Фритредерские тенденции в России в начале XIXвека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:35, реферат

Описание работы

Фритредерство (англ. freetrade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин

Файлы: 1 файл

Фритредерство.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1 Определение фритредерства и его значения

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин.

Фритредерство – это такая внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не стягивают экспортную и импортную пошлину, не внедряют никаких ограничений на внешний торговый оборот. Такую политику проводят страны с высокоэффективным национальным хозяйством, она дает возможность его товаропроизводителям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и преодолевать протекционистские таможенные барьеры, расширять экспорт своих товаров на мировой рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ФРИТРЕДЕРСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

2.Фритредерские  тенденции в мире

Движение сторонников Фритредерство зародилось в Великобритании в последней трети 18 в. и было связано с начавшимся промышленным переворотом. Однако требование введения системы свободной торговли высказывалось ещё раньше франц. экономистом Э. Крюсе, англ. экономистом Н. Барбоном и франц. физиократами. Всестороннее теоретическое обоснование Фритредерство дали А. Смит и Д. Рикардо, которые представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам.

Еще во времена промышленного переворота в Англии Адам Смит отмечал пользу политики фритредерства, утверждая, что следует импортировать товары из страны, где расходы на их изготовление меньше, а экспортировать товары, расходы на каких более низких у экспортеров. Эта теория получила название теории абсолютных преимуществ.

Однако модель А. Смита не охватывала все виды производства. Согласно ней не могли извлечь экономическую выгоду страны, которые не имели абсолютных преимуществ в расходах производства. Теория А. Смита была дополнена и развитая Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных расходов (сравнительных преимуществ), которые являются теоретической основой политики свободной торговли, и используется в международных экономических отношениях. Д. Рикардо обосновал возможность взаимовыгодной международной торговли при наличии абсолютных преимуществ одной страны над другой в производстве всех товаров. В такой ситуации выводы о целесообразности обмена необходимо делать на основе сопоставления сравнительных расходов.

 Борьба англ. фритредеров  была направлена против аграрных  пошлин, поддерживавших в интересах  крупных землевладельцев высокие  цены на с.-х. продукты. Англ. промышленная  буржуазия была заинтересована  в низких ценах на с.-х. продукты, т. к. это обеспечивало удешевление  сырья и рабочей силы. Кроме  того, снижение таможенных пошлин  во взаимной торговле способствовало  бы увеличению вывоза англ. товаров  за границу. Фритредеры выступали  также против пережитков средневековой  регламентации промышленного производства.

  Под давлением фритредеров  в 20-х гг. 19 в. в Великобритании  была проведена реформа таможенной  системы: отменены или значительно  снижены пошлины на многие  товары, высокая протекционистская  пошлина на импортное зерно  была заменена скользящей шкалой  пошлин, в соответствии с которой  пошлина на ввозимое из-за границы  зерно повышалась с падением  цен на зерно, выращенное внутри  страны, и понижалась с их повышением.

  В 30-х гг. 19 в. движение  фритредеров в Великобритании  усилилось. Его возглавили текстильные  фабриканты Р. Кобден и Дж. Брайт, организовавшие в 1838 “Лигу борьбы против хлебных законов”. Центром сторонников Фритредерство стал г. Манчестер (отсюда второе название фритредеров — манчестерцы). Позднее они образовали левое крыло либеральной партии Великобритании.

  К середине 19 в. Фритредерство  полностью победило в Великобритании; вместе с отменой законодательных  ограничений импорта зерна, сырья  и промышленных товаров были  ликвидированы и др. протекционистские  ограничения.

Тенденции Фритредерство проявились и в торговой политике Франции в период Второй империи (1852—70), Германии, России (в 50—60-е гг. 19 в.) и других стран. Однако в большинстве капиталистических стран по-прежнему преобладал протекционизм. Последний особенно усилился в эпоху империализма.

  Попытки возродить  Фритредерство путём заключения  двусторонних и многосторонних  соглашений, предпринимавшиеся в 20—30-х  гг. 20 в. под эгидой Лиги Наций, в силу острых межимпериалистических  противоречий не увенчались успехом, а его неприемлемость в условиях  государственно-монополистического  капитализма пытался теоретически  доказать Дж. М. Кейнс. Однако в современных условиях некоторые принципы осуществляются на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок (ЕЭС, ЕАСТ и др.). Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но подчас и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки. В 60—70-х гг. в капиталистическом мире наблюдается усиление пропаганды отдельных сторон правительства крупных империалистических стран (США, ФРГ и др.) выступают с лозунгом “либерализации условий торговли”, под прикрытием которого стремятся создать благоприятные условия для расширения экономической экспансии своих монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Фритредерские тенденции в России в начале XIX века

Таможенная политика России в начале XIX в. оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли. В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась так, что Россия пошла на уступки Франции. В период континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франция практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты. Эти действия, как свидетельствуют очевидцы, взбесили Наполеона. Очевидцы в своих воспоминаниях рассказывают такой эпизод. После 100 дней, когда Наполеон потерпел поражение от армий союзников, ему задали вопрос: «Какова же причина войны с Россией?» Он ответил, что всякое деяние, направленное против французской нации, должно быть наказуемо. После окончания войны, чтобы угодить союзным державам, тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику.

