Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов глобализации, предпосылок и последствий ее развития, а также выявления перспектив развития глобального финансового рынка, как основного аспекта проявления финансовой глобализации, что представляет особый практический интерес в условиях современного глобального финансового кризиса.
Чрезвычайно ответственная роль в процессе прямого регулирования возложена на международные организации, в частности, международные финансовые организации, бурное развитие которых произошло в 20 веке.
На современном этапе одной из главных задач международных организаций стало предотвращение или сглаживание отрицательных последствий глобализации. Особая роль в подготовке общества к процессам глобализации возлагается на ООН, которая в силу своего мандата является уникальным механизмом разработки принципов и норм, необходимых для использования потенциала глобализации, превращая ее в “глобализацию с человеческим лицом”. В свою очередь, Всемирный банк, МВФ и ВТО также должны создавать преграды стихийным процессам, связанным с глобализацией и ее отрицательными последствиями. Осуществлять это становится все тяжелее, так как транснациональные потоки, которые они стараются регулировать и смягчать, возрастают в объеме, что усложняет осуществление контроля над ними. Сложность управления этим процессом усиливает и тот факт, что глобализация совсем по-разному влияет на разные регионы мира.
Сегодня мир очень изменился, и, соответственно, международные финансовые организации не могут продолжать функционировать так же, как и ранее, когда они были созданы. Необходимость реформирования мировой финансовой системы в целом, международных финансовых организаций, в частности, стала очевидной после нескольких больших финансовых кризисов, которые произошли в мире.
Первым из таких кризисов, покачнувших веру в эффективность международных финансовых организаций, стал Мексиканский кризис 1994 - 1995 гг. В то время экономическая ситуация в Мексике была довольно оптимистичной, сопровождалась стабильностью финансовых рынков, значительными объемами краткосрочных поступлений капитала. Мексика строго придерживалась всех требований и рекомендаций международных финансовых организаций, но вдруг оказалась в кризисном положении из-за того, что инвесторов стала беспокоить политика правительства и капитал начал уходить из страны. Произошел обвал валютного курса и банковской системы, процентные ставки превысили 100%. Все это привело к экономической стагнации и росту уровня безработицы. Мексиканский кризис оказал сильное влияние на все страны Латинской Америки. Это стало первым четким доказательством рисков, которые несет с собой глобализация и, вместе с тем, весомым аргументом в пользу того, что необходимо переосмыслить политику международных финансовых организаций. Следом за Мексиканским кризисом начался Азиатский кризис 1997 - 1998 гг., который поднял ряд новых проблем, связанных с глобализацией и политикой МВФ. После него усилились обвинения в адрес МВФ со стороны неправительственных организаций в том, что именно политика этой организации привела к повышению уровня бедности и увеличению пропасти между богатыми и бедными. Среди главных причин распространения подобных кризисных явлений можно назвать механическое внедрение рекомендаций и рецептов международных финансовых организаций без учета специфики стран, принятие ошибочных стратегических решений, отсутствие системных подходов к внедрению реформ.
Общей проблемой для всех международных организаций в условиях глобализации стала проблема управления: смогут ли организации, в которых доминирует небольшое количество государств, осуществлять эффективное влияние и внедрять международные стандарты и нормы по отношению к широкому кругу стран.
В условиях все большей глобализации задачи международных организаций постоянно расширяются. Если раньше международные правила регулировали ограниченный круг вопросов (такие, как внешняя политика, оборона и некоторые аспекты торговли), то глобализация расширила эти рамки и определила необходимость регулирования тех сфер, которые раньше относились к полномочиям правительств. С каждым днем растет объем политических вопросов, на которые влияют международные соглашения и режимы, ограничивая, таким образом, автономность государств. Некоторые страны рискуют стать менее влиятельными благодаря стандартам, установленным небольшим количеством доминирующих государств.
