Французская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:25, контрольная работа

Описание работы

Итак, Франция – одна из высокоразвитых стран Западной Европы, отличается мощной промышленной базой и диверсифицированным производством с хорошо развитыми стратегически важными отраслями. Однако, несмотря на это, во французской экономике присутствует ряд проблем как внутреннего, так и
внешнего характера.
Франция не избежала азиатского финансового кризиса и сокращения спроса со стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы – негибкий рынок труда,слишком крупные государственные расходы, раздутый государственный сектор.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Особенности Социально-Экономической модели Франции…………………….4
Структура Экономики…………………..9
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы...………………………………………15

Файлы: 1 файл

france (2).doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Структура экономики

В целом структура французской экономики отражает ее постиндустриальный характер. В 2000 г. на долю услуг приходилось 64,7% ВВП, в том числе на сферу обращения – 20,0%, на транспорт – 9,0%, на финансовые услуги – 1,3%. Материальное производство составило 35,3% ВВП, в том числе промышленность –24,3%, строительство – 5,9%, сельское хозяйство – 5,1%.29 Следует отметить, что доля в ВВП сельского хозяйства, транспорта и сферы обращения превышает соответствующие средние западноевропейские показатели, а доля сферы услуг в целом и финансовых услуг в частности наоборот несколько ниже среднеевропейской.30

Наиболее динамично развиваются  услуги консультативного характера, включая  информационное обеспечение, рекламу и маркетинг, а также инженерно-строительные услуги. Еще один полюс роста – это операционные услуги, к которым относится аренда и лизинг машин и оборудования, а также различные виды технической помощи. Широкое распространение получили услуги в области рекрутинга и подготовки персонала. Быстро увеличивается сектор услуг, связанных с обеспечением безопасности, поскольку резко возросла значимость данной проблемы в общественной жизни Франции.

В секторе финансовых услуг растет значение небанковских кредитно-финансовых учреждений, прежде всего страховых компаний. Особенное распространение получило личное и имущественное страхование от ущерба, вызванного пожарами и несчастными случаями. Немаловажную роль играют инвестиционные компании, которые покупают ценные бумаги, а потом распределяют дивиденды среди своих акционеров. Франция обладает разветвленной сетью сберегательных касс. Аккумулированные средства небанковские кредитно-денежные учреждения используют для нужд инвестирования.

В сфере транспортных услуг наибольшее развитие получили железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. Несмотря на общее сокращение протяженности железных дорог и грузооборота, в сфере железнодорожного транспорта произошли крупные структурные сдвиги. К 1998 г. была практически завершена программа электрификации: примерно половина из имевшихся 32 тыс. км железных дорог была  электрифицирована, и  на долю этих линий приходилось 80% всех перевозок.31 В 80-х гг. началось внедрение на железных дорогах скоростных поездов, производимых группой Alstom. Первая скоростная линия Париж – Лион была открыта в 1981 г. Затем Париж был соединен линиями скоростного сообщения с Марселем, а также Лондоном через тоннель под Ла-Маншем. Заканчивается строительство линии Париж – Страсбург. В последнее время удалось повысить конкурентоспособность железных дорог с помощью их участия в смешанных перевозках в комбинации с другими видами транспорта.

Около 70%32 грузовых перевозок Франции приходится на автомобильный транспорт. По общей протяженности автодорог Франция занимает второе место в мире, уступая только США, а по их густоте она прочно удерживает первое место.33 После второй мировой войны резко возросла роль авиационного транспорта. Если в 1956 г. его пассажирооборот составлял 2,7 млн. человек, то в 1996 г. пассажирооборот одного лишь парижского узла составил около 60 млн. человек.34 Основная часть французского авиапарка принадлежит компании Air France, которая по своим размерам занимает третье место в мире35. Морской и внутренний водный транспорт не получили большого развития

В сфере обращения прослеживается увеличение концентрации капитала. В  настоящее время 55% продаж продовольствия и 25% продаж всех других товаров осуществляются через супермаркеты и гипермаркеты36, которые контролируются такими крупными ретейлерами, как Carrefour, Leclerc, Intermarché и некоторыми другими. Быстрыми темпами развивается торговля по каталогам. Ее ассортимент в основном состоит из текстильно-швейной продукции и предметов мебели. Одновременно участились банкротства мелких торговых предприятий. За 60-х – 80-х гг. их число сократилось более, чем в 2 раза37. Тем не менее, 65% занятых в торговле продолжают работать на мелких предприятиях38.

Важное место в сфере услуг  занимает туризм. Франция является самой посещаемой страной мира, а по доходам от международного туризма уступает только США. Кроме того, большинство французов проводят отпуск за пределами своего дома, превращаясь в туристов. К различным видам туризма относятся кэмпинги, посещение культурных достопримечательностей и приморский туризм. Франция также является центром бизнес-туризма. По количеству международных ярмарок она уступает только Германии.