в 1813 г. министр финансов граф Д.А. Гурьев (1810 – 1823), который с самого

начала выступал противником покровительственного тарифа 1811 г., предложил ввести более «свободный» таможенный тариф. По его подсчетам, только на потреблении

сукон при повышенных пошлинах частные люди теряли до 24 млн руб. в год, а правительство – до 4,5 млн руб.;

кроме того, от недостатка сукна в России сильно страдала азиатская торговля,которая давала «такие большие барыши». Действующий тариф также не способствовал

эффективному развитию национальной промышленности. «Запретительная система оказывает вред внутреннему производству, отнимая у промышленников всякое

побуждение к соревнованию и к усовершенствованию своих изделий и возбуждая промышленную спекуляцию», – писал Гурьев в 1813 г.

 

Фритредерские настроения вызвали сильное недовольство особенно у тех фабрикантов, которые успели выиграть от применения тарифа 1810 г Промышленники стали группами и в одиночку направлять прошения и записки в Министерство финансов и Министерство внутренних дел с просьбами о сохранении тарифа 1810 г. на возможно более длительный срок, причем их заявления были поддержаны министром внутренних

дел О.П. Козодавлевым и канцлером Н.П. Румянцевым. Так, О.П. Козодавлев доказывал, что тариф Гурьева «клонится к пользе иностранных и к потрясению наших фабрик – словом, основан на внушениях чужеземных торговцев... Проект... полагает обратить Россию к землепашеству, забывая, что и хлебопашество без фабрик процветать не может, и что народ, занимающийся единственно земледелием, навсегда останется в нищете и невежестве.. Фабрики и мануфактуры наши истребятся. Тысячи подданных наших разорятся и придут в нищету; употребленные меры наши обратятся в ничто... Когда же иностранцы увидят, что наши фабрики рушены, тогда обложат свои изделия ценою по своему произволу, и мы будем совершенно в их руках». После 1812 г. Н.П. Румянцев также выступал за сохранение охранительных таможенных пошлин, опасаясь нового разорения заводчиков. Он опасался того, что «последние остатки наших сокровищ – серебро и золото – из государства вытащат, и останемся с одними бумагами. За какие же вещи? – не за жизненные, а единственно за тряпки, ничего не значащие!». Надежды на то, что от «привозных товаров излишний в сборе пошлин будет казне доход», он считал не основательными. Под влиянием этих соображений император составил проект Министерства финансов без движения. Тариф 1810 г. ежегодно продлевался и сохранял свою силу до 1816 г. Только в конце 1815 г. Гурьеву было разрешено (под влиянием идей о свободе торговли, господствовавших на Венском конгрессе)

подготовить более либеральный тариф, который рассматривался как «мера переходная и осторожная»

 

31 марта 1818 г. был принят  таможенный тариф, полностью покончивший  с запретительной системой, за  исключением запретов на ввоз  некоторых товаров железоделательной  и текстильной промышленности. Еще  более умеренным был тариф, принятый  в ноябре 1819 г. В страну по низким  таможенным ставкам (2–15% от стоимости  товаров) хлынули иностранные товары. Русская промышленность не могла  выдержать конкуренции, так как  она была еще в зачаточном  состоянии. Оценивая тариф 1819 г., министр  финансов России Е.Канкрин говорил, что этот тариф «убил русскую промышленность».

Порто-франко и вольные гавани

 В рассматриваемый  период практика межторговых  отношений между государствами  Запада породила новую форму  внешнеэкономических связей –  порто-франко и вольные гавани. Порто-франко создавались в интересах  поощрения развития торгово-промышленной деятельности. Порто-франко пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их беспошлинной продажи на территории портов. Порто-франко – это таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке. Привозимые товары покупаются местным населением без уплаты пошлин. Опыт создания порто-франко имелся во Франции (Марсель и др.), Германии (Гамбург, Бремен, Любек) и в других государствах. Вольные гавани – это небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без прав их продажи, потребления и переупаковки. Товары направлялись в свое государство с пошлиной, а в другие проходили транзитом без пошлины. Порто-франко в Одессе был учрежден Высочайшим указом в 1817 г. и стал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и обведена рвом, организованы две таможни – Херсонская и Тираспольская – для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. (Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 года.) Со временем порто-франко превратился в складочное место для иностранных товаров, которые транзитом направлялись в Россию через Кавказ в Персию и на Балканы. С другой стороны, в порто-франко в Одессе сокращался ввоз товаров из России. Значительная часть ввезенных товаров оставалась в Одессе. Не случайно, что в связи с ростом порто-франко город рос и развивался. Достаточно сказать, что если в 1832 г. в Одессе проживало 60 тыс. жителей, то в 1849 г. их число составило 86 тыс. 729 человек. Развитие торговли и тарифное регулирование вывоза товаров сопровождались увеличением контрабанды. Несмотря на принимаемые меры, ухищрения контрабандистов совершенствовались. Использовались выработки под землей и рылись подземные ходы с выходом за город, куда и выносились товары в обход таможни. Порто-франко в Одессе просуществовал только до 1859 г. В последующие годы порто-франко был создан во Владивостоке. Его влияние распространялось на Приморскую область, Якутию, Уссурийский край. Введение порто-франко в этих районах способствовало их экономическому подъему. Беспошлинная торговля была отменена на спирт, вина, табак и сигары. Введенный в Батуми порто-франко просуществовал всего четыре года. В период функционирования порто-франко был получен богатый опыт организации таможенной службы, решения задач таможенного контроля и оформления пропуска товаров. Практика подтвердила, что порто-франко позволяет увеличить сбор пошлин. Опыт порто-франко в Одессе показывает, что доля таможенных сборов, поступивших в казну за 40 лет, возросла более чем в шесть раз.

Информация о работе Фритредерские тенденции в России в начале XIXвека