Формы и методы регулирования рынка в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рыночной системы 3
1.1 Понятие и сущность регулирования рынка 3
1.2 Субъекты и объекты регулирования рынка 3
1.3 Формы и методы регулирования рынка 3
Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире 3
2.1 Понятие и сущность рыночной системы 3
2.2 Смешанная экономика и ее модели 3
Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.19 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идею активно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политической экономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века и монетаристы.

Тем не менее, объективные потребности хозяйственной жизни рано или поздно взяли свое. Активное вмешательство государственной власти в рыночную экономику начинается вместе с активным вызреванием капитализма. В эпоху первоначального накопления капитала это особенно проявилось в виде политики протекционизма. Она заключалась в поощрении со стороны государства тех национальных отраслей, которые были наиболее прибыльны для нарождающейся буржуазии. Такая политика проводилась в Англии и Франции уже в XVII в., а в России – со времен Петра I. Еще более активизируется роль государственной власти в рыночной экономике в годы I мировой войны. В.И. Ленин назвал этот процесс огосударствлением экономики, возникновением государственно – монополистического капитализма Ленин В.И. Следующее усиление координирующего начала в народном хозяйстве связано с «новым курсом» Ф. Рузвельта в США, во многом основанным на кейнсианских теоретических положениях. Далее в этом плане надо отметить время II мировой войны и послевоенный восстановительный период в ряде стран (особенно в ФРГ, Японии, Южной Корее). Весьма значительное государственное влияние на товарно-денежное обращение, как и на экономику в целом, наблюдается сейчас почти во всех крупных капиталистических странах. В некоторых из них (например, в Японии и Франции) созданы центральные прогнозирующие и планирующие органы.

Актуальность данной работы очевидна, так как возросшая сложность социально-экономического процесса приводит к необходимости регулирования рынка и расширения функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста.

Целью данной курсовой является изучение приемов и способов регулирования рыночной экономики, применяемые в развитых странах.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть понятие рыночной системы, ее виды;
    • проанализировать причины необходимости регулирования рынка;
    • выявить субъекты и объекты регулирования;
    • рассмотреть методы регулирования рынка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования рыночной системы

1.1 Понятие и сущность регулирования рынка

Под регулированием понимается осознанная и волевая координация, упорядочение товарно – денежного  обмена. Главное при этом – согласование потребностей и интересов различных участников названной сферы: общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий и т.д.

Регулирование рыночных отношений должно основываться на использовании объективных факторов (отношений собственности, экономических законов, материальных потребностей и интересов).

Регулирование рыночных отношений тесно связано с процессом управления: и регулирование, и управление являются упорядочивающими, координирующими процессами. Однако между ними есть и существенное различие. Регулирование - лишь один из видов управления, а именно - в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеет всеохватывающего, директивного характера, хотя полностью не исключает применения административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственную жизнь. Регулирование надо считать сравнительно «мягким», в основном опосредованным управлением народным хозяйством. Поэтому оно в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике.

Регулирование рыночных отношений противоположно их саморегулированию. Если регулирование представляет собой осознанную и волевую деятельность, то саморегулирование совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой как бы автоматически. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения, но проявляется же посредством определенной человеческой деятельности. Хотя регулирование и саморегулирование рынка противоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно уже существуют, взаимопереплетаются. При целенаправленной координации товарно-денежного обмена используются некоторые рычаги его автоматического, произвольного развития, а саморегулирование в той или иной степени включает в себя какие-то координирующие действия людей. Например, государственное управление рынком предполагает учет влияния конкуренции и достаточно свободного ценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленное упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного хозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования и саморегулирования товарно-денежного обмена. Такое сочетание призвано обеспечивать, прежде всего, государство.

 В регулировании объективно нуждаются любые социальные явления, иначе их с неизбежностью охватит полная анархия, безграничный хаос. А в таких условиях ни одна из общественных систем не в состоянии существовать, тем более развиваться. Кроме того, каждый социальный строй в меру своих сил стремится уменьшить отрицательные стороны происходящих процессов, для чего также требуется определенная координация действий.

Необходимость регулирования рынка обусловлена и рядом других причин. Во-первых, рынок (особенно купля-продажа товаров массового спроса) теснейшим образом связан со сферой личного потребления и поэтому может непосредственно влиять на степень социальной стабильности. Во-вторых, у рынка, как уже было показано, издавна существуют весьма негативные для общества стороны: повышенная стихийность, широкие возможности для нетрудовых доходов, игнорирование моральных норм и т.п. Поэтому в сфере товарно-денежного обмена особенно часто возникают криминогенные ситуации, в том числе появился так называемый «теневой» (незаконный, мафиозный) рынок. В-третьих, упорядоченность рынка крайне отрицательно влияет на такую важную сферу общественной жизни, как производство материальных благ. Об этом убедительно свидетельствуют инфляция, кризис неплатежей, банковские махинации и т.п. Потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали гораздо более разнообразными и масштабными.

Необходимость регулирования резко возрастает также в период становления развитого рынка. В таких условиях особенно важен фактор согласования, упорядочения.

Как необходимость, так и возможность регулирования рынка в большей мере возникает при развитом капитализме, поскольку именно в этой формации рынок достигает наибольшей зрелости и наибольшего распространения. Кроме того, здесь появляются специальная наука об управлении, квалифицированные менеджеры, эффективные технические средства управления. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления.

