Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:39, контрольная работа
Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. Так, за исключением воздуха и солнечного света, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограничено. Ограничено количество лекций в институте, использование полезных ископаемых, материалов, энергии и т.д. Редким ресурсом является и время – в сутках его всего 24 часа, в году 365 дней, а человеческая жизнь – это количество лет, отпущенных каждому из нас Богом. Конечно, ограниченность ресурсов достаточно относительна, поскольку прогресс не стоит на месте. Создаются новые материалы и технологии, осваиваются новые месторождения, делаются новые открытия. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.
Введение 3
1. Общая характеристика экономической теории как науки 4
2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории 5
3. Главные направления развития современной экономической мысли 11
Заключение 15
Список используемых источников 16
Содержание
В своей работе я попытаюсь рассказать, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. Особенное внимание я посчитала нужным уделить описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мы обязаны её возникновением, т.к., по-моему, они представляют собой весьма большой интерес.
Экономическая теория, как наука не могла не возникнуть еще с древних времен. Изначально считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. Но в дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связывать с ограниченностью имеющихся в распоряжении людей ресурсов.
Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. Так, за исключением воздуха и солнечного света, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограничено. Ограничено количество лекций в институте, использование полезных ископаемых, материалов, энергии и т.д. Редким ресурсом является и время – в сутках его всего 24 часа, в году 365 дней, а человеческая жизнь – это количество лет, отпущенных каждому из нас Богом. Конечно, ограниченность ресурсов достаточно относительна, поскольку прогресс не стоит на месте. Создаются новые материалы и технологии, осваиваются новые месторождения, делаются новые открытия. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.
Категория редкости ресурсов
в экономической науке
Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов.
Экономическая теория — одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории — реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) все более возрастает.
Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Сложность этой науки, отражающей многообразный мир хозяйствования, в том, что ее изучение требует от читателя, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А.Хейлброннера, "выносливости верблюда и терпения святого".
Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж.Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо оно бесполезно.
Глубокий кризис всех сторон жизни нашего общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки. Кризис экономической науки как частная форма проявления общего кризиса естественен, ибо экономическая теория есть отражение экономической жизни общества. Если вспомнить историю развития экономической мысли, можно заметить, что именно экономические кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории. Так, теория экономики А.Маршалла появилась и получила широкое распространение в результате кризиса 1872 г. и последовавшей за ним 20-летней депрессии, кейнсианство — после кризиса 1929—1933 гг. и последовавшей депрессии, монетаризм — после кризисных явлений 1960—70-х годов и т.д.
Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли — это не локальные явления, а общемировая тенденция XX в.
Нельзя не отметить, что накопление догм представляет собой явление, неизбежное в любой науке. Так, была абсолютизирована теория условных рефлексов И.П. Павлова, пик этой абсолютизации пришелся на 50-е годы XX в. Догма — это бесполезная истина. То, что было истиной на одном этапе движения мысли в процессе познания, на другом его этапе абсолютизируется, становится аксиомой с застывшим содержанием и является уже бесполезным. Но жизнь меняется, не могут не меняться и наши представления о жизни, тогда и возникает потребность в новых концепциях, новых подходах, новой парадигме, требующих изменения самого хода общественной мысли. Новая теория предстает как непосредственная реакция на кризис.
Для изучения экономической теории важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления экономической теории как науки. По словам Гете, историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Понимание настоящего без прошлого чревато ошибками.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV— III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551—479 гг. до н.э.), проводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй — уделом "простолюдинов", основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей — Ксенофонта (430— 354 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах "Домострой" и "Экономикос" он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сейчас, понимании, а в широком — как рабовладельческое хозяйство [2, с.14].
Сегодня изменилось и понимание термина "экономика". Считается, что этот термин изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: "ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял "экономику" (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и "хрематистику" (искусство наживать богатство, делать деньги).
Термин "экономика" в современных условиях имеет следующие значения:
1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика и т.д.);
2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);
3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.) [2, с.15].
Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Аристотель — первый экономист, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Наиболее известны его две работы "Этика" и "Политика". Его заслуги заключаются в том, что он первым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что "подвергается обмену", стремится найти закон образования и изменения (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность); высказал идеи о полезности как об основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как об обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал только с позиций полезности, а не труда.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.).
Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания. В то время в экономике превалировал нормативный аспект (моделирование того, что должно быть) над позитивным (изучение реальной действительности), иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным). Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея частного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства.
Но все эти взгляды и
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.
Сущность учения меркантилистов сводится
к определению источника
Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Так, англичанин У.Стаффорд (1554—1612) в своем памфлете "Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников" (1581) отмечал, что решение многих экономических проблем основано на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше.
Идейно близкой к
Особую популярность среди меркантилистов имели Т.Ман и А.Монкретьен де Ваттевиль.
Литература меркантилизма
Особое место в развитии экономической теории как науки занимают У. Петти (1623—1686) в Англии и П.Буагильбер (1646—1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке — политической экономии. Работы У.Петти — "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1646), "Кое-что о деньгах" (1682). Последнюю работу Ф.Энгельс оценил как шедевр политической экономии. Заслуга У.Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать". П.Буагильбер также предпринял попытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.
Информация о работе Главные направления развития современной экономической мысли