Функции государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.

Содержание работы

Введение
Функции государственного регулирования
Стимулирование сбалансированного экономического роста
Обеспечения занятости
Регулирования цен
Создания правовой системы
Распределения ресурсов
Регулирования рынка труда
Обеспечения социальной защиты
Сохранения и улучшения окружающей среды
Региональная политика
Реализация национальных интересов
Основные направления экономической деятельности государства
Заключения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

эконом.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

 


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА

 

 

 

 

 

 

Бадина Даяна Антольевна

Функции государства в  рыночной экономике 

 

 

Реферат по «экономическая политика и государственное регулирование» студента

2-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  


 

 

 

 

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение
  2. Функции государственного регулирования
  3. Стимулирование    сбалансированного экономического роста
  4. Обеспечения занятости
  5. Регулирования цен
  6. Создания правовой системы
  7. Распределения ресурсов
  8. Регулирования рынка труда
  9. Обеспечения социальной защиты
  10. Сохранения и улучшения окружающей среды
  11. Региональная политика
  12. Реализация национальных интересов
  13. Основные направления экономической деятельности государства
  14. Заключения
  15. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Проблема государственного  вмешательства в экономику является,  по моему мнению,   основной  для  любого  государства,  независимо от того,  рыночная ли  это  экономика  или  же  распределительная.   Необходимость   выполнения  государством определенных функций  в  сфере  экономики  не  отрицает  никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно  сочетаться   государственное и рыночное регулирование, и  каковы границы и  направления  государственного вмешательства,   существует  достаточно   широкий    спектр    теоретических

воззрений  и  соответствующих  им  практических  подходов   -   от   полного государственного  монополизма  в   управлении  национальным  хозяйством,  до крайнего экономического либерализма, когда  утверждается,   что  эффективной может быть  только  экономика в условиях  ничем  не  ограниченного  частного предпринимательства.   Между   этими   крайними    вариантами    есть    ряд промежуточных,    например    китайский   вариант   сочетания   рыночных   и государственных  регуляторов,   так  называемое  социально   ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии,  шведская  модель  смешанной  экономики  и

т.д.

    Разновидность   хозяйства,   в  котором   существовала   крайне   высокая степень государственного монополизма,  была построенная  в  нашей  стране  - централизованно управляемая экономика.  В  ее  основе  лежало  планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том,   в  каком  количестве  и  что производить,  какие при  этом  должны быть  использованы  ресурсы,  в  каком объеме затрачен труд и капитал, какова  должна  быть  оплата  труда  и  т.д. Здесь о регулировании говорить не  приходится:   государству  просто  некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия   форм собственности  и  способов  ответа  на  вопрос  "Что,   как   и   для   кого производить?", одной единственной формой  собственности  -  государственной, а  ответ  на  основной  экономический  вопрос  -  строгой  централизацией  и распределением. Однако такая система на деле показала свою  неэффективность. Задача составления сбалансированного плана  практически  неразрешима  уже  в

силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже  в  маловероятном случае  появления  сбалансированного  плана  -  система,  где  все  действия экономических  субъектов  расписываются  на пять  лет  вперед,   оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

    Остается  рыночный  путь  развития.    Но    в    рыночном    хозяйстве государству   приходится  постоянно   корректировать  свое  влияние.   Перед государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство   и

распределение  ресурсов,  товаров   и  услуг.   Но  оно  не  имеет  и  права свободно распоряжаться ресурсами,   капиталом  и   произведенными  товарами, как  это  делается  в  распределительной   экономике.   По   моему   мнению,

государство должно постоянно  балансировать,  то,  увеличивая,  то,  уменьшая степень вмешательства.

    Рыночная система  - это, прежде всего гибкость  и  динамизм  в   принятии решений, как со стороны  потребителей,  так  и  со  стороны  производителей. Государственная политика просто не  имеет  права отставать  от  изменений  в рыночной системе,  иначе она превратится  из  эффективного  стабилизатора  и

регулятора в  бюрократическую  надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

    Роль государства  в рыночной экономике проявляется   через  его  функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели  -  блага человека,  его  нравственного  и  физического   благополучия,   максимальной правовой и социальной защищенности личности.

