Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:21, реферат
20-е столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более 10-ти млн. человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.
Использование природы представляет собой экономическое отношение между людьми по поводу природных благ. Подобные отношения не являются предметом изучения экологического права. Реализация права на природопользование в различных его формах интересует экологию лишь в той степени, в какой это влияет на состояние природной среды и меры её охраны.
Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы – экономическая (главная), экологическая, культурно-оздоровительная.
Названые формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.
Общее природопользование не требует какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).
Специальным природопользованием признаётся такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.
Специальное природопользование связанно с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.
Лицензия в переводе на русский язык – разрешение на что либо. Первоначально это слово употреблялось применительно к продаже товаров за рубеж. Широкое распространение оно получило при организации спортивно-любительской, промысловой, научно-исследовательской, истребительной охоты. Затем распространилось на продажу товаров и выполнение всевозможных услуг.
В новых условиях перехода к рынку лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов прав потребителей, соблюдения градостроительных, санитарных, экологических норм и правил торговли.
На внутреннем рынке, на территории субъектов федерации, городов и районов лицензия выдаётся юридическим и физическим лицам органами территориально-отраслевого управления – администрацией республик, краёв, областей, автономных образований, городов федерального значения.
Природноресурсовая лицензия применительно к области охраны окружающей природной среды и природопользования природноресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определённого вида деятельности по использованию природного ресурса. В этом документе сконцентрированы две функции: контроля за законностью, рациональностью деятельности по использованию природного ресурса, соблюдения экологических и санитарных норм и нормированного потребления этого природного ресурса. Таким образом, в области природопользования решаются две взаимосвязанные задачи – охранительная и регулятивная.
Лицензирование есть проявление административно-правового метода управления природопользования путём запрета, разрешения, уполномочия. По своей сущности лицензия на природопользование концентрирует в себе три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса либо его владельца, во-вторых, формой проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса, в-третьих, средством регулирования рационального природопользования.
Предмет лицензии в области природопользования – природный ресурс, предназначенный для использования. В зависимости от предмета лицензироваться могут ресурсы экономические (заготовка древесины, добыча полезных ископаемых) или экологические, предназначенные для защиты природы и человека (разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ),оздоровительные ресурсы природы (разрешение на пользование лечебными свойствами природной среды) или культурные (разрешение на археологические разработки).
Для лицензии характерно, что она выдаётся уполномоченным органом экологического управления. Такими органами являются Минприроды России, его территориально-отраслевые органы в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса, относительно которого выдаётся лицензия. Известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования (см. приложение).
Лицензия на использование земель. Она выдаётся администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения администрации о предоставлении земель определённому субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д.
Земельный акт об отводе выдаётся для использования земель строго по их целевому назначению – ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского хозяйства, подсобного личного хозяйства, строительства, и т.д.
Лицензия на использование недр. Такие лицензии выдаются в соответствии с Законом РФ о недрах и Положением Верховного Совета РФ о порядке лицензирования пользования недрами администрацией республики, области, края совместно с территориально-отраслевым органом Комитета по геологии и использованию недр РФ на: геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, захоронение вредных веществ, сброс сточных вод, для образования особо охраняемых территорий.
Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору – юридическому лицу, в том числе иностранному, или группе юридических лиц с созданием или без создания нового юридического лица. Такое право также удостоверяется лицензией, выдаваемой администрацией.
Лицензия на использование вод. Водный кодекс РСФСР различает общее и специальное, а также обособленное водопользование. На специальное и обособленное водопользование администрацией и органами Роскомвод России выдаются лицензии. Такие лицензии удостоверят право водопользователя на пользование водным объектом в определённых границах, в соответствии с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.
Лицензия на использование лесов. Основы законодательства РФ предусматривают два типа лесопользования: основное и побочное. Основное – заготовка древесины, побочное лесопользование включает такие виды как сбор ягод, грибов и других плодов, сенокошение, заготовка лекарственного сырья, охота, рыболовство и т.д.
