Формы регулирования монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение формы регулирования монополии. Чтобы раскрыть тему нужно выполнить следующие задачи:
Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии.
Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии.
Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования.
Выявление монопольного положения ОАО «Лукойл» на товарном рынке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… …..3
Теоретическая часть
Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии…………………………………………………………...4
Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии…………………………………………………………...6
Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования………………...9
Практическая часть
Выявление монопольного положения предприятия на товарном рынке: критерии и процедура. Оценка уровня монополизации отрасли……………………………………………………………...12
Формы регулирования, применяемые к предприятиям, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, на примере отрасли……………………………………………………13
Оценка эффективности используемых форм регулирования монополии в отрасли………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

эо.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Основной целью образования  РАО "ЕЭС России" в форме  акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное  владение РАО "ЕЭС России" поступили  около 50 новейших электростанций (это  более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных    АО-энерго.

В структуре капитала РАО "ЕЭС  России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит  из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Толчком к регионализации, дроблению  единого рынка электроэнергии послужило  введение в 1991г. дифференцированных тарифов  по оплате электроэнергии потребителями  отдельных областей в зависимости  от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные  станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в  отношении неплательщиков чрезвычайно  затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем  реализации значительного экспортного  потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной  на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов  электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется  модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

По мнению доктора экономических  наук А. Городецкого и кандидата  экономических наук Ю. Павленко - «необходимо  полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как  более устойчивой формы организации  энергетического хозяйства. Организация  производства электрической энергии, при которой в одних руках  сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные  сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии».

 

2.3 Оценка эффективности используемых форм регулирования монополии в отрасли

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти  и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

В России нет хороших моделей  крупных корпораций, нет и механизмов их формирования. Имеющиеся разработки являются слабо измененными прототипами  из прошлого. Они неспособны выжить в условиях резкого изменения  экономического климата. В российском законодательстве закреплено отрицательное  отношение к объединению предприятий  и противодействие консолидации корпорации. Это ослабляет конкурентоспособность  компаний и вытесняет в среду  теневой экономики. Нет серьезной  научной базы, нет теории крупных  корпораций. Имеющиеся же крупные  компании сложились в большей  степени стихийно в ходе наступления  капитала на социальную собственность.

России нужны собственные модели современных корпораций - стратегических объединений предприятий как эффективных структур управления. Они нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как основа практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации промышленности. В России работают разного рода корпорации:

Крупные акционерные компании, созданные  с участием стратегических предприятий  и крупных банков, находящихся  под имущественным государственным  контролем. ( РАО " ЕЭС России ", РАО " Газпром "). В их числе также  вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных  компаний. ( "ЛУКойл ", устойчиво работающий на внутреннем и мировом рынке).

ФПГ, образованные по законодательному акту. На 1998 год в госреестре было зарегистрировано 76 таких групп. Некоторые из них успешно работают.

Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных обществах. Среди  них есть крупные конкурентоспособные  на внутреннем и внешнем рынках. Они сотрудничают с ведущими российскими  банками.

Банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют  крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и  работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.

Вывод российской экономики из кризиса, создание условий для ее подъема  и развития в большей степени  зависит от формирования и успешной работы крупных компаний. Проводимые сначала 90-х годов реформы направили  хозяйственную систему на пути, ведущему к мелкотоварному производству. Произошел  развал крупных производственных и  научно-производственных комплексов. Образовались слабые хозяйственные  субъекты, формировалась   мнимая конкурентная среда как следствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери. Например, на базе " Аэрофлота " было создано более 400 самостоятельных авиакомпаний. Из них только 20 жизнеспособны, остальные, имея на балансе 1 - 3 самолета, лишены возможности нормальной работы. Объем перевозок снизился в несколько раз, количество действующих аэропортов сократилось в 2 раза. Намечается реформирование системы управления железнодорожным транспортом. Если это пойдет по примеру      растаскивания " Аэрофлота ", то экономика страны потеряет очень много, нельзя разрушать уже существующую структуру крупных монополий. Их трудности заключаются не в плохой работе, а в неплатежеспособности потребителей продукции. Становление корпораций проходит в обстановке - инвестиционного голода, коммерческие банки ориентируются на операции с короткими деньгами, налицо низкая рентабельность производства, идет борьба за обладание наиболее прибыльными частями собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Монополия представляет собой  самую крайнюю форму несовершенной  конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой  объединение более мелких фирм, и  чем больше становится таких центров  объединения на каком-то рынке, тем  меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом  на рынке образуется несколько крупных  монополий, конкурирующих между  собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между  монополией и конкуренцией.

Отсюда можно сделать  вывод что:

  • Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
  • Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монополистической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
  • Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
  • Частично власть монопсонии определяется количеством покупателей на рынке. Если там только один покупатель (чистая монопсония), монополистическая власть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монополистической властью обладает покупатель. Когда имеется несколько покупателей, монополистическая власть зависит также от того, насколько агрессивно конкурируют покупатели за предложение.

Рыночная власть может  накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные

Необходимо отметить, что  понятие «монополия» используется не только в строгом значении - как  чистая монополия, но нередко применяется  и в широком толковании. В последнем  случае монополия трактуется несколько  расплывчато, как доминирующее положение  экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком  варианте понятие «монополия» вбирает  в себя и чистую монополию, и олигополию.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. «Микроэкономика» Максимова В.Ф. гл. 8, с. 300
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г. 592 стр.
  4. Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Учебное пособие дляВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.
  5. Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко, А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.
  6. Frank R. X. Перевод главы 12 – «Монополия», 1991 г., стр. 91.
  7. Экономика. Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. Москва: Дело, 1998 г. – 864 стр.
  8. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. Под ред. Г. П. Журавлевой. Москва: ИНФРА – М, 1997 г. – 368 стр.
  9. Основы экономической теории. Государственный университет Высшая Школа Экономики. Под ред. С. И. Иванова. Москва: Вита-Пресс, 2000 г. 336 стр.
  10. Монополизм и антимонопольная политика. Барышева А. В., Сухотин Ю. В. Богачев В. Н. и др. Москва: Наука, 1993 г. – 240 стр.
  11. Экономикс. Самуэльсон П. стр. 531.
  12. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ. – Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - http://base.consultant.ru/.

 


Информация о работе Формы регулирования монополии