Глобализация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. В последние годы в рамках основных экономических проблем заметное место занимают проблемы глобализации современной мировой экономики. С другой стороны, не менее актуальными становятся и вопросы национальной экономической безопасности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...5
1.1 Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики………………………………………………………………………...5
1.2 Позитивные и негативные последствия глобализации……………........…10 1.3 Возможности развития национальной экономики в условиях глобальной конкуренции……………………………………………………………………...18
2. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ……………………………………………………………….29
2.1 Современное экономическое положение России в разрезе глобализационных процессов…………………………………………...…...…29 2.2 Ключевые задачи и основные направления политики развития российской экономики……………………………………………………………...…………32
2.3 Пути повышения конкурентоспособности экономики России……….......36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....45

Файлы: 1 файл

Глобализация экономики.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1 – Прогноз динамики российского  экспорта до 2017 года.

Преодоление постоянно  воспроизводящегося огромного технологического разрыва между ядром и периферией мировой экономической системы требует от развивающихся стран усилий по повышению конкурентоспособности отраслей с высокой добавленной стоимостью, что невозможно без соответствующих мер государственного стимулирования. Особое значение имеет своевременная концентрация национальных ресурсов на становлении ключевых производств нового технологического уклада, что дает возможность отстающим странам вырываться вперед при замещения доминирующих технологических укладов и сопутствующих им структурных кризисов развитых. Единственным выходом из отсталости не догоняющее развитие, а является формирование новых траекторий развития посредством концентрации интеллектуального капитала. Правильное определение приоритетных направлений концентрации национальных ресурсов на своевременном освоении ключевых технологий пятого технологического уклада позволило вырваться из периферийной зависимости азиатским тиграм – Японии, Южной Кореи, Тайваню. Сегодня по этому же пути идут Китай, Индия и Бразилия, осваивая ключевые направления роста как пятого, так и шестого технологических укладов. Это позволяет им не только опережающим образом развивать новые производства, но и воспроизводить на новой технологической основе традиционные, привлекая транснациональный капитал с большей экономической эффективностью. Благодаря сочетанию активной научно-технической и промышленной политики, целенаправленному регулированию внешнеэкономических связей достигается эффект опережающего развития, который позволяет успешным странам подтягиваться из периферии к ядру мировой экономической системы.        В отличие от навязываемой МВФ стратегии либерализации экономики, закрепляющей неэквивалентный обмен между ядром и периферией, политика опережающего развития дает возможность вырваться из ловушек периферийной зависимости на магистраль самостоятельного успешного социально-экономического развития. Но для этого развивающимся странам необходимо иметь национальные институты развития, включающие механизмы активной денежной, инвестиционной, инновационной, промышленной и социальной политики. Необходима также способность к концентрации национальных ресурсов, что невозможно без национального суверенитета в сфере природопользования и финансовой политики.  Таким образом, секрет любого «экономического чуда» заключается в правильном выборе и реализации приоритетов развития, реализация которых дает возможность «оседлать» очередную волну экономического роста. Но чтобы это сделать, нужно своевременно создать научно-информационные, производственно-технологические и интеллектуальные заделы в освоении перспективных технологий. Последующее расширение использования последних в масштабах мирового рынка обеспечивает их обладателям возможности сверхбыстрого роста производства и доходов. Но этому предшествует более или менее длительный период накопления преимуществ в неблагоприятной экономической среде. Такое накопление предлагает участие государственных финансовых институтов, способных преодолевать порог синхронных затрат и длительное время осуществлять бесприбыльные инвестиции. Реализация либеральной стратегии для развивающихся стран бесперспективна, так как исключает возможность работы подобных институтов развития. Это хорошо видно по последствиям такой стратегии в нашей стране.[15]

 

2. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

2.1 Современное экономическое положение России в разрезе глобализационных процессов

Степень и характер включения  той или иной страны в мирохозяйственные отношения, прежде всего в международную торговлю, определяются, как известно, рядом экономических факторов. К наиболее значимым из них обычно относят величину экономического потенциала, стадию технико-экономического развития и обеспеченность природными ресурсами. (Рисунок 2)

