Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:47, реферат
В условиях рыночной экономики уделяется особое внимание государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды, так как в настоящее время эколого-экономические проблемы определяют не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования каждого человека [1, 25].
Государственное регулирование природопользования является самостоятельным элементом управления экономикой и осуществляется в определенных формах, рассмотрение которых является целью данной работы.
Задача данной работы: изучить формы государственного регулирования экономики природопользования в России.
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития России является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия.
В условиях рыночной экономики
уделяется особое внимание государственному
регулированию
Государственное регулирование природопользования является самостоятельным элементом управления экономикой и осуществляется в определенных формах, рассмотрение которых является целью данной работы.
Задача данной работы: изучить формы государственного регулирования экономики природопользования в России.
ГЛАВА 1. Формы государственного регулирования экономики природопользования
Государственное регулирование экономики природопользования – это воздействие государства в лице государственных органов на объекты природопользования, на связанные с объектами экономические процессы и на лица, участвующие в этих процессах; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение экологического законодательства, государственных и общественных интересов.
Основными документами экологического законодательства Российской федерации являются: Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Рассмотри основные формы государственного регулирования экономики природопользования.
1.1. Мониторинг окружающей среды
Мониторинг окружающей среды — система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его
изменений.
На основании ст. 69 Закона
«Об охране окружающей природной
среды» организована государственная
служба по мониторингу окружающей среды
с целью наблюдения за происходящими
в природной среде физическими,
химическими, биологическими
процессами, за уровнем загрязнения
атмосферного воздуха, почв, водных объектов,
последствиями его влияния на
растительный и животный мир, обеспечения
заинтересованных организаций
и населения текущей и
Государственный мониторинг осуществляют специально уполномоченные исполнительные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве. Положения о мониторинге охраны природной среды имеются во всех природно-ресурсных нормативно-правовых актах.
В связи с
введением платежей за выбросы
и сбросы, размещение отходов
и использование природных
ресурсов существенно возрастает
роль используемых при
этом нормативов и
стандартов, правил и требований,
являющихся важнейшим звеном
механизма обеспечения
1.2. Экологическое нормирование
Экологическое нормирование — установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Нормирование качества
окружающей природной среды
производится с целью установления
предельно допустимых норм воздействия
на окружающую природную среду, гарантирующих
экологическую безопасность населения
и сохранение генетического
фонда, обеспечивающих рациональное
использование и воспроизводство
природных ресурсов в условиях устойчивого
развития хозяйственной деятельности.
Оно унифицировано для всей
территории России и устанавливается
в форме нормативов предельно
допустимых концентраций (ПДК) вредных
веществ, а также вредных
Нормативы ПДК вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира [3, 213].
1.3. Экологическая стандартизация
Экологическая стандартизация — деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Система экологического нормирования и стандартизация включают в себя:
• нормативы качества окружающей среды;
• нормативы
предельно допустимого
состояние окружающей среды;
• нормативы использования природных ресурсов;
• экологические
стандарты (с 1996 г. в РФ разработка
экологических стандартов
• нормативы санитарных и защитных зон.
Экологические стандарты — эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на ОПС для предупреждения вреда, наносимого окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на ОПС в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции [3, 214].
1.4. Экологическая экспертиза
К действенной форме
Экологическая экспертиза в
России на сегодняшний день служит
единственной узаконенной
мерой, способной не допустить
строительства объектов, реализации
программ, нормативных актов, иных решений
в ущерб экологической
Государственная экологическая
экспертиза организуется и проводится
специально уполномоченными
государственными органами в
области экологической
• объекты федерального
уровня, закрепленные в ст. 11 Закона
«Об экологической экспертизе» (проекты
правовых актов, реализация
которых может привести
к негативным воздействиям
на окружающую природную среду; технико-экономические
обоснования и проекты
• объекты уровня субъектов Российской Федерации, закрепленные в ст. 12 данного Закона (все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ, и др.).
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для конкретного объекта.
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы [3, 215].
1.5. Экологическое лицензирование
В последние годы немаловажную
роль в государственном
Экологическое лицензирование представляет собой деятельность компетентных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.
Лицензия является мерой публично-правового регулирования.
Формами документов, выполняющих функции лицензирования, являются:
К видам экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, относятся:
Лицензии выдаются следующих видов:
К видам лицензируемой деятельности в России в области природопользования относятся:
1.6. Экологическая сертификация
Большое значение в государственном
регулировании
Информация о работе Формы государственного регулирования экономики природопользования