Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение формы регулирования монополии. Чтобы раскрыть тему нужно выполнить следующие задачи:
Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии.
Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии.
Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования.
Выявление монопольного положения ОАО «Лукойл» на товарном рынке.
Введение……………………………………………………………………… …..3
Теоретическая часть
Основные черты монополии. Эффективность и вред монополии…………………………………………………………...4
Сравнительная характеристика основных форм регулирования монополии…………………………………………………………...6
Основы антимонопольного регулирования в российской практике: цели, методы и органы регулирования………………...9
Практическая часть
Выявление монопольного положения предприятия на товарном рынке: критерии и процедура. Оценка уровня монополизации отрасли……………………………………………………………...12
Формы регулирования, применяемые к предприятиям, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, на примере отрасли……………………………………………………13
Оценка эффективности используемых форм регулирования монополии в отрасли………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Толчком к регионализации, дроблению
единого рынка электроэнергии послужило
введение в 1991г. дифференцированных тарифов
по оплате электроэнергии потребителями
отдельных областей в зависимости
от реальных затрат каждой энергосистемы,
что привело к нерациональной
загрузке энергетических мощностей. Хронически
недогруженными остаются крупные высокоэффективные
станции при более полной загрузке
менее эффективных малых
Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии».
2.3 Оценка эффективности используемых форм регулирования монополии в отрасли
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
В России нет хороших моделей
крупных корпораций, нет и механизмов
их формирования. Имеющиеся разработки
являются слабо измененными прототипами
из прошлого. Они неспособны выжить
в условиях резкого изменения
экономического климата. В российском
законодательстве закреплено отрицательное
отношение к объединению
России нужны собственные
Крупные акционерные компании, созданные
с участием стратегических предприятий
и крупных банков, находящихся
под имущественным
ФПГ, образованные по законодательному акту. На 1998 год в госреестре было зарегистрировано 76 таких групп. Некоторые из них успешно работают.
Промышленные и торгово-
Банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.
Вывод российской экономики из кризиса, создание условий для ее подъема и развития в большей степени зависит от формирования и успешной работы крупных компаний. Проводимые сначала 90-х годов реформы направили хозяйственную систему на пути, ведущему к мелкотоварному производству. Произошел развал крупных производственных и научно-производственных комплексов. Образовались слабые хозяйственные субъекты, формировалась мнимая конкурентная среда как следствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери. Например, на базе " Аэрофлота " было создано более 400 самостоятельных авиакомпаний. Из них только 20 жизнеспособны, остальные, имея на балансе 1 - 3 самолета, лишены возможности нормальной работы. Объем перевозок снизился в несколько раз, количество действующих аэропортов сократилось в 2 раза. Намечается реформирование системы управления железнодорожным транспортом. Если это пойдет по примеру растаскивания " Аэрофлота ", то экономика страны потеряет очень много, нельзя разрушать уже существующую структуру крупных монополий. Их трудности заключаются не в плохой работе, а в неплатежеспособности потребителей продукции. Становление корпораций проходит в обстановке - инвестиционного голода, коммерческие банки ориентируются на операции с короткими деньгами, налицо низкая рентабельность производства, идет борьба за обладание наиболее прибыльными частями собственности.
Заключение:
Монополия представляет собой
самую крайнюю форму
Отсюда можно сделать вывод что:
Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные
Необходимо отметить, что
понятие «монополия»
Решающую роль в создании
на рынке благоприятной
Список литературы: