Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа
Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………. . . . . . . . .3
Глава 1. Понятие, содержание и признаки функции государства……….4
1.1. Понятие «функция государства». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. . . 4
1.2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. 5
1.3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. . . . 6
1.4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………... .7
1.5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. . . 9
1.6. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………... . . . 11
Глава 2. Внутренние функции………………………………………………..14
2.1. Обеспечение народовластия . …………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Экономическая функция . . . . . . . …………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . …………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . …………….... . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . ………………... . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….... . . 20
Глава 3. Внешние функции…………………………………………………...23
3.1. Интергации в мировую экономику . . . …………... . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2. Поддежки иностранных инвестиций . . . . …………... . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………... . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.4. Функция поддежки мирового порядка . . . . …………... . . . . . . . . . . . . . . 27
3.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . …………………………………….. . . . . . .28
Глава 4. Правовые формы выполнения функций. . . . . . . . . . …….. . . . . .31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….. . . . .33
Список использованной литературы. .. . . . . . . . . . …………………... . . . .34
Действительно, в научных и практических
целях функции государства
По времени действия функции делятся на:
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, «держащего» в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.
1.6 Функции Российского государства.
В соответствие с классификацией функции,
основывающейся на принципе разделения
властей, функции государства
Марксистско-ленинская доктрина исходила
из понимания социалистической государственной
власти как единой, объединяющей законодательные
и управленческие функции в одном
органе, и отвергала принцип разделения
властей из-за его якобы буржуазной
принадлежности. Такой подход был
воспринят практикой советской
государственности, так какв условиях
административно-командной
В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.
Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддежки иностранных инвестиций, обороны страны, поддежки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)
Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать следующее обстоятельство:
Деление функций государства на
внутренние и внешние во многом является
условным. Ведь деятельность государства
внутри страны - в сферах экономики,
политики, культуры и других - зависит,
а не редко и в значительной
степени, от внешних условий, от внешнеэкономических
и культурных связей. Особенно ярко
это проявляется в современных
условиях, когда возникают такие
образования, как Европейский Союз,
Содружество Независимых
Глава 2. Внутренние функции.
2.1 Обеспечение народовластия.
Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе
государственной организации, представительные
органы сосредотачивают в своих
руках государственное
2.2 Экономическая функция.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция «государства - ночного сторожа») до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений,
свободы предпренимательской
а) выработке экономической политики;
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и тд.
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпренимательства и свободного струда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.
г) регулированию внешнеэкономических отношений государства
В периоды экономических
2.3 Социальная функция.
Социальная функция
Многие государства
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.»
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991, Фед. Закон РФ «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий» от 27.05.1997 и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.