Формы государственного регулирования экономики природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики уделяется особое внимание государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды, так как в настоящее время эколого-экономические проблемы определяют не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования каждого человека [1, 25].
Государственное регулирование природопользования является самостоятельным элементом управления экономикой и осуществляется в определенных формах, рассмотрение которых является целью данной работы.
Задача данной работы: изучить формы государственного регулирования экономики природопользования в России.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 31.32 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития России является формирование представлений о тесной взаимосвязи  экономического и экологического благополучия.

В условиях рыночной экономики  уделяется особое внимание государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды, так как  в настоящее время эколого-экономические   проблемы определяют не только эффективность   функционирования         всех  видов   и форм   хозяйственной  деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования  каждого человека [1, 25].

Государственное регулирование  природопользования является самостоятельным  элементом управления экономикой и осуществляется в определенных формах, рассмотрение которых является целью данной работы.

Задача данной работы: изучить формы государственного регулирования экономики природопользования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Формы государственного регулирования экономики природопользования

 

 

 

Государственное регулирование  экономики природопользования – это воздействие государства в лице государственных органов на объекты природопользования,  на связанные с объектами экономические процессы и на лица, участвующие в этих процессах; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение экологического законодательства, государственных и общественных интересов.

 Основными документами экологического законодательства Российской федерации являются: Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Рассмотри основные формы  государственного регулирования экономики  природопользования.

 

 

 

 

 

 

1.1. Мониторинг   окружающей   среды

 

 

Мониторинг   окружающей   среды   — система долгосрочных   наблюдений, оценки и прогноза состояния  окружающей среды и его 

изменений.

На основании  ст. 69 Закона «Об охране окружающей природной  среды» организована государственная  служба по мониторингу окружающей среды  с целью наблюдения за происходящими  в природной   среде  физическими,   химическими,   биологическими   процессами, за уровнем загрязнения  атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный  мир, обеспечения  заинтересованных  организаций  и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде и прогнозами ее состояния.

Государственный мониторинг осуществляют специально уполномоченные   исполнительные   органы   Российской          Федерации   в области   охраны   окружающей   среды   при  участии   министерств и ведомств   через   систему   наблюдения     в   городах,   промышленных центрах,   на   водных   объектах,   в   отдельных   регионах,   а   также  в космическом   пространстве.   Положения         о   мониторинге   охраны природной   среды   имеются   во  всех   природно-ресурсных   нормативно-правовых актах.

    В связи с  введением платежей за выбросы  и сбросы, размещение   отходов   и   использование   природных   ресурсов   существенно возрастает   роль   используемых   при   этом   нормативов   и   стандартов, правил и требований, являющихся важнейшим звеном  механизма обеспечения действенности  законодательства  России в области  охраны природной среды и рационального природопользования [3, 212].

 

 

 

 

 

1.2. Экологическое нормирование

 

 

Экологическое нормирование   — установление   компетентными  государственными органами экологических  нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Нормирование   качества  окружающей   природной   среды  производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия  на окружающую природную среду, гарантирующих  экологическую безопасность населения   и сохранение   генетического  фонда,  обеспечивающих  рациональное  использование   и воспроизводство  природных ресурсов в условиях устойчивого  развития хозяйственной   деятельности.  Оно унифицировано для   всей территории России и устанавливается  в форме нормативов предельно  допустимых концентраций (ПДК)   вредных  веществ, а также вредных микроорганизмов  и других биологических веществ, загрязняющих природную среду, и  нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ)   вредных физических воздействий  на нее.

Нормативы   ПДК вредных  веществ, загрязняющих атмосферный  воздух, воды, почвы, устанавливаются  для оценки состояния окружающей природной среды в интересах  охраны здоровья человека,  сохранения   генетического   фонда,  охраны   растительного  и животного мира [3, 213].

 

 

 

1.3. Экологическая стандартизация

 

 

Экологическая стандартизация   — деятельность  компетентных государственных  органов по установлению в стандартах норм, правил   и характеристик     (требований)   по   рациональному   природопользованию и охране окружающей среды.

Система экологического нормирования и стандартизация включают в себя:

    • нормативы  качества окружающей среды; 

    • нормативы   предельно допустимого вредного  воздействия на 

состояние окружающей среды;

    • нормативы  использования   природных ресурсов;

    • экологические  стандарты (с 1996 г. в РФ разработка  экологических стандартов производится  на базе международной Системы  управления качеством окружающей  среды (СУКОС);

    • нормативы  санитарных и защитных зон. 

