Французская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:25, контрольная работа

Описание работы

Итак, Франция – одна из высокоразвитых стран Западной Европы, отличается мощной промышленной базой и диверсифицированным производством с хорошо развитыми стратегически важными отраслями. Однако, несмотря на это, во французской экономике присутствует ряд проблем как внутреннего, так и
внешнего характера.
Франция не избежала азиатского финансового кризиса и сокращения спроса со стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы – негибкий рынок труда,слишком крупные государственные расходы, раздутый государственный сектор.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Особенности Социально-Экономической модели Франции…………………….4
Структура Экономики…………………..9
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы...………………………………………15

Файлы: 1 файл

france (2).doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

– –

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИИ 

«Международный университет  МИТСО»  
 
Кафедра финансов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самостоятельная управляемая работа студента по теме:

 ” Французская модель рыночной экономики ”  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                         Подготовил студент: 
                                                                                                                       Бозик Олег 
                                                                                                     Ф-т МЭО и М 1-курс 
                                                                                                  Преподаватель: доцент,  
                                                                                                                    Базылева А.И . 
 
  Минск-2013

 

 

 

 

 

 

 

Содержание: 
Введение………………………………………………………………………...2 

 
Особенности Социально-Экономической  модели Франции…………………….4

 
Структура Экономики…………………..9

 

Заключение…………………………………………………………………….14 
 
Список использованной литературы...………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение :1. Франция в мировой экономике

По основным показателям экономического развития Франция входит в первую пятерку стран. По объему ВВП она делит с Великобританией 4-е и 5-е места. В 2003 г. ВВП Франции по ППС в ценах 1999 г. равнялся 1530,3 млрд. долл., в то время как у Великобритании – 1531,2 млрд. долл., а, например, в 2000 г. ВВП Франции составил 1445,5 млрд. долл., оттеснив Великобританию с ее 1443,0 млрд. долл. на 5-е место.1

Франция является четвертой промышленной державой мира, а по некоторым показателям  занимает и более высокие места. В мировой автомобильной и  химической промышленности Франция  удерживает 4-е место, в электротехнической – 3-е. Французский ВПК находится на 2-м месте в мире после американского. Франции принадлежит 2-е место в мире по величине военных расходов, в том числе на военные НИОКР.2 Франция занимает 1-е место в мире по доле выработки электроэнергии на АЭС, которая в 1999 г. составила 84%3. По абсолютному объему выработки атомной электроэнергии Франция уступает только США. Страна также является лидером европейской аэрокосмической промышленности.

По объему сельскохозяйственного  производства Франция занимает 1-е место в Европе. Она делит с Италией 1-е и 2-е места в мировом виноделии. Франция занимает 3-е место среди развитых стран по производству зерновых, уступая США и Канаде. По производству яблок и абрикосов она занимает 1-е место в Европе, по производству груш – второе. По поголовью крупного рогатого скота Франция занимает 1-е место в Европе и 6-е в мире. Страна является европейским лидером в разведении устриц, удерживая по этому показателю 4-е место в мире.

Франция занимает лидирующие позиции  в строительстве и эксплуатации скоростных железных дорог. По протяженности автомобильных дорог она стоит на 2-м месте после США, а по густоте автодорожной сети более чем вдвое превосходит США. Франция также является самой посещаемой страной в мире: в 1996 г. в ней побывали 61,5 млн. туристов4. Правда по размерам дохода от туризма Франция уступает США, а в отдельные годы – Испании.

