Функции конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:25, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

1. Предприятие (одно или  с несколькими конкурентами) может  завоевать рынок путем сбыта  большого количества изделий  за счет достижения минимальных  расходов по производству и  продажи по низким ценам.

2. Товар и организация  отличаются от других конкурентов  особыми свойствами, за которые  покупатели готовы платить. Это  может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т.д.

3. Для малых и средних  предприятий в качестве альтернативной  стратегии рекомендуется селективная  обработка рынка с достижением  лидерства по ценам в отдельных  рыночных малых сегментах рынка  или предложением средств решения  проблем в таких нишах. Это  означает, что организация использует  свою способность предлагать  решения проблем, возникающих  у специфических групп потребителей.

5. Роль конкуренции на современном этапе

Конкурентоспособность фирмы  – способность фирмы (реальна  и потенциальная) изготавливать  и реализовывать товары (услуги) такие, которые по качественным и  ценовым характеристикам наиболее привлекательны для покупателей, чем  товары (услуги) ее фирм-конкурентов.

На современном этапе  возросло значение конкурентоспособности  товара. Это связано прежде всего  с тем фактом, что многим фирмам, чтобы выжить, удержать позиции и получить прибыль, приходится совершенствоваться во всех областях своей деятельности. В рамках данного вопроса большинство европейских стран, а также различные транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.

В нашей стране развитие кооперационных связей пока находится  на начальной стадии развития. Одной  из основных причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья. В подобной ситуации необходимо разрабатывать  новые подходы к сотрудничеству, как национальному (отраслевому, межотраслевому, международному, внутрикорпоративному), так и международному, с тем  что бы использовать его резервы  и преимущества. Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или  нескольких стран преследуют как  общие цели, так и частные, достижение которых в одиночку им не под силу. Более сильные конкурентные позиции  обычно имеют крупные компании, особенно транснациональные. Они быстрее  реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств. В определенных условиях конкуренты, оперирующие в  широких нишах рынка, объединяются, руководствуясь своими стратегическими  интересами под давлением серьезных затруднений в их деятельности.

Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения компаний, взаимодействующих  в ее рамках. Вернее будет сказать, что она выражает компромисс различающихся  подспудных целей и стратегий  каждого желающего объединиться. Повышение конкурентоспособности  продукции российских предприятий, увеличение масштабов ее реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без широкого развития межфирменных связей, в том числе с зарубежными  партнерами. Любые формы устойчивого  взаимодействия партнеров в области  внешнеэкономических отношений  сводятся в конечном счете к разделению и кооперации труда (производства), их взаимодействию. Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнерами своей и зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий.

Сейчас международные  межфирменные кооперационные связи  охватывают весь инновационно-воспроизводственный  цикл: НИОКР — инжиниринг и строительство  — производство и сбыт (в том  числе экспорт) продукции, ее послепродажный сервис. Кооперация производства в сфере высоких технологий трансформировалась ныне в научно - производственную. Она стала определять весь облик современного мирохозяйственного развития в отраслях перерабатывающей промышленности, особенно машиностроения, электроники, металлургии, химической промышленности, а также конкурентоспособность продукции отраслей.

Эффективное и конкурентоспособное  участие России в мирохозяйственных  процессах разделения труда и  кооперации производства, его интернационализации  и транснационализации возможно лишь при обеспечении не только и  не столько частных, сколько принципиальных организационно-экономических мер  общегосударственного характера. При  разработке новой промышленной политики России следовало бы предусмотреть  создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной  правовой базы, обеспечивающей возможности  и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих  субъектов в процесс международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры по развитию инфраструктуры российского рынка  до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной  исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.

Коренного сдвига в повышении  конкурентоспособности российских предприятий и их продукции можно  добиться лишь при последовательном изменении структуры внешне - экономических  связей России. На основе наращивания  производства и экспорта высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной  продукции, изготавливаемой преимущественно  по российским «прорывным» технологиям, с опорой главным образом на отечественный  интеллектуально-кадровый и природно-ресурсный  потенциал, модернизируемые производственные мощности, импортозамещение экономически неоправданно ввозимых в Россию товаров. Любые формы устойчивого взаимодействия партнеров в сфере внешнеэкономических  отношений сводятся в конечном счете  к разделению и коопераций труда (производства), их взаимодействию, опосредуемому  экспортно-импортным обменом товарами и услугами. Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без  широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнерами своей и зарубежных стран. Это  объясняется характером продукции  названных отраслей и применяемых  в них технологий.

6. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое. Монополии существуют во всём мире.

Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном  планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе  не допускавшая конкуренции ни в  одной своей части. Внутри этой экономики  существовал монополизм центральных  ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен. Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86.

Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной  отраслях. Нередко ту или иную продукцию  выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия  потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент  мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков. Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе.

Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения  конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и  на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными  рамками. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это  сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует  оценивать как жизненно важную и  наиболее мощную силу развития экономики.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

Монополизм приводит к  замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной  на мировом рынке, утрачиваются стимулы  нахождения более эффективных решений  функционирования в экономике и  др.

Итак, мы пришли к выводу, что конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению с  монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Основы бизнеса. Пособие для сдачи экзамена. Авдеев С.В., Замедлина Е.А.

М.: Издательский центр «Юрайт», 2005. — 190 с.

2. Экономическая теория. Учебник. Борисов Е.Ф. Издательский центр «Юрайт», 2005 - 400 с.

3. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 581 с.

4. Конкуренция и предпринимательство. И.М. Кирцнер /Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.


Информация о работе Функции конкуренции