Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель работы заключается: В изучении функций государства в экономике. Эволюции представлений и современный подход.
Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства – основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи
Введение
Цель работы заключается:
В изучении функций государства в экономике.
Эволюции представлений и современный
подход.
Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства – основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи. Среди этих направлений одним из важнейших является государственное регулирование экономики и происходящих в стране экономических процессов. Государственное регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Экономика, в свою очередь, наряду с внешней и внутренней политикой, культурой, социальным регулированием занимает главенствующее положение в государственном устройстве общества и аппарата управления.
Эта тема была актуальна с первых дней существования государства, остаётся таковой и сейчас. В современном мире экономика составляет базис общественных отношений, являясь одним из факторов определяющих стратегию развития государства. В изменяющихся условиях жизни изменяется и понятие о деятельности государства в различных сферах общественного регулирования, в том числе и экономического. Вот почему так важно изучить и понять направление деятельности государства, связанное с вмешательством в экономические процессы.
I. Функции государства
Экономическая функция тесно связана
с другими функциями, которые
выполняет государство, поэтому
важно рассмотреть их виды.
Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.
Экономическая
функция заключается в
В учебных изданиях
некоторые исследователи в
II. Понятие и виды экономических функций государства
Существование
стабильного государства
2.1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике
«… роль государства должна быть
иной, нежели в прошлом, когда экономика
находилась на более низком уровне развития,
была менее открытой, использовались более
простые технологии, а информация была
труднодоступной. В новом глобализированном
мире государство будет играть более
значимую и разумную регулирующую роль …»
В. Танци
Государственное регулирование экономики
имеет долгую историю. Государство и экономика существует
с давних времён, но вопрос вмешательства
государства в экономку и исполнение им
экономической функции стал рассматриваться
с научной точки зрения лишь в средних
веках. Практика здесь опережает теорию.
В период раннего капитализма в Европе
существовал централизованный контроль
над ценами, качеством товаров и услуг,
процентными ставками и внешней торговлей.
По мере того, как все больше увеличивается разрыв между тем, что государство может сделать, и тем, что ждет от него население, государство начинает постепенно разрушаться изнутри, лишая граждан самых элементарных условий стабильного существования: законности и безопасности, доверия к контрактам и надежного средства обращения.
Меркантилисты XVII века писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Существенной ступенью развития представлений о роли государства стала теория, нашедшая отражение в работе А. Смита (1723-1790 гг.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с этим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Подход основоположников классической экономики (XVIII век), ограничивавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII — XIX веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. Практическая политика государства, по А. Смиту, должна быть проникнута духом компромисса, что немало содействует ее быстрому успеху.
В XIX веке, учёные классического направления считали, что государство должно, во-первых, гарантировать права собственности и незыблемость договоров, во-вторых, защищать экономические свободы граждан. Классики считали, что вмешательство наносит ущерб хозяйственной деятельности и препятствует экономическому росту. В промышленных странах государство осуществляло регулирование в полном соответствии с концепцией «невидимой руки». В понимании классиков государство должно устанавливать и контролировать соблюдение законов, определяющих рамки частной предпринимательской деятельности, в том числе коммерческие кодексы для частных контрактов, законов о создании новых фирм и банкротстве, антимонопольное законодательство, создающее условия для конкуренции.
В XX веке под влиянием социалистических идей перераспределения доходов и кейнсианской теории (кейнсианское направление исходит из необходимости вмешательства государства в рыночную систему) поддержания доходов граждан в периоды циклических колебаний роль государства в экономике была существенно повышена: расширен госсектор, появились программы общественных работ, увеличились госрасходы на образование и здравоохранение, введены государственные пенсионные системы перераспределительного типа и программы социальной помощи, появилось субсидирование товаров первой необходимости.
