Формы регулирования монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение формы регулирования монополии. Чтобы раскрыть тему нужно выполнить следующие задачи:
Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии.
Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии.
Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования.
Выявление монопольного положения ОАО «Лукойл» на товарном рынке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… …..3
Теоретическая часть
Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии…………………………………………………………...4
Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии…………………………………………………………...6
Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования………………...9
Практическая часть
Выявление монопольного положения предприятия на товарном рынке: критерии и процедура. Оценка уровня монополизации отрасли……………………………………………………………...12
Формы регулирования, применяемые к предприятиям, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, на примере отрасли……………………………………………………13
Оценка эффективности используемых форм регулирования монополии в отрасли………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

эо.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГОУ ВПО 

«ИжГТУ имени М. Т. Калашникова»

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли»

на тему

 «Формы регулирования монополии»

 

 

 

 

Выполнил:

Цедрик А.В.

Гр 6-21-44(з)

Проверил

Пушина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Содержание: 
Введение……………………………………………………………………… …..3

  1. Теоретическая часть
    1. Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии…………………………………………………………...4
    2. Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии…………………………………………………………...6
    3. Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования………………...9
  2. Практическая часть
    1. Выявление монопольного положения предприятия на товарном рынке: критерии и процедура. Оценка уровня монополизации отрасли……………………………………………………………...12
    2. Формы регулирования, применяемые к предприятиям, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, на примере отрасли……………………………………………………13
    3. Оценка эффективности используемых форм регулирования монополии в отрасли………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….17 
Список литературы………………………………………………………………19 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. 
Актуальность темы подтверждает то, что главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Это определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. 
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 
Целью данной работы является рассмотрение формы регулирования монополии. Чтобы раскрыть тему нужно выполнить следующие задачи: 
Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии.

    1. Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии.
    2. Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования.
    3. Выявление монопольного положения ОАО «Лукойл» на товарном рынке.

Таким образом, рассмотрение данных вопросов позволит сделать вывод  о пользе и вреде монополии. 

 

1. Теоретическая  часть.

1.1 Основные черты  монополии. Эффективность и вред  монополии. 
Понятие «монополия» возникло от греческих слов «моно» - один и «полио» - продаю. 
Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

  • выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль;
  • производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;
  • монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.[1]
  • степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).[4]

Данные условия означают, что фирма-монополист в состоянии  самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в  любом направлении (в отличие  от совершенной конкуренции, при  которой отдельные фирмы не могут  воздействовать на цену производимого  ими товара). Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого  товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной  конкуренции, при которой предельная выручка также равняется цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит  ниже кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.[1] 
В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе, отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.[5] 
Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.[7] 
Однако существуют рынки, где существование конкуренции вызвало бы еще большую неэффективность, и где монополия — единственный способ предотвращения «смерти» отрасли в целом.  
Для Российской Федерации демонополизация оказалась неэффективной. Демонополизация государственной собственности привела к появлению локальных монополий. Основная причина — большая территория и связанные с этим транспортные затраты.[2] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сравнительная  характеристика основных форм  регулирования монополии. 
А) Равновесие в краткосрочном периоде.  
Согласно универсальному правилу 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество товара q, при котором MR = MC. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар фирмы-монополиста (кривой спроса). Раскрытие зависимости цены товара, производимого монополистом, от объемов выпуска проще сделать с использованием соответствующих графиков. [1] 
 