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности социально-экономической модели Франции

Французскую социально-экономическую  модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” – государство)5. Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

После национализации 1945 – 47 гг. в  состав государственного сектора вошли предприятия не только инфраструктуры, но также ключевых отраслей экономики. Государству принадлежало 100% предприятий угольной и нефтегазовой промышленности, а также электроэнергетики, 40 – 80% предприятий черной металлургии, автомобилестроения и авиационной промышленности и 20 – 40% предприятий химической промышленности и бытовой электроники.6 Государство владело 96% кредитно-финансовых учреждений, на долю которых приходилось около 90% депозитов и 85% распределенных кредитов.7 Государство выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Государство поддерживало “национальных чемпионов”, предоставляя субсидии и льготы за слияния и поглощения. В автомобильной промышленности это Renault, а также Pegeot и Sitroën, которые в 1974 г. объединились в единую группу во главе с холдингом Pegeot-Sitroën Anonyme8. В электротехнической промышленности “чемпионами” являются Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. Государственной поддержкой также пользовались такие крупные проекты, как масштабная ядерно-энергетическая программа и проект ракеты “Ариан”.

Административное регулирование  экономики осуществлялось с помощью  пятилетних индикативных планов, в  которых централизованным образом  определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 – 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 – 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 – 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%.9 Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года10, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

После второй мировой войны государство играет традиционно высокую роль в социальной сфере. Оно финансирует систему здравоохранения и образовательные учреждения, а также занимается вопросами пенсионного обеспечения. Кроме того, государство организует профессиональное обучение безработных с целью повышения квалификации и создает рабочие места для молодежи в государственном секторе. Например, пришедшее в 1997 г. к власти правительство Л. Жоспена объявило о создании 350 тыс. рабочих мест для молодежи в форме пятилетних трудовых контрактов.11

Одной из причин сильного государственного вмешательства во французскую экономику  может служить исторически сложившееся  соотношение сил между бизнесом и государством в пользу последнего. Еще в XVIII веке, на этапе мануфактурного производства, государство захватило ключевые позиции в промышленности. После Великой французской революции основное влияние в обществе закрепилось за мелкими собственниками и в известной степени за сохранившей свои позиции аристократией. При этом крупной буржуазии не нашлось достойного места в новой социально-экономической системе. Менталитет мелких собственников характеризуется консервативностью и стремлением к стабильности, поэтому они всегда поддерживали сильное государство. Дополнительным фактором, способствовавшим усилению государственного вмешательства в экономику, стала Великая Депрессия.

Не последнюю роль в доминировании  государства над бизнесом сыграла  традиционно существовавшая во французском  обществе католико-феодальная система  ценностей. Крае6угольным камнем католической этики является коллективизм и милосердие при одновременном неприятии быстрого обогащения и успеха. Подобные установки способствуют развитию патронско-клиентских связей в ущерб свободной конкуренции. В феодальной системе ценностей государственная служба и владение землей считались более почетным занятием, чем частное предпринимательство. В результате даже во второй половине XX века большинство французов отрицательно относились к бизнесу, конкуренции и вообще к “дикому капитализму” англосаксонского образца.12

Доминирование в обществе мелких собственников  и сильные позиции государства  в экономике обусловили вторую особенность  социально-экономической модели Франции  – отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes13, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских – 9, немецких – 11 и британских – 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial – 2-е, немецкая Allianz Worldwide – 6-е, британская Barclays – 10-е, а французская BNP Paribas – только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских.

