Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:25, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Введение
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейшую структуру,
состоящую из огромного количества
разнообразных
Ключевым понятием, выражающим
сущность рыночных отношений, является
понятие конкуренции. Конкуренция -
это центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип взаимоотношений
между производителями по поводу
установления цен и объемов предложения
товаров на рынке. Это конкуренция
между производителями. Аналогично
определяется конкуренция между
потребителями как
Понятие конкуренции является
фундаментальным в
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
Конкуренция - соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
б) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
2. Функции конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые
предлагают лучшую по качеству
продукцию или производят ее
с меньшими производственными
затратами, получают
-предприятия, которые
не реагируют на пожелания
клиентов или нарушения правил
конкуренции своими
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция
ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например,
монополист может назначать цену.
В то же время конкуренция
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс
в отношении изделий и
- предприятия гибко
Масштаб интенсивности конкуренции
определяется тем, как скоро преимущества
в прибыли теряются в результате
успешного воспроизведения
В соответствии с руководящим
принципом оптимальной
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга
должна быть соразмерной по
цене и другим договорным
- защищенные правовыми
нормами товарные знаки и
3. Типы конкурентного поведения фирмы
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:
• чистая конкуренция;
• монополистическая конкуренция;
• олигополия;
• чистая монополия.
Остановимся на их основных
характеристиках и
Дж. Робинсон в своей работе
«Экономическая теория несовершенной
конкуренции» дает достаточно полную
оценку совершенной конкуренции: «Совершенная
конкуренция преобладает тогда,
когда спрос на продукцию каждого
производителя абсолютно
Рынок монополистической
конкуренции состоит из
Известный экономист Э.Х. Чемберлин в работе «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» точно определяет особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая, какая описывается теориями чистой конкуренции, — она отличается монополией на собственную разновидность продукта... Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции».
Рынок олигополии, или олигополистическая конкуренция, состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть как схожими, так и несхожими между собой. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. При такой позиции каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Олигополист не может быть уверен, что он добьется какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. Хотя, если олигополист повысит цены, а конкуренты оставят цены на прежнем уровне, то возникнет ситуация, когда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Э. Д. Долан и Д.Е. Линдсей
в работе «Рынок: Микроэкономическая
модель» об олигополии и олигополической
взаимосвязи говорил так: «Главная
трудность в анализе олигополии
состоит в определении того, с
какими ограничениями сталкиваются
фирмы на рынке, где существует несколько
конкурирующих компаний». Организации
при условиях олигополии, так же
как и при совершенной
При чистой монополии на
рынке только один продавец. Это
может быть государственная организация,
частная регулируемая монополия
или частная нерегулируемая монополия.
В каждом отдельном случае ценообразование
складывается по-разному. Государственная
монополия с помощью политики
цен преследует достижение самых
различных целей. Она устанавливает
цену ниже себестоимости, если этот товар
имеет важное значение для покупателей,
которые не в состоянии приобретать
его за полную стоимость. Цена также
определяется с расчетом на покрытие
издержек или получение хороших
доходов. В случае регулируемой монополии
государство разрешает
4. Стратегии конкуренции
Выделяют три стратегии, характерные для производства, которые приводят к получению прибыли.