Формы и методы регулирования рынка в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рыночной системы 3
1.1 Понятие и сущность регулирования рынка 3
1.2 Субъекты и объекты регулирования рынка 3
1.3 Формы и методы регулирования рынка 3
Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире 3
2.1 Понятие и сущность рыночной системы 3
2.2 Смешанная экономика и ее модели 3
Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.19 Кб (Скачать файл)

Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно - государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы - социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими преобладающими формами собственности, рынка и степени участия государственного регулирования, капитала и социальности. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.

Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно – конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Американские экономисты исходят из того, что лишь экономическая свобода как антитеза регулирования способна обеспечить устойчивый рост. Индекс экономической свободы, исчисляемый канадским институтом по методологии М. Фридмана, учитывает пять факторов:

1) размер государственного  сектора экономики, бюджетных расходов  и правительственного участия;

2) структура правовой  системы, защита прав собственности;

3) доступ компаний к  инвестиционным ресурсам;

4) степень открытости  экономики;

5) развитие хозяйственного, банковского и трудового права.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая создает социальную инфраструктуру, смягчающую недостатки рынка и капитала. Государство создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода  как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное равенство - рыночное распределение доходов  обусловлено объемом вложенного  капитала или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики.

Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Большую роль здесь играют негосударственные инвестиционные, пенсионные, страховые и другие фонды.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Основная суть данной модели состоит в высоком уровне налогообложения, высокой степени социальной защищенности населения. Например, ставка местного подоходного налога (не считая налогов на доходы от акций и банковских вкладов, на недвижимость, собственность, наследство, дарение и личный транспорт) составляют 32-35%. Эти деньги жестко контролируются и идут на социальную защиту - бесплатное образование, в том числе для взрослых, медицинское обслуживание, страхование от безработицы, оплачиваемый отпуск в случае рождения или болезни ребенка, пособие на оплату жилья, пенсию, достигающую 70-75% зарплаты. При этом все жители, независимо от уровня своего дохода, имеют доступ к равному набору одинаковых по качеству социальных услуг, государство выравнивает доходы между различными группами населения. Результатом этой политики является наименьшая в мире разница в зарплатах между различными профессиями. Разрыв в оплате уборщицы и высшего менеджера в компании составляет всего 1:3.

Изучив теоретические аспекты, можно сделать следующие выводы:

1. Рыночная система - это  система социально – экономических отношений, основанная на личной свободе участников рынка, на их интересе. Выделяют экономику экстенсивного типа (индустриального), основанная на расширении использовании ресурсов, и интенсивного (постиндустриального), основанная на повышении качества и эффективности использования ресурсов.

2. В последнее время  превалирует смешанная экономика, основанная на синтезе частной  собственности и государственного  регулирования. Каждой стране присущ  свой тип национальной экономики, но традиционно выделяют 4 модели - это американская, германская, японская  и шведская модели.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике

На практике методы регулирования рынка реализуются в следующих формах. Во – первых, это правовая деятельность государства. В мировой истории известно немало юридических норм, реально способствующих более или менее стабильному функционированию рынка. В конце XIX в. в Канаде и США были приняты так называемые антитрестовские законы, направленные против образования монополий. Нарушение этих законов грозило крупными штрафами и тюремным заключением. Подобные юридические нормы позднее стали действовать в Австрии и Новой Зеландии. Фактически это не остановило возникновения и господства монополий, но тем не менее способствовало поддержанию рыночной конкуренции. Крупнейшим правовым актом по регулированию, в том числе международной торговли, стал Римский договор 1957 г., подписанный шестью ведущими западно-европейскими государствами. Он положил начало образованию и функционированию Европейского экономического сообщества, известного также под названием «Общий рынок». Кроме того, этот договор включал соглашения о Европейском объединении угля и стали и о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Во второй половине XX в. Римский договор был дополнен многочисленными юридическими актами, в том числе Шенгенским соглашением, значительно облегчившим миграцию бизнесменов и рабочей силы из третьих стран.

Во-вторых это комплексные программы по регулированию рынка. К примерам в той деятельности можно отнести план Дж.К.Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе, это формирование Европейского экономического общества, куда входит более 15 стран Европы.

В-третьих, это отдельные хозяйственные меры, среди которых можно выделить:

- денежные реформы (например, почти во всех европейских  странах с 90-х годов действует  единая валюта - сначала экю, а  затем евро);

- воздействие на цены (Например, страны ОПЕК систематически  координируют совместные цены  на нефть. В Японии 20 %, в США 10% цен регулируются государством, а в Австрии и Швеции - даже до 50%. В еще большей мере это характерно для КHP. Во всех крупнейших странах под государственным контролем находится рыночная стоимость сельскохозяйственной продукции.