    Как правило,  государство  корректирует  те  "несовершенства",  которые присущи рыночному механизму и  с  которыми  он  сам  либо  справиться  не  в состоянии,  либо  это  решение  неэффективно.  Государство  берет  на   себя

ответственность   за   создание    равных    условий    для    соперничества предпринимателей,  для  эффективной  конкуренции,  за   ограничение   власти монополий.  Оно  также  заботится  о  производстве  достаточного  количества

общественных товаров  и услуг, так  как  рыночный  механизм  не  в  состоянии должным  образом  удовлетворять  коллективные  потребности  людей.   Участие государства в  экономической  жизни  диктуется  еще  и  тем,  что  рынок  не обеспечивает  социально  справедливое  распределение   дохода.   Государству надлежит  заботиться  об  инвалидах,   малоимущих,   стариках.   Ему   также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо  потому

что для предпринимателей это очень рискованно,  чрезвычайно  дорого  и,  как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не  гарантирует  право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры  по сокращению  безработицы.  В  целом  государство  реализует  политические   и социально-экономические принципы данного  сообщества  граждан.  Оно  активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

 Экономические функции  современного государства довольно  многообразны  и сложны.   Каждая   функция    государства    имеет    предметно-политическую характеристику.   Ее   содержание   показывает,   что   является   предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения  той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

а)  Функции  обеспечения  правовой  базы  функционирования  рынка,  а  такжетфункция стимулирования и защиты конкуренции, как  главной  движущей  силы  в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

СТИМУЛИРОВАНИЕ  СБАЛАНСИРОВАННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

    Одна из важнейших  функций —  стабилизация  экономики   и  стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в  области бюджетной, денежно-кредитной  и  фискальной  политики  государство  пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить  инфляцию.  В  этих целях оно стимулирует совокупный  спрос  на  товары  и  услуги,  инвестиции, занятость, регулирует  банковский  процент  и  налоговые  ставки.  В  общем,

государство для сглаживания  циклических колебаний в период  спада  экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а  в  период  ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

 

                         

 

 

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

    Особо следует  выделить  функцию  обеспечения   занятости.  Это  одна  из наиболее острых проблем в современной рыночной системе.  Механизм  рынка  не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и  хочет  работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы.  Это ставит  перед  государством  немало  сложных   проблем.   Его   обязанностью становится  регулирование   рынка   рабочей   силы   с   целью   поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей,  утративших

рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика  не обеспечивает  полной  занятости  населения.  В  ней  неизбежна   вынужденная безработица (естественным  считается  ее  уровень  до  6%).  Безработица  не только  серьезная  социальная  проблема,  но  и  недопроизведенный   валовой

национальный  продукт,  снижение   потребительского   спроса   и   налоговых поступлений, рост  расходов  государства  на  пособия.  Поэтому  государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения,  регулирует рынок рабочей силы,  для  чего  создает  соответствующие  службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку  и  переквалификацию  рабочей силы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

    В сферу деятельности  государства входит и регулирование  цен. Значимость данной  функции  велика,  поскольку  динамика  и  структура  цен  объективно отражают состояние  экономики.  В  свою  очередь,  цены  активно  влияют  на структуру  хозяйства,  инвестиционный  процесс,  устойчивость   национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано  влиять  на цены,  используя  различные  методы  воздействия,   проводить   определенную политику  ценообразования.  Например,  в  любой  стране  имеется   множество товаров и услуг,  цены  на  которые  определяются  государством:  тарифы  на железнодорожные  перевозки,  электроэнергию  и  др.   Зачастую   государство предоставляет   ценовые   субсидии,   специальные   доплаты   производителям социально значимых товаров,  устанавливает  так  называемые  лимитные  цены, определяя только их верхние границы.

 

 

 

 

 

СОЗДАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ

    Одной из  основных  функций  государства  является   создание  правовой основы для  принятия  экономических  решений.  Государство  разрабатывает  и принимает   законы,   определяющие   права    собственности,    регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на  выпуск  доброкачественных продуктов и  медикаментов  и  т.д.  Для  контроля  над  соблюдением  законов создаются  специальные  органы.  Например,  в  США  действует  Комиссия   по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по  контролю над качеством продуктов питания,  медикаментов  и  косметических  средств  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ

    Рыночные механизмы  не обеспечивают рационального,  с общественной  точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях  государство  берет  на  себя функцию установления административных ограничений и стандартов,  специальных налогов  и  дотаций,  финансирования  производства  общественных  благ   или непосредственного   управления   их   производством.   Через   регулирование инвестиций  государство  оказывает  воздействие   на   темпы   и   пропорции общественного  производства,  используя  при  этом  финансовый  и  кредитно - денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за  счет  государственного бюджета, местных  бюджетов,  так  и  за  счет  частных  инвестиций,  которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например,  с  целью  стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов,  государство  покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика  требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если  бы  оно  само  занималось

инвестированием проектов.

    Можно  выделить   социально-ориентированное   распределение   ресурсов. Государство  организует  производство  продуктов   и   услуг,   которым   не

занимается частный  сектор.  Оно  создает  условия  для  развития  сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства  городов  и  т.д.,  определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует  программы  развития образования, здравоохранения.

    Система  сбыта   регулируется  через  государственные   закупки  и  через потребительский  кредит,  который  довольно   широко   развит   в   рыночной экономике.  Система  потребительского  кредита  расширяет   емкость   рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

 

Информация о работе Функции государства в рыночной экономике