Функции лидера в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – исследование основных функций лидера в современном обществе. Задачи работы следующие:
1. Охарактеризовать особенности современного понимания лидерства.
2.Рассмотреть функции лидера.
Объект исследования – лидер в современной организации. Предмет исследования составляют функции лидера в современной организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
1.1. Понятия лидера и лидерства в управлении современной организацией…………………………………………………………………………………………………………………………………4

1.2. Функции бытового и социального типа лидера……………………………………..7

1.3.Функции политического типа лидера……………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………15

Приложение…………………………………………………………………………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

контрольная по лидерству.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Челябинский Государственный  Педагогический Университет

(ГОУВПО "ЧГПУ")

Профессионально-педагогический институт

кафедра: экономики, управления и права.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

 

Функции лидера в современном обществе.

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка группы

 

ЗФ-309/114-4-1 СН

 

Жамилова Л.Ю.

 

 

Проверила:

 

преподаватель 

 

Гордеева Д.С.

 

 

 

 

 

 

Челябинск-2013г. 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………3

1.1. Понятия  лидера и лидерства в управлении  современной организацией…………………………………………………………………………………………………………………………………4

 

1.2. Функции  бытового и социального типа  лидера……………………………………..7

 

1.3.Функции политического типа лидера……………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………15

 

Приложение…………………………………………………………………………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерес к лидерству  возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и  лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70- х годов  интерес к изучению лидерства  начал расти еще больше, о чем  свидетельствует появление работ  Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

До недавнего времени  в нашей стране не было условий  для формирования лидеров и спроса на них, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство  работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Однако в настоящее  время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского  «Если вы - руководитель» об элементах  психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований «Никколо М « «Имидж лидера».)

Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

- наличием довольно  скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

-низким уровнем профессионализма  некоторых современных руководителей,  что влечет за собой неэффективность  деятельность организации.

Изучение проблемы лидерства  необходимо для выработки методов  эффективного руководства, отбора и  формирования лидеров.

Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в  значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением  коллектива.

Из вышесказанного ясно, что проблемы  лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение лидерства.

Цель данной контрольной  работы – исследование основных функций  лидера в современном обществе. Задачи работы следующие:

1.  Охарактеризовать особенности современного понимания лидерства.

2.Рассмотреть функции  лидера.

Объект исследования –  лидер в современной организации. Предмет исследования составляют функции  лидера в современной организации.

При написании данной контрольной работы были использованы материалы научных книг по указанной проблематике, учебных изданий, статей из периодической печати, справочная литература и база данных сети Интернет.

1.1. Понятия лидера и лидерства в управлении современной организацией.

 

 

Феномен лидерства встречается  на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема «идеального правителя» занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.

До недавнего времени  даже в сфере рабочих, деловых  и бизнес отношений под лидерством мы подразумевали некий потенциал  человека, набор его личностных качеств. Критерием их наличия было, например, то, что окружающие слушали такого лидера, разделяли его идеи, «заряжались» от его присутствия. Английское слово leadership на русский язык можно переводить и как «лидерство», и как «руководство». Лидерство здесь – это направление и побуждение других действовать с максимальной самоотдачей для решения какого-то круга задач.

Вопрос определения  феномена лидерства до сих пор  является открытым. Эта тема актуальна  и по сей день, так как лидерство  лежит в основе межличностных  взаимоотношений людей. Этот термин уже пытались обосновать и с точки зрения социально - психологических и с точки зрения политических аспектов, но до сих пор однозначного понимания лидерства нет.

Так, необходимо выделить следующие определения понятия  лидерства и лидера:

1.  Лидерство - социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности лидеров принимать решения и оказывать влияние.

2.  Лидерство - это обозначение осуществления власти и влияния внутри группы.

3.  Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.

4.  С.А. Багрецов определил лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.

5.  Лидер - тот, кто способен вести за собой других.

6.  Лидер - авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия.

7.  Н.С. Жеребова отмечает, что лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.

8.  А.А. Ершов подразумевает под лидером члена группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.

9.  С.А. Багрецов определил лидера как члена группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интерес всей группы и определяющие направленность ее деятельности.

Во всех вышеперечисленных  определениях акцент делается на том, что лидер оказывает влияние на других членов группы, ведет их за собой, то есть феномен лидерства пытаются объяснить через функцию лидера в группе.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (Приложение 1).

Быть менеджером не означает автоматически считаться лидером  в организации, так как лидерству  в значительной мере свойственна  неформальная основа. Процесс влияния  через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства.

Согласно концепции  «черт» — лидер обладает определенными  свойствами, чертами, благодаря которым  он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические  качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер).

В зависимости от стиля  руководства выделяют стили лидерства. Стиль лидерства - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три стиля лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). При осуществлении управленческой деятельности необходимо опираться на тот или иной стиль лидерства (руководства). При этом оптимальный стиль лидерства - создания образа будет определяться организационной культурой самой команды и организации, к которой она принадлежит. Оптимальный же стиль лидерства-руководства будет определяться в каждый конкретный момент, в зависимости от того, с какой задачей сталкивается сотрудник, есть ли у него опыт, знания и навыки для ее решения, а также тем, настроен ли он приступить к реализации этой задачи, и уверен ли в своих силах. С развитием команды и изменением характера решаемых задач стиль лидерства, чтобы оставаться оптимальным, должен меняться.

В соответствии с учением  М.Вебера о способах легитимации  власти лидеров подразделяют на:

-традиционных лидеров,  которыми обычно являются вожди  племен, монархи и т.д. Их авторитет  основан на традиции, обычае;

-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;

-харизматических - лидеров,  наделенных, по мнению масс, особой  благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидера (в школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидера (на производстве, в профсоюзном  движении, в различных обществах:  спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип  лидера (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная  связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность  выдвинуться в лидеры другого  типа.

Таким образом, проблемы лидерства являются ключевыми для эффективности организации. С одной стороны, лидерство – это приписывание определенного набора качеств тем, кто успешно влияет или воздействует на других; с другой – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

 

1.2. Функции  бытового и социального типа  лидера 

 

Сложность роли лидера, находящегося в стадии — становления, может  быть раскрыта путем рассмотрения тех  многообразных функций, которые  входят в позицию лидера.

Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

Многие из функций, к  рассмотрению которых мы сейчас перейдем, применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных  коллективов и крупных организаций.

Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы[1].

Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, все остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана[2].

Информация о работе Функции лидера в современном обществе