Ориентация рыночной системы на извлечение прибыли обеспечивает экономическую эффективность, но вступает в противоречие с системой ценностей государства, которое основное внимание уделяет благосостоянию его граждан. В результате этого все государства сталкиваются с необходимостью одновременного содействия рыночному развитию для поддержания экономического роста и обеспечения при этом справедливого распределения общественных благ среди всех своих граждан, как богатых, так и бедных. Вместе с тем эти две задачи рыночной эффективности и социальной справедливости не обязательно являются взаимоисключающими. Задача обеспечения социальной справедливости должна быть четко определена в государственной политике с тем, чтобы экономический рост сопровождался справедливым в общественном понимании распределением его благ. Рыночная экономика может приводить к появлению неприемлемо высокого уровня неравенства по доходам и потреблению. Только государство может определять, какую часть рыночного дохода передавать «бедным семьям» и по рекомендациям ученых создавать эффективные системы перемещения доходов. На протяжении XIX и XX столетий понятие «государственное управление» получило беспрецедентное распространение и стало рассматриваться как исключительно важная цель участия государства в экономике. Термин «государственное управление» стал широко использоваться в современной теории государства. В результате к 50–60-м годам размеры государства в развитых странах выросли. Вместе с тем выяснилось, что конфликт интересов чиновников госаппарата и общественных интересов ведет зачастую к неэффективным решениям и коррупции. Опыт показал, что в большинстве случаев прямое государственное вмешательство в экономику сохраняет неравномерность в распределении доходов, тормозит экономический рост. Расширение обязанностей государства вело к разбуханию госаппарата и неэффективной его работе. Расширение спектра производства общественных благ и совмещение функций государственного управления и оказания публичных услуг органами власти создали предпосылки для неравных условий конкуренции и злоупотребления властными полномочиями. В результате в 1950–1960 гг. сформировалась теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, и др.), в рамках которой изучалось экономическими методами поведение рациональных политиков с учетом явных и неявных их издержек и выгод. Прикладное значение теории общественного выбора состоит в выработке рекомендаций по организации властных институтов с целью повышения их эффективности. В итоге, в конце XX века в очередной раз произошла эволюция взглядов на государство – от концепции большого государства перешли к концепции эффективного государства. Ученые пришли к мнению, что государство должно не подменять административными решениями рынок в деле распределения ресурсов, а косвенно стимулировать его работу и повышать эффективность конкуренции.
В начале XXI века отсутствует единое понимание того, что же означает термин «государственное управление» в сфере экономики. В быстро меняющихся условиях – политических, социальных, экономических и культурных – этот термин в разных обстоятельствах означают разные вещи. Согласно Всемирному банку, под благим управлением понимается рациональное управление государственным сектором (эффективность, результативность и экономия), подотчетность, обмен информацией и ее свободное распространение и правовая база развития (правосудие, уважение прав человека и свобод). Основное внимание в этом определении уделяется четырем главным компонентам, а именно легитимности (государство должно пользоваться поддержкой народа, которым оно управляет); подотчетности (обеспечение ответственности за свои действия и свобода средств массовой информации); компетентности (эффективная разработка и проведение политики и оказание услуг); уважению закона и защите прав человека.
Суммируя, можно сказать, что на рубеже XX и XXI столетий государство изменяет формы вмешательства в экономику: от прямого участия в форме государственных предприятий переходит к косвенному с помощью регулирующих норм и государственных гарантий. Это приводит к разгосударствлению предприятий, ранее оказывавших общественные услуги (энергетика, транспорт, связь).
Председатель Международного экспертного совета по России Алексей Кудрин, в свою очередь озвучил своё мнение. Наиболее серьезными вызовами, по мнению экспертов Всемирного экономического форума, могут стать снижение цен на нефть и усиление роли государства в российской экономике.
"Среди важнейших вызовов - это опасность, в случае неблагоприятных сценариев, усиление роли государства в экономике, создание новых госкорпораций, которые будут подменять рыночные механизмы и рыночные институты, снижение цен на нефть и снижение доходов населения", - сказал Кудрин, выступая на выездном заседании ВЭФ.
"В настоящий момент у нас безальтернативный путь - усиливать работу институтов, которые обеспечивают защиту частной собственности, верховенство закона, работу финансовых органов, децентрализацию полномочий в регионы вместе с ресурсами, вместе с налогами", - добавил он.
"Россия в ближайшие годы станет еще более весомой в мировой экономике, - отметил Кудрин. - Это обеспечивают торговля и финансовые потоки". В этой связи, по мнению Кудрина, важно "обеспечить транспарентность основных институтов, работы предприятий, органов власти". "Среди вызовов, которые мы обсуждали, конечно, цена на нефть. Большинство сходится во мнении, что нужно ожидать снижение в среднесрочной и долгосрочной перспективе", - сказал он.