Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:25, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
1. Предприятие (одно или
с несколькими конкурентами) может
завоевать рынок путем сбыта
большого количества изделий
за счет достижения
2. Товар и организация
отличаются от других
3. Для малых и средних
предприятий в качестве
5. Роль конкуренции на современном этапе
Конкурентоспособность фирмы
– способность фирмы (реальна
и потенциальная) изготавливать
и реализовывать товары (услуги)
такие, которые по качественным и
ценовым характеристикам
На современном этапе возросло значение конкурентоспособности товара. Это связано прежде всего с тем фактом, что многим фирмам, чтобы выжить, удержать позиции и получить прибыль, приходится совершенствоваться во всех областях своей деятельности. В рамках данного вопроса большинство европейских стран, а также различные транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.
В нашей стране развитие
кооперационных связей пока находится
на начальной стадии развития. Одной
из основных причин этого является
свершившийся за последние годы разрыв
хозяйственно-кооперационных связей внутри
страны, а также с хозяйствующими
субъектами ближнего и дальнего зарубежья.
В подобной ситуации необходимо разрабатывать
новые подходы к
Договорная кооперация не
гармонизирует раз и навсегда
отношения компаний, взаимодействующих
в ее рамках. Вернее будет сказать,
что она выражает компромисс различающихся
подспудных целей и стратегий
каждого желающего
Сейчас международные
межфирменные кооперационные связи
охватывают весь инновационно-
Эффективное и конкурентоспособное
участие России в мирохозяйственных
процессах разделения труда и
кооперации производства, его интернационализации
и транснационализации возможно
лишь при обеспечении не только и
не столько частных, сколько принципиальных
организационно-экономических
Коренного сдвига в повышении
конкурентоспособности
6. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое. Монополии существуют во всём мире.
Своеобразной монополией
в бывшем СССР была командная экономика,
построенная на всеобъемлющем директивном
планировании, государственном
Наиболее высокой была
концентрация производства в металлургии,
машиностроении, химической и текстильной
отраслях. Нередко ту или иную продукцию
выпускало одно-два
Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.
Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Монополизм приводит к
замедлению научно-технического прогресса,
консервирует низкое качество продукции,
делают эту продукцию
Итак, мы пришли к выводу,
что конкуренция - определяющее условие
поддержания динамизма в
Библиографический список
1. Основы бизнеса. Пособие для сдачи экзамена. Авдеев С.В., Замедлина Е.А.
М.: Издательский центр «Юрайт», 2005. — 190 с.
2. Экономическая теория. Учебник. Борисов Е.Ф. Издательский центр «Юрайт», 2005 - 400 с.
3. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 581 с.
4. Конкуренция и предпринимательство. И.М. Кирцнер /Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.