Вопрос правомерности требований международных финансовых организаций поднимается довольно часто. Например, в 90-х годах МВФ стал требовать от стран проведения структурных реформ для решения проблемы слабости внутренних финансовых систем и устранения характеристик экономики, которые стали преградой для роста (такой как монополии, торговые барьеры, непрозрачная корпоративная практика). Такие условия выходили далеко за границы макроэкономических целей, достижение которых раньше требовал МВФ. Вопрос легитимности таких требований ставился под сомнение многими экономистами, которые подчеркивали, что национальную экономическую структуру должны определять политические институты государства; а то, что государство требует краткосрочной финансовой помощи, не дает МВФ морального права заменять их функции путем выдвижения своих требований. Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что МВФ должен поддерживать стабильность международной денежной системы. В то же время, в условиях глобализации все сложнее становится делать это без вмешательства во внутреннюю политику государств.
Для того решить эту проблему, международные организации должны придерживаться основных принципов демократии в своих взаимоотношениях с правительствами. Хотя международные финансовые организации уже сами осознают необходимость расширения членства и изменений в методах работы, но, в то же время, понятно, что они будут стараться избежать глубоких структурных изменений. Кроме того, страны, которые исторически имели доминирующее влияние в этих организациях, будут стараться удержать свои позиции.
Международные организации должны уделять большее внимание привлечению всех стран к принятию международных норм, для того, чтобы избежать соблюдения интересов лишь доминирующих государств.
Что касается конкретно МВФ, то в рамках проведения реформ фонду было бы целесообразно повысить уровень своей прозрачности, улучшить движение информационных потоков в международной финансовой системе, обязать страны, которые получают кредиты МВФ, ускорить предоставление подробных макроэкономических данных вместе с экономической и финансовой информацией, ориентируясь при этом на обязательные для всех международные стандарты, публиковать свои критические замечания по отдельным странам, с одной стороны, как предупреждение для инвесторов, с другой стороны, как стимул для этих стран проводить назревшие реформы, в большей мере сотрудничать со странами-заемщиками.
Кроме того, следовало бы провести четкое размежевание задач Международного валютного фонда и Всемирного банка. Таким образом, МВФ мог бы возвратиться к выполнению своих изначальных задач – к предотвращению кризисов и кризисному менеджменту. Всемирный банк мог бы взять на себя предоставление долгосрочных кредитов с целью обеспечения экономического развития и предоставление помощи беднейшим странам планеты. С другой стороны, оба эти учреждения могли бы более интенсивно сотрудничать между собой при осуществлении программ реформ, уделяя основное внимание не только макроэкономическим, но и структурным, социальным и институциональным реформам.
В конце концов, необходимо было бы привлечь представителей частного сектора, поведение которых может усиливать нестабильность на международных финансовых рынках, к участию в мероприятиях по предотвращению финансовых кризисов, которые на системной основе осуществляются МФО. Частный сектор можно было бы интегрировать в эту систему, среди прочего, за счет разработки правил, которые в случае наступления кризиса сдерживали бы инвесторов от слишком "резких движений" и, таким образом, препятствовали бы оттоку капитала.
Конечно, международные финансовые организации не являются совершенными учреждениями и не всегда могут эффективно повлиять на отрицательные последствия глобализации, но их роль в регулировании международных финансовых отношений остается довольно существенной и, в случае усовершенствования принципов и механизмов их деятельности, может стать решающей в регулировании глобализационных процессов.
Косвенное регулирование осуществляется с использованием экономических и прежде всего финансовых методов воздействия на экономических агентов рынка. Все косвенные методы регулирования международного финансового рынка взаимосвязаны и применяются через единого оператора – центральный банк – в валютном, кредитном, фондовом, инвестиционном и страховом секторах этого рынка. Главной составляющей всех косвенных методов регулирования глобального финансового рынка является учетная политика центральных банков. Так, для международного кредитного рынка изменение ставки банковского процента затрудняет или облегчает процесс получение кредита в центральном банке, что способствует сужению или расширению границ кредитного рыка соответственно. Для валютного сектора изменение ставки направлено, с одной стороны на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов, с другой стороны, это изменение приводит в динамику механизм перелива капиталов между странами. Кроме того, мерами быстрого и гибкого реагирования на необходимость внесения изменений в ситуацию на глобальном финансовом рынке являются операции на открытом рынке центральных банков, поскольку они могут проводиться ежедневно в соответствии с политикой регулирования глобального финансового рынка.
