Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:25, контрольная работа
Итак, Франция – одна из высокоразвитых стран Западной Европы, отличается мощной промышленной базой и диверсифицированным производством с хорошо развитыми стратегически важными отраслями. Однако, несмотря на это, во французской экономике присутствует ряд проблем как внутреннего, так и
внешнего характера.
Франция не избежала азиатского финансового кризиса и сокращения спроса со стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы – негибкий рынок труда,слишком крупные государственные расходы, раздутый государственный сектор.
Введение………………………………………………………………………...2
Особенности Социально-Экономической модели Франции…………………….4
Структура Экономики…………………..9
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы...………………………………………15
В целом структура французской экономики отражает ее постиндустриальный характер. В 2000 г. на долю услуг приходилось 64,7% ВВП, в том числе на сферу обращения – 20,0%, на транспорт – 9,0%, на финансовые услуги – 1,3%. Материальное производство составило 35,3% ВВП, в том числе промышленность –24,3%, строительство – 5,9%, сельское хозяйство – 5,1%.29 Следует отметить, что доля в ВВП сельского хозяйства, транспорта и сферы обращения превышает соответствующие средние западноевропейские показатели, а доля сферы услуг в целом и финансовых услуг в частности наоборот несколько ниже среднеевропейской.30
Наиболее динамично
В секторе финансовых услуг растет значение небанковских кредитно-финансовых учреждений, прежде всего страховых компаний. Особенное распространение получило личное и имущественное страхование от ущерба, вызванного пожарами и несчастными случаями. Немаловажную роль играют инвестиционные компании, которые покупают ценные бумаги, а потом распределяют дивиденды среди своих акционеров. Франция обладает разветвленной сетью сберегательных касс. Аккумулированные средства небанковские кредитно-денежные учреждения используют для нужд инвестирования.
В сфере транспортных услуг наибольшее развитие получили железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. Несмотря на общее сокращение протяженности железных дорог и грузооборота, в сфере железнодорожного транспорта произошли крупные структурные сдвиги. К 1998 г. была практически завершена программа электрификации: примерно половина из имевшихся 32 тыс. км железных дорог была электрифицирована, и на долю этих линий приходилось 80% всех перевозок.31 В 80-х гг. началось внедрение на железных дорогах скоростных поездов, производимых группой Alstom. Первая скоростная линия Париж – Лион была открыта в 1981 г. Затем Париж был соединен линиями скоростного сообщения с Марселем, а также Лондоном через тоннель под Ла-Маншем. Заканчивается строительство линии Париж – Страсбург. В последнее время удалось повысить конкурентоспособность железных дорог с помощью их участия в смешанных перевозках в комбинации с другими видами транспорта.
Около 70%32 грузовых перевозок Франции приходится на автомобильный транспорт. По общей протяженности автодорог Франция занимает второе место в мире, уступая только США, а по их густоте она прочно удерживает первое место.33 После второй мировой войны резко возросла роль авиационного транспорта. Если в 1956 г. его пассажирооборот составлял 2,7 млн. человек, то в 1996 г. пассажирооборот одного лишь парижского узла составил около 60 млн. человек.34 Основная часть французского авиапарка принадлежит компании Air France, которая по своим размерам занимает третье место в мире35. Морской и внутренний водный транспорт не получили большого развития
В сфере обращения прослеживается увеличение концентрации капитала. В настоящее время 55% продаж продовольствия и 25% продаж всех других товаров осуществляются через супермаркеты и гипермаркеты36, которые контролируются такими крупными ретейлерами, как Carrefour, Leclerc, Intermarché и некоторыми другими. Быстрыми темпами развивается торговля по каталогам. Ее ассортимент в основном состоит из текстильно-швейной продукции и предметов мебели. Одновременно участились банкротства мелких торговых предприятий. За 60-х – 80-х гг. их число сократилось более, чем в 2 раза37. Тем не менее, 65% занятых в торговле продолжают работать на мелких предприятиях38.
Важное место в сфере услуг занимает туризм. Франция является самой посещаемой страной мира, а по доходам от международного туризма уступает только США. Кроме того, большинство французов проводят отпуск за пределами своего дома, превращаясь в туристов. К различным видам туризма относятся кэмпинги, посещение культурных достопримечательностей и приморский туризм. Франция также является центром бизнес-туризма. По количеству международных ярмарок она уступает только Германии.
Основу сегодняшней
В начале 70-х гг. Франция приступила к реализации программы развития ядерной электроэнергетики. В результате с 1973 по 1995 г. выработка электроэнергии на АЭС выросла более чем в 25 раз и в 1999 г. составила около 84% общего производства электроэнергии.40 По относительной роли атомной электроэнергетики Франция выдвинулась на первое место в мире, кроме того ей удалось значительно усилить свою энергетическую независимость и снизить объем затрат на энергообеспечение.
Франция занимает неплохие позиции в производстве персональных компьютеров и программного обеспечения, которое осуществляется компаниями Bull и Alcatel-Alstom. Недавно этот сегмент рынка освоила компания Thomson, которая ранее специализировалась на военном электронном оборудовании. Сфера телекоммуникаций контролируется компанией France Télécom. По уровню плотности телефонной сети Франция делит с Германией второе и третье места, уступая только США.41 Однако Франция отстает по уровню развития интернета. Отчасти это можно объяснить наличием собственной компьютерной сети “минитель”, принадлежащей France Télécom.