 
Рис.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом 
 
Как видно из рис. 1, фирма производит такой объем товара qе, при котором MR=MC. Цена Ре при этом определяется соответствующей точкой Е1 на кривой спроса D. Если цена Р0 превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (рис. 1,а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.  
В том случае, если средние суммарные издержки при выпуске объема товаров qе равны цене (кривая АТС1 на рис. 1, б), то фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль.  
Когда же суммарные издержки на единицу продукции превосходят цену (кривая АТС2 на рис. 1,б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область). 
Поскольку у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р=МС, при монополии универсальное правило 2 (МС=MR) выполняется, в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС<Р) и точка пересечения кривых МС и MR находится ниже кривой D.  
Обычно существуют типичные заблуждения в отношении принципов деятельности монополии. Во-первых, бытует мнение, что фирма-монополист может установить любую цену на монопольно продаваемый ею товар. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и при заданных значениях qе (когда МС=MR) имеет вполне конкретную (Ре на рис. 1) величину. Во-вторых, считается, что монополист реализует с максимальной прибылью каждую единицу товара. Но внимательное изучение рис. 1, а показывает, что выпуская qа единиц товара (суммарные издержки на единицу продукции минимальны), фирма имела бы более высокую прибыль на единицу продукции, чем в точке qе (цена Ра выше Ре, а средние суммарные издержки ниже). 
Следовательно, монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая выпуск до qе: теряя в «удельной» прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль. Наконец, в-третьих, с точки зрения обывателя, монополист обязательно имеет прибыль. Однако очевидно, что успехи монополиста всецело зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, отраженной на рис. 1,б, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль. [1] 
Б) Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.  
Если фирма является монополистом, то она олицетворяет собой отрасль, и условия максимизации прибыли для отдельной фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли. Несомненно, прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами.Барьеры подразделяются на естественные и искусственные. Естественные возникают тогда, когда какой-то фирме или группе фирм удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде, что дает возможность вытеснить остальные фирмы из отрасли. Естественные барьеры также создаются, когда условия спроса на товар отрасли позволяют удержаться в отрасли только одной фирме. Наконец, естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому, новой фирме для входа в отрасль необходимо осуществить больше инвестиций, подготовить квалифицированные кадры, создать систему сбыта продукции и т.п. Это зачастую приводит к серьезным затратам, что останавливает потенциальных производителей данного товара входить в отрасль.[4] Искусственно создаваемые барьеры могут возникнуть чисто институциональным путем, например вследствие действий правительства. В частности, гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий (обычно разного рода лицензий), обеспечение секретности отдельных разработок, контроль над расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Другая природа искусственных барьеров - это нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п. [11] 
В связи с тем, что монополист обязательно сокращает объемы производства ниже потенциально возможных ради получения монопольной прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, принимаются антимонопольные законодательства. (Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции")(с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 г.) 
Монополистическая конкуренция  
В реальной жизни, как показывает практика, условия, присущие совершенной конкуренции и монополии, зачастую не соблюдаются. Монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как противоположные полюсы, реальные же рыночные структуры занимают место между ними, совмещая в себе отдельные черты и монополии, и совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция - это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Теория монополистической конкуренции была разработана в 30-е гг. нашего столетия английским экономистом Дж. Робинсон и американским ученым Э. Чемберлином. [8] 

 

1.3 Основы антимонопольного  регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования. 
В законе Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ 
"О защите конкуренции".

Глава 2. Монополистическая  деятельность. Недобросовестная конкуренция

В статье 10. говорится о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением 
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): 
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); 
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; 
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 
8) создание дискриминационных условий; 
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. 
Также хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона. 
В целях предупреждения создания дискриминационных условий Правительство Российской Федерации устанавливает правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Указанные правила должны содержать: 
1) перечень товаров, поставляемых хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части; 
2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации; 
3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров; 
4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, на производство и (или) реализацию соответствующих товаров и (или) организацию доступа на товарный рынок; 
5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в абзаце первом настоящей части, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством Российской Федерации; 
6) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и (или) к товарам хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части; 
7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на товарные рынки и (или) к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и (или) реализуемом хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей; 
8) условия доступа на товарный рынок и (или) к товарам хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, а в установленных случаях требования о выполнении технологических и технических мероприятий (технологическое присоединение); 
9) требования к характеристикам соответствующего товара, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 
Требования настоящей статьи не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.[12] 
 
 

 

 

2. Практическая часть

2.1 Выявление монопольного  положения предприятия на товарном  рынке.

Данные критерии конкретизированы в национальном законодательстве государства.

В России в соответствии с указанным  Законом РФ доминирующим признается положение, когда доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет:

  • 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
  • менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из критериев товарного рынка (стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.).

При этом положение не может быть признано доминирующим, если доля на рынке  определенного товара не превышает 35%. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъектов) дает ему (им) возможность  оказывать решающее влияние на общие  условия обращения товара на соответствующем  товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формы регулирования,  применяемые к предприятиям, занимающих  доминирующее положение на товарном  рынке, на примере отрасли «Электроэнергетика».

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе  своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных  для выполнения буквально одних  и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они  принадлежат разным хозяйствующим  субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами  сетей не идет ни в какое сравнение  с бездумными затратами на строительство  передающих сетей.

Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между  производителями электрической  энергии, в частности:

  • вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;
  • предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;
  • намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
  • расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Информация о работе Формы регулирования монополии