Особенно широк спектр специальных методов регулирования глобального финансового рынка. К специальным методам регулирования валютного курса прежде всего относится таргетирование денежный массы. Так увеличение любого ее компонента в обращении при прочих равных условиях приводит к росту цен и снижению покупательской способности национальной валюты. Кроме того, к специальным методам регулирования валютного курса относятся валютные ограничения в области экспорта и импорта, методы регулирования платежного баланса. Специальные методы регулирования фондового сектора глобального финансового рынка направлены на страхование операций с ценными бумагами и представляют собой практику выпуска ценных бумаг с дополнительными страховыми условиями. Специальные методы регулирования кредитного сектора глобального финансового рынка включают в себя изменение ставки процента, пересмотр норм обязательных резервов, операции на открытом рынке, депозитная политика. Специальные методы регулирования международного рынка инвестиций направлены, прежде всего, на международную унификацию и либерализацию национального налогового законодательства, разработку новых международных информационных технологий.
Общие методы регулирования глобального финансового рынка преследуют такие цели, как координация финансовой политики отдельных агентов глобального финансового рынка, национальных государств, международных финансовых организаций и т.д. Эти цели достигаются с помощью международной финансовой политики, которая определяет подготовку, принятие и реализацию решений по проблемам регулирования финансового рынка.
Структурное регулирование глобального финансового рынка представляет собой совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений на этом рынке. Реализуется в форме финансовых реформ.
Текущее регулирование глобального финансового рынка представляет собой совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное регулирование функционирование глобального финансового рынка.
Таким образом, методы регулирования весьма разнообразны, находятся в постоянной динамике, возникают все новые и новые методы регулирования.
Финансовая глобализация является неизбежным процессом. Сегодня мировая экономика больше не представляет собой простую совокупность национальных экономик, которые осуществляют взаимное экономическое сотрудничество, она становится единым рынком и производственной зоной с национальными и региональными секторами. На глобальном уровне возникают новые рынки, появляются новые инструменты, формируются новые действующие лица (разрабатываются новые правила регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам экономического сотрудничества). Взаимозависимость стран становится одной из самых существенных черт процесса глобализации. Такая взаимозависимость все больше предопределяет координацию деятельности государств в решении не только политических и экономических, а и других глобальных проблем (экологических, гуманитарных и др.)
В этих условиях формируется глобальная финансовая среда, главными чертами которой являются либерализация международных валютно-кредитных отношений и финансовых рынков и рост интеграции национальных рынков денег и капитала. Глобализированые международные финансовые рынки стали более открытыми, ликвидными и интегрированными чем когда-либо раньше, изменилось и восприятие правительствами этих рынков.
Что касается восприятия процесса глобализации, то все сходятся во мнении, что она представляет собой процесс весьма противоречивый.
С одной стороны, глобальные рынки создают новые возможности для роста эффективности бизнеса, открывают доступ к новым технологиям, новым ресурсам, более дешевому импорту, а с другой стороны, преимущества глобализации не распределяются поровну между всеми странами и регионами мира.
Некоторым странам глобализация открывает пути интеграции в мировое сообщество и мировую экономику. Так, благодаря умной интеграционной политике страны получают возможности увеличить размеры рынка, а значит и масштабы производства, а также получить дополнительную прибыль от реализации товаров на внешних рынках, обеспечить лучшие условия торговли, улучшить свою инфраструктуру, ввести новейшие технологии.
Для других она означает усиление неравенства, перспективы бедности и отсутствие порядка. Происходит перераспределение факторов производства в пользу сильных партнеров за счет оттока ресурсов из отсталых стран, которые из-за этого могут попасть в зависимость от других стран и стать заложниками кризисных явлений и финансовой нестабильности в мире. Все это может привести к увеличению разрыва между странами-лидерами и менее развитыми странами, резкому ухудшению внутренней экономической ситуации.
Одним из важнейших последствий ускорения процесса финансовой глобализации явилось формирование глобального финансового рынка. Основными его тенденциями в современных условиях выступают:
8. Рост информационно-аналитической составляющей.
Таким образом, можно увидеть, что оценка такого явления как глобализация неоднозначная. Но, не смотря свои отрицательные последствия, глобализация на сегодня – это процесс, который является неминуемым и которого в современном мире невозможно избежать. Вопрос состоит в том, как уменьшить отрицательные последствия глобализации и рационально использовать ее преимущества.