Авиационная промышленность Франции занимает ведущие позиции в Западной Европе. Лидером гражданского самолетостроения является компания Aérospatiale, которая еще в 70-х гг. обратилась к аналогичным европейским компаниям с инициативой создания консорциума для производства аэробусов, конкурировавших с продукцией американского Boeing. В производстве военной авиатехники лидирует компания Dassault. Одновременно Франция является космическим “локомотивом” Европы. В 1975 г. по ее инициативе был создан европейский концерн Arianespace, в котором Франция владеет 60% акций.42 Его задача состоит в финансировании европейской космической программы, которая началась с производства ракеты “Ариан”. Ее первая и третья ступени изготавливались на предприятиях компании Aérospatiale. Сборка ракет осуществляется во Франции, а потом они переправляются на космодром Куру во Французской Гвиане.
Франция обладает развитым ВПК. По государственным расходам на военные НИОКР и по военным расходам на душу населения она занимает второе место в мире после США.43 Наряду с государственным в ВПК активно участвует частный капитал. Примером могут служить компания Dassault, производящая военную авиацию, и Thomson, выпускающая радиоэлектронное оборудование.
В традиционных отраслях французской промышленности дела обстоят по-разному. Угольная промышленность пребывает в затяжном кризисе. К 2005 г. намечена ее полная ликвидация.44 Не лучшие времена переживает и черная металлургия. Кризис вызван появлением материалов – заменителей стали и конкуренцией со стороны развивающихся стран. В отрасли принимаются антикризисные меры, включая расширение производства качественной электростали и повышение концентрации капитала. Цветная металлургия Франции в основном представлена алюминиевой промышленностью. 100% производства алюминия контролирует компания Péchiney. Она укрепила свои позиции на внутреннем рынке за счет диверсификации производства, начав выпуск тары и упаковочных материалов. Около 12%45 стоимости продукции французской промышленности приходится на текстильно-швейное производство. Его роль значительно сократилась, и сейчас данная отрасль находится в кризисном состоянии. Причиной кризиса является конкуренция со стороны развивающихся стран и низкий уровень концентрации производства. Около 80%46 предприятий отрасли относятся к категории мелких и обладают низким уровнем технического оснащения. Стремясь сократить издержки, французские текстильные компании переносят свои производства в страны Азии и Африки, обладающие дешевой рабочей силой. Важным сегментом текстильно-швейной промышленности является “высокая мода”. В настоящее время во Франции существует 21 дом моделей.47 Из-за ухудшения внутренней конъюнктуры наблюдается замедление темпов роста в строительстве и общественных работах. Игроки строительного рынка ответили на этот вызов повышением уровня технического оснащения, концентрацией производства и активным освоением внешних рынков. Весь сектор строительства и общественных работ контролируется тремя компаниями: Générale des eaux, Lyonaise des eaux и Bouygues. Они активно участвуют в строительстве крупных объектов в других странах. Удельный вес зарубежной деятельности составляет 49% в общем обороте Lyonaise des eaux, для Bouygues и Générale des eaux эти показатели равны соответственно 29% и 28%.48
Франция обладает развитым, высокоэффективным сельским хозяйством. С конца второй мировой войны наблюдался быстрый рост производительности. Если в 1950 г. один фермер кормил 7 французов, то сегодня он обеспечивает продовольствием более 30 человек.49 Сельское хозяйство обладает высоким уровнем механизации, в нем используются передовые технологии возделывания культур и откармливания животных. ведущие позиции в сельском хозяйстве занимают крупные фермы: на их долю приходится более 2/3 стоимости товарной продукции, а также подавляющая часть инвестиций и техники.50 Сельское хозяйство Франции отличается диверсифицированной структурой: в 1993 г. 49% продукции приходилось на растениеводство, а 51% – на животноводство.51
Итак, Франция – одна из высокоразвитых стран Западной Европы, отличается
мощной промышленной базой и диверсифицированным производством с хорошо
развитыми стратегически важными отраслями. Однако, несмотря на это, во
французской экономике присутствует ряд проблем как внутреннего, так и
внешнего характера.
Франция не избежала азиатского финансового кризиса и сокращения спроса со
стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым
лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы – негибкий рынок труда,
слишком крупные государственные расходы, раздутый государственный сектор.
Стране необходимы серьезные институциональные реформы, которые, в свою
очередь, вряд ли возможны без изменения модели поведения частного бизнеса,
преодоления так называемого антииндустриального настроения массы
предпринимателей, традиционной вялости инициативы и боязни риска в
промышленности, предпочтения финансовых операций и т.д. Правда, в стране
уже начинает постепенно формироваться слой бизнесменов, получивших
образование за рубежом и признающих несостоятельными традиционные для
национального предпринимателя ценности.
Для укрепления позиций предпринимателей необходимо изменить также в их
пользу соотношение сил между ними и вторым важнейшим хозяйственным
субъектом – государством – путем либерализации экономической политики. В
ближайшие 3-5 лет произойдут перемены в наиболее жесткой сфере этой
политики – регулировании
Если рынок труда станет более гибким, то безработица во Франции начнет
рассасываться, как в США, т.е. путем повышения занятости по крайней мере в
частном секторе сферы услуг. Это, правда, несколько затормозит темпы
инвестирования, но будет способствовать сохранению на высоком уровне
личного потребления и позитивной динамике всех связанных с ним финансовых и
психологических компонент, что и обеспечит необходимые темпы внутреннего
спроса.