Лесорубочный билет. Это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нём указывается объём древесины, подлежащей вырубке, вид разрешенной вырубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.
Контроль за выполнением условий лесопользования ведётся лесхозом соответствующего района или города.
Лицензия на использование животного мира. Закон РСФСР об охране и использовании животного мира определяет следующие виды использования животным миром – охота, рыболовство, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.
Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования выражается в следующем:
Инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом.
Определение на основе действующего ПДК предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта.
Установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта.
Выдача разрешения на выброс, в котором указывается лимит выбросов вредных веществ, норма выбросов вредных веществ, срок действия.
Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами Минприроды. Их невыполнение или нарушение влечёт за собой административную или уголовную ответственность.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-
Лимиты на природопользование – предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов. Вместе с лицензией они выступают одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды. Также как и лицензирование, лимитирование использования и потребления окружающей природной среды обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Природопользование может осуществляться в двух направлениях: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование природопользования подразделяется на два вида:
Предельно допустимые нормы изъятия, выемки природного вещества из природной среды.
Предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов
Лимиты изъятия, выемки природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей шапкой рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Цель установления подобных лимитов двойная: природоохранительная и экономическая – сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов. Средства, полученные то оплаты за потребление ресурсов, используются на их воспроизводство и рациональное использование.
Предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение вредных веществ также представляют собой вид природопользования. Данное лимитирование решает природоохранительные задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов и посредством использования экологических фондов, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы вредных веществ.
Известно, между идеей закона, заложенной в его нормах, и материализацией этой идеи существует большая разница, которая свидетельствует о том, что не всегда положения закона реализуются на практике. В настоящее время, когда Верховным советом Российской Федерации принято уже более двухсот законов, актуальной становится проблема механизма исполнения законов и других нормативных актов. Механизм исполнения законов в области охраны окружающей природной среды содержит много общего с механизмом исполнения юридических нормативных актов в целом. В то же время он отличается рядом особенностей, вытекающих из особенностей экологических отношений.
Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность, оказывающую влияние на окружающую природную среду. Этот процесс охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Это вытекает из приоритетов законов развития природы, которые мы должны соблюдать в ходе хозяйственной и всякой другой практической деятельности, влияющей на состояние естественной среды обитания человека. Поэтому сейчас мы смело говорим об экологизации производства, культуры, морали и т.д.
Необходимость экологизации законодательства не ограничивается принятием одного природоохранительного закона или созданием целой отрасль природоохранительного законодательства. Этого недостаточно. Ведь хорошо известно, что природоохранительные нормы, закрепляющие экологические императивы в области какой либо деятельности, воздействуют на отношения не непосредственно, в силу своего издания, а через соответствующие отношения, регулирующие тот или иной вид деятельности.
Формами экологизации являются соответствующие правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие нормы и правила. К их числу принадлежат численные санитарные, строительные, технологические, градостроительные и т.д. нормативы, утверждаемые компетентными органами. Подобные нормативы служат своего рода мостиком, который соединяет норму закона или подзаконного акта с практической деятельностью по реализации экологического предписания.
Методами экологизации законодательства являются два: один относится к сфере применения норм права, другой к их созданию. Особенность первого метода в том, что путём применения права экологизируется не сама норма того или иного закона, а то правоотношение, которое возникает в процессе её выполнения. Суть второго экологизации законодательства заключается в создании новых правовых норм или технико-экономических нормативов путём включения в них эколого-правовых постулатов. Данный метод – основной в экологизации законодательства. Объектами такого экологического воздействия являются различные отрасли законодательства и прежде всего те, которые занимаются регулированием природопользования.
Гарантии исполнения экологического закона являются одним из главных звеньев эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. И если первое звено выражает собой обязанность правоприменителя произвести экологизацию общего правила в конкретном хозяйственном правоотношении, а второе – выполнить экологизированное правило, применив его в соответствующей хозяйственной, рекреационной или какой либо иной деятельности, то третье призвано создать все необходимые условия для реализации данного правила в жизни.