- государственные закупки (к концу 90-х годов в крупнейших  капиталистических странах государственные  расходы достигли почти половины  валового внутреннего продукта. Закупки охватывают главным образом вооружение и сельскохозяйственную продукцию. Вооружение обычно приобретается соответствующими правительственными ведомствами у специализированных частных корпораций. В США, например, в роли продавцов выступают такие известные компании, как Боинг, Макдоннелл - Дуглас, в Англии - Виккерс, в Швеции - Бофорс. Для закупок сельскохозяйственной продукции во многих странах созданы особые правительственные организации: в США - Товарно-кредитная корпорация, во Франции - Национальный комитет по зерновым культурам, в Италии - Федерация сельскохозяйственных консорциумов и др. Бюджетные закупки распространяются за рубежом и на многие иные товары, в том числе на энергоносители, драгоценные металлы, стратегические материалы, иностранную валюту).

- создание свободных экономических  зон (Так, в США в середине 80-х  годов функционировало примерно 130 зон внешней торговли, в которых  были снижены (или отменены) таможенные  пошлины и практически отсутствовал  экспортно-импортный контроль. В этой же стране есть свободная, банковская зона, где с американской территории производятся международные банковские операции. В Китае существуют больше 20 СЭЗ, которые только на экспорт ежегодно поставляют высокотехнологическую продукцию общей стоимостью до 46 млрд. долл.).

- государственное поощрение  конкуренции (в виде антимонопольных  законов, снижения налогового бремени)

- социальная политика (В  развитых капиталистических странах  государство достаточно активно  вмешивается в процесс оплаты  труда. Наиболее часто оно применяет следующие средства: установление минимума заработной платы, ее замораживание, индексация, обеспечение зависимости заработной платы от уровня производительности труда, выплата пособий по безработице, создание предпринимательских зон гарантией рабочих мест).

Охарактеризовав основные методы и формы регулирования, можно сделать следующие выводы:

1. Формы регулирования  представляют собой разновидности  координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется  эта координация. Методами служат  способы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный  процесс

2. Среди основных форм  регулирования можно выделить  государственное регулирование, предпринимательское, международное, коллективное.

3. К основным методам  регулирования относятся административно-правовые, экономические, социальные, силовые, морально-этические  методы. Причем нужно отметить, что  в современное время наибольшее  внимание необходимо уделять  экономическим методам, к которым можно отнести материальные льготы (пенсионные, налоговые и т.д.), системы оплат труда, штрафные санкции. Особое внимание необходимо уделять созданию правовой базы для обеспечения принципов существования рынка, соблюдения прав и гарантий для всех участников рынка.

4. Естественно, что раздельное  выполнение указанных в данной  главе методов не приведет  к должным результатам. Для успешной  реализации процесса регулирования, необходимо комплексное, взаимосвязанное  применение этих методов, причем основную роль необходимо отводить тем методам, которые дадут наиболее нужный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост. Государство должно лишь охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики.

На самом же деле как показывает история, рынок зачастую нуждается в регулировании. С течением времени менялись и структуры рынка, и способы его регулирования, и функции государства. В итоге сложились различные модели национальных экономик, которые представлены нами в главе 1. Непрерывные институциональные изменения привели к тому, что современный капитализм мало похож на рынок времен А. Смита и К. Маркса, что существенно изменилась роль государства в экономике Концентрация и транснационализация производства изменили поведение микроэкономических агентов. Познание экономического развития невозможно без учета этих институциональных изменений.

Предположения классиков о том, что рынок регулирует все и сам, оказались ошибочными. Рынок не может регулировать такую огромную сферу как социальную деятельность. Зачастую из-за этого и необходимы регуляторы рыночного механизма, которые представлены нами в главе 3.

Регулирование рынка, координация деятельности его основных участников позволяет рынку эффективно функционировать и развиваться. Регулирование направлено на те сферы, где рынок сам не может справиться или справляется в недостаточной степени. Оно обеспечивает социальную защиту работникам, гарантию прав и защиту прав всем участникам рынка, как производителям так и потребителям. Эта и есть основная функция регулирования рынка.

Список использованной литературы

1. Андриянов В.Д. Теория функциональных экономических систем // Маркетинг. – 2004.

2. Анисимов С.А. Рыночное  экономическое саморегулирование  и государственное регулирование  в информационном обществе: проблемы, их моделирование, анализ и решение // Аудит и финансовый анализ. – 2003.

Информация о работе Формы и методы регулирования рынка в развитых странах