Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:34, реферат
Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.
Введение
Функции государственного регулирования
Стимулирование сбалансированного экономического роста
Обеспечения занятости
Регулирования цен
Создания правовой системы
Распределения ресурсов
Регулирования рынка труда
Обеспечения социальной защиты
Сохранения и улучшения окружающей среды
Региональная политика
Реализация национальных интересов
Основные направления экономической деятельности государства
Заключения
Список используемой литературы
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
Важная роль
отводится государственному
в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и
социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства,
они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов.
Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.
Государство гарантирует
минимум заработной платы,
СОХРАНЕНИЕ И УЛУЧШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В рыночной
экономике государство
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
Однако в современном
мире функции государства
К исключительной
прерогативе государства
организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.
В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.
Ни одна из
всех вышеперечисленных
Но следует
помнить, что, если
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:
1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
2. Выполнение функций,
очерченных минимально
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными гранами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателем их интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для редпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее риоритетной.
Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно ыть безграничным – экономика не должна быть излишне административно
«зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его мешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно ля экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозыск стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественныхтоварах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы(материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем(строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению изненного уровня населения. Государственное вмешательство может внекоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметныйвред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-хгодов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страныначался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком
случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986году.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически оединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. Цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшейценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную кономику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 1998.
2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2000.
3. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК,
1997.
4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика под общей ред. проф.,
д.э.н. Сидоровича А.В. М.: ДИС, 1997.
5. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Перевод с английского – С.-П.,
1994.
6. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК,
1992.
7. Управление государственной
собственностью под ред. д.э.н.
к.э.н. В.М.Шупыро. М.: Инфра-м, 1997.
Информация о работе Функции государства в рыночной экономике