Экологические стандарты  — эколого-правовые требования, установленные   государственными   стандартами   (ГОСТ)   в отношении   новой   техники,   технологий,   материалов,   веществ   и   другой продукции, способной   оказать вредное  воздействие  на ОПС для предупреждения вреда, наносимого окружающей природной  среде, здоровью и генетическому  фонду человека. Экологические требования   к продукции  производства  и  потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий   на  ОПС  в процессе   производства,   хранения,  транспортировки и  использования продукции [3, 214].

 

 

 

 

 

1.4. Экологическая экспертиза

 

 

К действенной форме государственного регулирования экономики природопользования относится экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой, хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и  определение допустимости реализации объекта  экологической   экспертизы   в целях   предупреждения   возможных неблагоприятных воздействий  этой деятельности на окружающую среду  и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы [3, 214].

Экологическая экспертиза в  России на сегодняшний день служит   единственной   узаконенной   мерой,  способной   не допустить  строительства  объектов, реализации   программ, нормативных актов, иных решений  в ущерб экологической безопасности, а следовательно,  в ущерб  здоровью   граждан   и окружающей   природной среде.  Большое   значение   для   обеспечения    экологической   безопасности имеет  принятие Закона  РФ «Об экологической  экспертизе» от 23 ноября   1995 г.

Государственная экологическая  экспертиза организуется и проводится   специально   уполномоченными   государственными   органами в  области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической  экспертизы подразделяются на:

•  объекты федерального уровня, закрепленные в ст.  11 Закона «Об экологической экспертизе» (проекты  правовых актов, реализация    которых   может   привести   к   негативным   воздействиям   на окружающую природную среду; технико-экономические  обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического  перевооружения;  проекты   технической   документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые  товары и услуги и др.);

•  объекты уровня субъектов  Российской Федерации, закрепленные в  ст. 12 данного Закона (все виды градостроительной  документации; проекты рекультивации  земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов  работ, и др.).

Государственная экологическая  экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным   органом   в   области   экологической   экспертизы   для конкретного  объекта.

Результатом  проведения   государственной   экологической  экспертизы   является   заключение   государственной   экологической  экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия  на окружающую природную среду хозяйственной  и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической  экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной  экологической  экспертизы [3, 215].

 

 

 

 

1.5. Экологическое лицензирование

 

 

В последние  годы немаловажную роль в государственном регулировании  природопользования стало играть экологическое  лицензирование [3, 215].

Экологическое лицензирование представляет собой деятельность компетентных государственных органов, связанную  с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям, а также физическим  лицам, осуществляющим   предпринимательскую   деятельность   без   образования    юридического   лица   на природопользование   или   осуществление   хозяйственных   и   иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Лицензия является мерой  публично-правового регулирования.

 

Формами  документов,  выполняющих   функции   лицензирования, являются:

  • лицензия (право на пользование недрами, комплексное природопользование);
  • разрешение (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов);
  • ордер (лесорубочный, лесной, билеты).

 

К видам экологически значимой деятельности, на осуществление которой  требуется лицензия, относятся:

  • непосредственное природопользование и охрана окружающей среды от военных воздействий (экологическое аудирование, промышленное рыболовство и др.;
  • деятельность, не являющаяся   изначально природоохранной, но имеющая значение для охраны природы (хранение нефтепродуктов, производство дезинфекционных  средств и др.).

 

Лицензии  выдаются следующих  видов:

  • на природопользование  — комплексные, на пользование отдельными природными ресурсами;
  • на удаление отходов в объекты охраны природной среды [3,216].

 

К видам лицензируемой  деятельности в России в области  природопользования относятся:

  • утилизация,   складирование,  перемещение,  размещение,  захоронение и уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);
  • проведение   природоохранных   работ   на территориях   хозяйственных и природных объектов;
  • экологическая паспортизация оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов и территорий;
  • проведение экологического аудирования производств предприятий — природопользователей  и субъектов предпринимательства;
  • осуществление деятельности, связанной с оценкой экологической безопасности   материалов,  веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов;
  • утилизация,   складирование,   перемещение,  размещение,  захоронение, уничтожение опасных для окружающей природной среды материалов и веществ;
  • экологический   консалтинг;
  • проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых   и действующих   предприятий,  в том числе разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе предпроектной и проектной документации [3, 216].

 

 

 

 

 

1.6. Экологическая сертификация

 

 

Большое значение в государственном  регулировании природопользования имеет экологическая сертификация. Она представляет собой деятельность специальных органов по подтверждению  соответствия сертифицированного   объекта  (продукция, технологические   процессы,   отходы   производства   и   потребления,   природные  ресурсы, экологические услуги) предъявленным   к нему экологическим требованиям.

Информация о работе Формы государственного регулирования экономики природопользования