Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается: В изучении функций государства в экономике. Эволюции представлений и современный подход.
Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства – основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи

Файлы: 1 файл

Курсач по эконом.теории.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

5. Несовершенство  информации, во многих отношениях  представляющей собой общественный  товар, который в более или  менее достаточном количестве  при соответствующем качестве  не может быть произведен без  активного участия государства.

6. Безработица,  инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

7. Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для «социальной компенсации»  малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных  и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. 

2.3 Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики

 
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и  элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В научных концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества, экономической и социальной стабильности, а также укреплению существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптации его к изменяющимся условиям. Но ее реализация возможна лишь через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический  рост;

- полная занятость;

- стабильность  уровня цен и устойчивость  национальной валюты;

- внешнеэкономическое  равновесие.

В системе этих целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая  цель – удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного равновесия. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды. Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. Социальная политика является мерой государственного регулирования, не уступающей по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет  свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, государственные инвестиции. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения результата. Но у них есть и недостатки: прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору определённой информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной провал, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

 

 

Методы государственного регулирования также можно разделить  на административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер – создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие собственного решения. Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные, и экономические методы несут в себе черты того и другого.

Заключение

 
Изучение данной темы весьма важно  в изменяющихся реалиях и наталкивает  на ряд вопросов. Во-первых, действительно  ли так важна экономическая функция  государства? Изучив материал по данному  вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри. В данной работе этому вопросу уделено центральное место. Для его раскрытия был произведён анализ сущности, генезиса, видов и способов реализации экономической функции государства, что и являлось целью данной работы.

Во-вторых, существует ли «золотая середина» в сфере  влияния государства на экономику  и, если существует, то, как её найти? Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.

В-третьих, каким  же образом происходит государственное  регулирование экономики? Для ответа на этот вопрос была детально изучена литература по вопросам целей, методов и осуществлению государственного регулирования. Это позволило установить главную цель государственного регулирования в любом государстве – сохранение благополучия своих граждан при нормальном функционировании социально ориентированной рыночной экономики.

 

Главный вывод, напрашивающийся сам собой –  это то, что государство и экономика неотделимы друг от друга в своём функционировании, более того, экономика – базис государства, но при этом не стоит забывать о стремлении к созданию ориентации на социум в любом государстве, которое считает себя правовым. Без выполнения государством экономических функций невозможно представить осуществление им других функций, ведь экономика как бы там ни было, явление социальное и строится на отношениях различного рода и уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

  1. Вопросы экономики
  2. Экономика России: XXIвек
  3. Журнал ЭКО
  4. Экономика и образование сегодня
  5. Экономические науки. Современный экономический журнал
  6. Проблемы современной экономики
  7. Экономическое развитие России
  8. Каталог журналов по экономике: Экономическая теория on-line
  9. Экономическое обозрение
  10. Wikipedia.org

 


Информация о работе Функции государства