Основу сегодняшней французской  промышленности составляют такие базовые  отрасли, как автомобилестроение, электротехника и химическая промышленность, а также четыре высокотехнологичные отрасли: ядерная электроэнергетика, электроника и телекоммуникации, авиационная и аэрокосмическая промышленность и ВПК. Производство автомобилей занимает первое место по занятости и по добавленной стоимости в машиностроительном комплексе. 99% производства контролируется двумя компаниями – Renault и Peugeot-Sitroën Anonyme. Второе место среди машиностроительных отраслей занимает электротехническая промышленность. В отрасли господствуют три компании: Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. С целью повышения конкурентоспособности эти компании осуществляют программы реструктуризации и продажи непрофильных активов. На долю химического комплекса приходится около 14%39 оборота французской промышленности. С одной стороны, он представлен основной химией, которая находится в кризисном состоянии, а с другой стороны – динамично развивающейся органической химией. Быстро растет производство этилена, пропилена, пластмасс и химических волокон. Широкое развитие получило производство резиновых изделий, лидером которого является компания Michelin. Примерно четверть оборота химического комплекса приходится на фармацевтическую промышленность, которая контролируется группой Rhône-Poulenc. А французская фирма l’Oréal является мировым лидером в производстве парфюмерии.

В начале 70-х гг. Франция приступила к реализации программы развития ядерной электроэнергетики. В результате с 1973 по 1995 г. выработка электроэнергии на АЭС выросла более чем в 25 раз и в 1999 г. составила около 84% общего производства электроэнергии.40 По относительной роли атомной электроэнергетики Франция выдвинулась на первое место в мире, кроме того ей удалось значительно усилить свою энергетическую независимость и снизить объем затрат на энергообеспечение.

Франция занимает неплохие позиции в производстве персональных компьютеров и программного обеспечения, которое осуществляется компаниями Bull и Alcatel-Alstom. Недавно этот сегмент рынка освоила компания Thomson, которая ранее специализировалась на военном электронном оборудовании. Сфера телекоммуникаций контролируется компанией France Télécom. По уровню плотности телефонной сети Франция делит с Германией второе и третье места, уступая только США.41 Однако Франция отстает по уровню развития интернета. Отчасти это можно объяснить наличием собственной компьютерной сети “минитель”, принадлежащей France Télécom.

Авиационная промышленность Франции  занимает ведущие позиции в Западной Европе. Лидером гражданского самолетостроения является компания Aérospatiale, которая еще в 70-х гг. обратилась к аналогичным европейским компаниям с инициативой создания консорциума для производства аэробусов, конкурировавших с продукцией американского Boeing. В производстве военной авиатехники лидирует компания Dassault. Одновременно Франция является космическим “локомотивом” Европы. В 1975 г. по ее инициативе был создан европейский концерн Arianespace, в котором Франция владеет 60% акций.42 Его задача состоит в финансировании европейской космической программы, которая началась с производства ракеты “Ариан”. Ее первая и третья ступени изготавливались на предприятиях компании Aérospatiale. Сборка ракет осуществляется во Франции, а потом они переправляются на космодром Куру во Французской Гвиане.

Франция обладает развитым ВПК. По государственным  расходам на военные НИОКР и по военным расходам на душу населения она занимает второе место в мире после США.43 Наряду с государственным в ВПК активно участвует частный капитал. Примером могут служить компания Dassault, производящая военную авиацию, и Thomson, выпускающая радиоэлектронное оборудование.

В традиционных отраслях французской  промышленности дела обстоят по-разному. Угольная промышленность пребывает  в затяжном кризисе. К 2005 г. намечена ее полная ликвидация.44 Не лучшие времена переживает и черная металлургия. Кризис вызван появлением материалов – заменителей стали и конкуренцией со стороны развивающихся стран. В отрасли принимаются антикризисные меры, включая расширение производства качественной электростали и повышение концентрации капитала. Цветная металлургия Франции в основном представлена алюминиевой промышленностью. 100% производства алюминия контролирует компания Péchiney. Она укрепила свои позиции на внутреннем рынке за счет диверсификации производства, начав выпуск тары и упаковочных материалов. Около 12%45 стоимости продукции французской промышленности приходится на текстильно-швейное производство. Его роль значительно сократилась, и сейчас данная отрасль находится в кризисном состоянии. Причиной кризиса является конкуренция со стороны развивающихся стран и низкий уровень концентрации производства. Около 80%46 предприятий отрасли относятся к категории мелких и обладают низким уровнем технического оснащения. Стремясь сократить издержки, французские текстильные компании переносят свои производства в страны Азии и Африки, обладающие дешевой рабочей силой. Важным сегментом текстильно-швейной промышленности является “высокая мода”. В настоящее время во Франции существует 21 дом моделей.47 Из-за ухудшения внутренней конъюнктуры наблюдается замедление темпов роста в строительстве и общественных работах. Игроки строительного рынка ответили на этот вызов повышением уровня технического оснащения, концентрацией производства и активным освоением внешних рынков. Весь сектор строительства и общественных работ контролируется тремя компаниями: Générale des eaux, Lyonaise des eaux и Bouygues. Они активно участвуют в строительстве крупных объектов в других странах. Удельный вес зарубежной деятельности составляет 49% в общем обороте Lyonaise des eaux, для Bouygues и Générale des eaux эти показатели равны соответственно 29% и 28%.48

