Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства
2.Модели, формы и механизмыгосударственно-частного партнерства
3.Развитие и реализация государственно-частного партнерства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

196795.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

КРАСНОЯРСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет: «Экономики и управления»

 

Специальность: «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Стратегическое территориальное планирование

Тема: «Формы частно-государственного партнерства»

 

 

 

Выполнил: Студентка 5 курса,

5-1336/5-3 группы

Рябцева Е.Н.

Проверил: Шадрин А.И

 

 

 

 

г. Красноярск, 2010 г.

 

Содержание

 

Введение

1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

2. Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства

3. Развитие и реализация государственно-частного партнерства

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Взаимодействие государства и  частного сектора для решения  общественно значимых задач имеет  давнюю историю, в том числе и  в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет единого  мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести  к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает  под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке  и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных  партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

- сторонами ГЧП являются государство  и частный бизнес;

- взаимодействие сторон закрепляется  на официальной, юридической основе;

- взаимодействие сторон имеет  равноправный характер;

- ГЧП имеет чётко выраженную  публичную, общественную направленность;

- в процессе реализации проектов  на основе ГЧП консолидируются,  объединяются ресурсы и вклады  сторон;

- финансовые риски и затраты,  а также достигнутые результаты  распределяются между сторонами  в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что  не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Партнерство государства с частным  сектором является ключевым компонентом  новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более  широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки  для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

 

1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

 

Государственно-частное партнерство  в системе институтов развития современной  экономики. В последние годы во многих странах мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и  организационные возможности к  решению стратегически важных для  страны и ее регионов задач посредством  механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.

Государственно-частное партнерство  представляет собой объединение  материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство  и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или  оказания общественных услуг (в области  образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный  и организационный альянс между  государством и бизнесом в целях  реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре  отраслей промышленности и инновационной  сфере.

Государственно-частное партнерство  позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования  государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку  ГЧП состоит в том, что и  общественный (государственный), и частный  секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и  преимуществами, при объединении  которых создается возможность  более эффективно действовать и  достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность  государственного управления - как  правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство  выполняет следующие характерные  функции:

1) удовлетворяет потребности общественного  сектора, используя или заимствуя  ресурсы частного сектора;

2) поддерживает государственные  полномочия и функции, при этом  предоставляя услуги совместно  с частным сектором;

3) состоит из двух или более  сторон, работающих ради достижения  совместных целей. Участниками  ГЧП могут быть местные и  государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие  организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального  обслуживания или объединения  по интересам), которые:

  • разделяют полномочия и ответственность;
  • функционируют на равных;
  • совместно затрачивают время и ресурсы;
  • разделяют инвестиции, риски и выгоды;
  • поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
  • имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.

В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению  государства.

Партнерские отношения государства  и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте  объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению  и экономическим агентам инфраструктурными  и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно  получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом  являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и  т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных  методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием  новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в  том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные  и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства в  проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение  некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор  вправе перераспределять при необходимости  ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а  это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг  страны, но и прямо сказывается  на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более  благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением  общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство  может сместить акценты своей  деятельности с конкретных проблем  строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с  этим то, что неизбежные предпринимательские  риски перераспределяются в сторону  бизнеса. Общественная же значимость ГЧП  заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

России еще предстоит пройти сложнейший процесс экономической  и правовой квалификации многочисленных форм ГЧП. При этом важно юридически правильно оценить роль государства  не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника  общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической  традиции подразумевается под публичным  правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют наибольшее распространение проекты ГЧП.

 

2. Модели, формы и механизмы ГЧП

 

В мировой практике сложилось множество  разнообразных моделей, форм, типов  и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между  государством и бизнесом. Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

  1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
  2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
  3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Источником исключительности предоставляемых  по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается  в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые  он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также  и самого государства.

Известно, что концессии как  важнейшая форма партнерства  государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Различаются, по меньшей мере, на три вида концессий: 1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

  1. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
  2. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.

В последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.

Информация о работе Формы частно-государственного партнерства