В мировой экономической литературе управление товарным производством и обменом наиболее обстоятельно исследовал английский ученый Д. Кейнс (1883-1946). Главным образом под влиянием разрухи, вызванной Первой мировой войной, и экономического кризиса 1929-1933 гг. он пришел к заключению, что стихийное, автоматическое развитие хозяйства в дальнейшем не может быть успешным. Отсюда он сделал вывод о необходимости государственного регулирования рыночных отношений, прежде всего обеспечения эффективного спроса на товары. Взгляды Д. Кейнса и сейчас широко распространены среди зарубежных обществоведов. В том числе его безоговорочно поддерживают такие научные авторитеты, как Д. Гэлбрейт, В. Леонтьев, П. Самуэльсон.

Для того чтобы понять суть координации рыночных отношений, необходимо выделить и обрисовать ее важнейшие стороны и черты, которые присущи современной экономике. Среди них можно выделить:

1. Обеспечение рыночным  отношениям определенной социальной  ориентации. В настоящее время  растущее обобществление производительных  сил объективно вызывает все  большую социализацию экономических  отношений. Этому же в не меньшей мере способствует процесс глобализации всей общественной жизни. Постепенно формируются условия для развития коллективной и общественной собственности. В связи с этим возникает потребность осознанно направлять товарно-денежный обмен все более в интересах широких слоев трудящихся.

2. Выявление и поддержание  важнейших пропорций рыночной  сферы. Речь идет о соотношениях  между объемами товарного производства  и обращения, спросом на товары  и их предложением, спросом и  наличным товарным ассортиментом, товарной и денежной массой, динамикой  товарной массы и развитием  торговой сети т.п. Причем целенаправленное  обеспечение подобных пропорций требуется и на макроуровне, и на микроуровне.

3. Выбор наиболее эффективных  организационных форм упорядочения  рыночных отношений. Конкретнее  говоря, речь идет о выборе  эффективных форм торговли (в  ее широком понимании). Это можно  назвать организационно-хозяйственной  чертой в регулировании рынка. Чтобы применить нужные способы  торговли, чаще всего бывает достаточно  простого здравого смысла и  элементарных математических расчетов, несложных социологических обследований.

4. Выделение и реализация  различных приоритетов в развитии  рыночной сферы. Среди них на  первое место надо поставить  социальные приоритеты. Так, для  современных стран с очень  крупной хронической безработицей  преимущественное значение имеет  регулирование рынка труда. Также  следует иметь в виду структурные  приоритеты, т.е. соблюдение, поддержание  тех пропорций в сфере обращения, которые особенно важны для  ее развития в данной стране  в данное время. Наконец, управление  рыночными отношениями включает  учет организационных приоритетов, под которыми необходимо понимать  применение наиболее эффективных  форм и методов собственно торговли, найма рабочей силы, банковской и биржевой деятельности, а также рациональных способов территориального размещения подобных учреждений.

Таковы основные черты процесса регулирования рыночных отношений. Нетрудно заметить, что в целом они призваны обеспечивать и социальную, и хозяйственную эффективность рынка.

1.2 Субъекты и объекты регулирования рынка

Под субъектами регулирования следует понимать важнейших участников регулирования рынка. Среди них можно выделить:

- государство и его  основные органы;

- крупные собственники;

- общественные организации;

- трудовые коллективы;

- международные объединения.

Государство – наиболее очевидный и постоянный участник регулирования рынка, поскольку оно обладает общенациональной политической властью, опирается на крупный сектор в народном хозяйстве страны, располагает необходимыми научными и организаторскими кадрами, в состоянии создать материально-техническую базу для эффективного управления.

Идея о важной роли государственной власти по отношению к рыночной экономике далеко не нова. Как уже отмечалось, обстоятельное теоретическое обоснование она получила в 30-е годы прошлого столетия в работах английского экономиста Д. Кейнса и его последователей в различных странах.

Подобной позиции придерживаются многие современные западные экономисты и социологи. Так, американский ученый В. Леонтьев утверждает, что формировать и развивать рынок можно лишь под контролем государства. Другой крупный экономист Д. Гэлбрейт считает, что отказ правительства от активного регулирования народного хозяйства был бы губительным шагом даже для такой мощной страны, как Соединенные Штаты; кстати говоря, автор этих слов сам практически участвовал в жесткой координации цен в период президентства Ф. Рузвельта. Создатели известного учебника по экономике П. Самуэльсон и В. Нордхаус утверждают, что развивать рыночную экономику без участия властных структур все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Государственному влиянию на воспроизводственный процесс американские ученые К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю посвятили в своем учебнике «Экономикс» несколько специальных глав. Некоторые японские исследователи видят главную причину современного процветания их страны в удачном сочетании рыночных механизмов и твердой хозяйственной политики. По сравнению с государством крупные собственники являются более глубинным, скрытым, но более весомым субъектом регулирования рынка.

Господствующие группы собственников осуществляют свои регулирующие функции чаще всего через деятельность государства, его различных органов, политических партий страны. Так, в современных условиях монополистическая буржуазия США побуждает властные структуры согласовывать в ее интересах рыночные отношения при помощи двух ведущих партий - республиканской и демократической. В Германии подобную посредническую миссию выполняют чаще всего христианские и свободные демократы.

Однако крупнейшие собственники стремятся использовать государство для регулирования товарно-денежного обмена также через свои ассоциации и союзы. Например, в Японии Федерация экономических организаций (объединение большого бизнеса этой страны) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламента и правительства; с ней согласовываются любые значительные решения, прежде всего в хозяйственной области. В США регулярно проводятся деловые встречи президента и парламентских лидеров с Национальной организацией промышленников.

Информация о работе Формы и методы регулирования рынка в развитых странах