Франция обладает развитым, высокоэффективным  сельским хозяйством. С конца второй мировой войны наблюдался быстрый  рост производительности. Если в 1950 г. один фермер кормил 7 французов, то сегодня он обеспечивает продовольствием более 30 человек.49 Сельское хозяйство обладает высоким уровнем механизации, в нем используются передовые технологии возделывания культур и откармливания животных. ведущие позиции в сельском хозяйстве занимают крупные фермы: на их долю приходится более 2/3 стоимости товарной продукции, а также подавляющая часть инвестиций и техники.50 Сельское хозяйство Франции отличается диверсифицированной структурой: в 1993 г. 49% продукции приходилось на растениеводство, а 51% – на животноводство.51

Заключение:

 

Итак, Франция – одна из высокоразвитых  стран  Западной  Европы,  отличается

мощной промышленной  базой  и  диверсифицированным  производством  с  хорошо

развитыми стратегически важными  отраслями.  Однако,  несмотря  на  это,  во

французской  экономике присутствует  ряд  проблем  как  внутреннего,  так  и

внешнего характера.

Франция не избежала азиатского финансового  кризиса и  сокращения  спроса  со

стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них  с  некоторым

лагом. Нельзя не учитывать  внутренние  проблемы  –  негибкий  рынок  труда,

слишком крупные государственные  расходы, раздутый государственный  сектор.

Стране необходимы  серьезные  институциональные  реформы,  которые,  в  свою

очередь, вряд ли возможны без  изменения модели поведения  частного  бизнеса,

преодоления   так   называемого   антииндустриального    настроения    массы

предпринимателей,  традиционной  вялости  инициативы  и   боязни   риска   в

промышленности, предпочтения финансовых операций и  т.д.  Правда,  в стране

уже  начинает  постепенно   формироваться   слой   бизнесменов,   получивших

образование  за  рубежом  и  признающих  несостоятельными  традиционные  для

национального предпринимателя ценности.

Для укрепления позиций  предпринимателей  необходимо  изменить  также в их

пользу  соотношение  сил  между  ними  и  вторым   важнейшим   хозяйственным

субъектом – государством – путем  либерализации  экономической  политики.  В

ближайшие  3-5  лет  произойдут  перемены  в  наиболее  жесткой  сфере  этой

политики – регулировании рынка  труда.

Если рынок труда станет более  гибким,  то  безработица  во  Франции  начнет

рассасываться, как в США, т.е. путем  повышения занятости по крайней  мере  в

частном  секторе  сферы  услуг.  Это,  правда,  несколько  затормозит  темпы

инвестирования,  но  будет  способствовать  сохранению  на  высоком   уровне

личного потребления и позитивной динамике всех связанных с ним  финансовых  и

психологических компонент, что и  обеспечит  необходимые  темпы  внутреннего

спроса. 

 

Литература

Монографии

  1. Королев И. С. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / И. С. Королев – М.: Юристъ, 2003 – 604 с.
  2. Черников Г. П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции / Г. П. Черников – М.: Росспэн, 2002. – 414 с.

Статьи

  1. Клинова М. В. Коллективный договор и профсоюзы в организации труда, занятости и социальном диалоге во Франции. / М. В. Клинова // Коллективный договор в странах Запада: от подготовки до реализации. РАН, Институт научной информации по общественным наукам – М., 1998. – С. 83 – 105.
  2. Островская Е. Государственные финансы Франции: современные тенденции развития / Е. Островская // Современная финансовая политика западноевропейских стран / РАН, Институт мировой экономики и международных отношений. – М., 2003. – С. 45 – 60.
  3. Островская Е. Франция: трудная дорога к модернизации / Е. Островская // Современная Европа. – 2003 – № 4. – С. 80 – 90.
  4. Островская Е. Французский   вариант  экономического  и социального развития / Е. Островская // Западноевропейские модели социально-экономического развития / РАН, Институт мировой экономики и международных отношений – М., 2000.– С. 97 – 117.
  5. Хрусталева Н. Франция на исходе столетия: смена модели регулирования экономики / Н. Хрусталева // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 6. – С. 61 – 70.
  6. Черноуцан Е. Государство и приватизация крупных компаний в отраслях высоких технологий (опыт Франции) / Е. Черноуцан // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 10. – С. 47 – 54.

Справочники

  1. Страны и регионы мира: справочник / под ред. А. С. Булатова. – М.: Проспект, 2003. – 614 с.

Статистические сборники

  1. Monthly Bulletin of Statistics. Vol. XLVI No. 1. January – United Nations: New York, 1992.
  2. Monthly Bulletin of Statistics. Vol. LVIII No. 8. August – United Nations: New York, 2004.
  3. OECD Economic Outlook. Volume 2004/1. No. 75, June – New York, June 2004.
  4. The World Economy Historical Statistics – Development centre of the OECD: New York, 2003.

Интернет-ресурсы

Информация о работе Французская модель рыночной экономики