Роль профсоюзов в социально-экономической  сфере незначительна. Во Франции  нет единой влиятельной профсоюзной  организации. Среди профсоюзов можно выделить Всеобщую конфедерацию труда, Французскую демократическую конфедерацию труда, Французскую конфедерацию христианских трудящихся и некоторые другие, но, пожалуй, ни один из них не является мощным профсоюзным центром национального масштаба. Профсоюзы имеют довольно слабые позиции на предприятиях. Например, в 70-х гг. большинство предпринимателей вводили новые формы организации труда в одностороннем порядке, без коллективных переговоров с профсоюзами.14 Во Франции самый низкий уровень профсоюзного членства в Европе (всего 9%), причем за последние десятилетия он постоянно снижался. Для сравнения в Германии этот показатель равен 24%, в Великобритании – 33%, а в Швеции – 90%.15 О низкой популярности профсоюзов свидетельствует проведенный в 1985 г. опрос, в ходе которого хотя бы минимальное доверие профсоюзам выразили всего 24% опрошенных, тогда как 61% респондентов заявили о полном недоверии.16 Не имея эффективных институциональных средств давления, при защите своих интересов французские профсоюзы обычно прибегают к организации акций протеста. Однако несмотря на то, что уровень забастовок во Франции выше, чем в других странах Европы17, подобная тактика не прибавила профсоюзам веса в социально-экономической системе. Мощное централизованное государство регулирует трудовые отношения административным путем, а это исключает возможность сильного влияния профсоюзов. Государство традиционно принимает участие в коллективных договорах в качестве третьей стороны. Еще в 1950 г. оно установило минимальную зарплату и с тех пор регулирует темпы ее роста. Французский трудовой кодекс является одним из наиболее детализированных. Именно государство привлекает профсоюзы к решению различных задач, а не наоборот.18 Кроме того, государство проводит активную социальную политику, организуя курсы повышения квалификации и создавая рабочие места для молодежи. Интенсивное государственное регулирование и жесткая промышленная политика приучили работников в случае трудового конфликта обращаться в первую очередь к государству и законодательству, а не в профсоюзы.

Для французской экономики характерно технологическое отставание от США  и Японии. Несмотря на то, что во Франции  расходы на НИОКР составляют 2,4% ВВП19, в абсолютном выражении они уступают соответствующим расходам США и Японии. Кроме того, значительные инвестиции в НИОКР начали поступать только с 70-х гг. До этого, обладая гарантированными рынками сбыта в колониях, Франция не имела стимулов повышать технологические характеристики своей продукции.

Этатистская модель французской экономики имела целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Средний темп прироста ВВП составил в 50-е гг. 4,5%, в 60-е гг. – 5,8%, в 70-е гг. – 2,6%20. Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, по ППС в ценах 1990 г. этот показатель составил 3 855 долл. в 1946 г., 7 875 долл. в 1961 г., 15 183 долл. в 1981 г. и 21 092 долл. в 2001 г.21 Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую.

Тем не менее, французская социально-экономическая  модель имела и свои недостатки. Интенсивное государственное вмешательство  обусловило зарегулированность экономики. Большие масштабы государственных  инвестиций и социальных расходов вызвали  кризис государственных финансов. Через государственный бюджет и юридически независимые от государства институты (систему социального страхования, государственные предприятия) ежегодно перераспределялось около 50% французского ВВП.22 В результате на протяжении последних 20 лет прошлого века вырос бюджетный дефицит, который в 2002 г. превысил трехпроцентный потолок, установленный Маастрихтским договором.23 За 1975 – 1998 гг. произошло троекратное увеличение государственного долга. В 2003 г. он составил 62,9% ВВП24. Централизованное перераспределение финансовых потоков не всегда было эффективным. Например, в 60-е гг. вместо инвестиций в наукоемкие отрасли огромные средства были направлены на восстановление таких устаревших производств, как основная химия и угольно-металлургическая промышленность.25 Нерентабельность государственных монополий вызвала инфляцию издержек. В 1979 – 1989 гг. среднегодовые темпы инфляции составили 7,0%, и только в 1990 г. их удалось снизить до 3%, а в 1996 г – до 1,4%.26 Высокие нормы отчислений на поддержание дорогостоящей системы социального обеспечения сделали невыгодным для предпринимателей создавать новые рабочие места. В результате уровень безработицы во Франции является одним из самых высоких в Европе. В 1984 г. 7,5%27 экономически активного населения были безработными, а в 1997 г. уровень безработицы составил уже 12,7%, правда к 2002 г. он слегка снизился до 10,4%28. Кроме того, французский рынок труда отличается негибкостью. Предпринимателям невыгодно повышать занятость даже во время экономического подъема, поскольку при увольнении во время спада придется выплачивать высокие выходные пособия.                                                                                                         

Информация о работе Французская модель рыночной экономики