Рисунок 2 – Соотношение  денежной базы и валютных резервов России и США

Принято считать, что  чем беднее природными ресурсами  страна, чем меньше её экономический  потенциал и чем выше уровень  её технико-экономического развития, тем больше при прочих равных условиях своей продукции она направляет в каналы международного обмена. Упомянутые факторы не в последнюю очередь определяют масштабы и характер присутствия России на мировых рынках. Россия не относится теперь к числу мощных экономически держав: её доля в мировом ВВП равна 2,6%. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами ей приходится развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства, гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Отмеченные деформации предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. За последнее десятилетие промышленное производство заметно «потяжелело» за счет увеличения в нем доли ТЭК и металлургии и уменьшения доли машиностроения и отраслей, работающих на внутренний рынок. Не в последнюю очередь это связано с востребованностью продукции базовых отраслей на внешнем рынке и неспособностью отечественных производителей потребительских товаров выдерживать зарубежную конкуренцию даже внутри страны. В структуре производства новые современные отрасли микроэлектроника, информатика, биотехнологии занимают незначительное место.[15]

В России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов  нефти, 36 природного газа, 12% угля и соответственно 15% и 31% мировой нефте- и газодобычи. В результате роста экспорта и сокращения добычи минеральных ресурсов экспортные квоты России по сырью достигают значительных размеров, а по энергоресурсам в основном превышают среднемировые (газ 32,3% у России и 21,3% в мире; уголь соответственно 13,5 и 12,9; нефтепродукты 26,1 и 20; электроэнергия 4,4 и 2,4%). Очевидно, что в ближайшей перспективе у России нет серьезной альтернативы масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Ресурсный потенциал не представляется конкурентным преимуществом, достаточным для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве.

В середине 90-х годов  Россия вышла на 2-е место в  мире среди экспортеров продукции черных металлов, стала лидером по экспорту алюминия (25% мирового экспорта), никеля (20%), меди (11%). В целом обрабатывающие отрасли, как и отрасли ТЭК, приносят стране примерно половину валютных поступлений. В вывозе обрабатывающих отраслей на внешний рынок преобладает низкотехнологичная (55%) и среднетехнологичная (43%) продукция, а на наукоёмкие изделия приходится всего 1,51%.[16]

Еще одно конкурентное преимущество России – трудовые ресурсы. По оценке швейцарского института Бери, ежегодно проводящего исследования качества рабочей силы в разных странах, Россия находится в середине второй десятки из обследуемых институтом 49 стран по уровню квалификации рабочих, имея 53 балла из 100 возможных. Это благоприятный ресурс в борьбе за место на международных рынках. Правда, вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение заработной платы и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 максимального уровня. Основная масса российской рабочей силы, за исключением работников ВПК, может широко использоваться главным образом в производстве несложных трудоемких видов продукции.[17]

На мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий  составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии – 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.

Российская экономика  в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности – нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.

Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира – 2,5%, в мировых природных ресурсах – 30%, в мировом экспорте – 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров – 0,7%), в мировом импорте – 0,73%. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.

Таким образом, Россия интегрируется  в мировую экономику, имея деформированную структуру народного хозяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на природных ресурсных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых в условиях экономического спада – вот основные причины того, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

 

2.2 Ключевые задачи  и основные направления политики развития российской экономики

 

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого  роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных  направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Прежде всего, это:

-  высокий уровень  образования населения (по доле  лиц с высшим образованием  Россия занимает одно из первых  мест в мире), и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный  творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;           -  развитый научно-производственный потенциал, наличие зрелых производственно-технологических структур по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов (из 50 современных макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, Россия обладает 17 и могла бы претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции ).          -  наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий в перспективных направлениях развития четвертого ТУ;      -  значительные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности, позволяющие «оседлать» новую длинную волну экономического развития;                  -  богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях, а также устойчивый приток валютных поступлений;          -  значительные валютные резервы, позволяющие последовательно наращивать денежное предложение ремонетизируя российскую экономику;  -  огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения;   -  исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами;          -  большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно удвоить инвестиционную активность.[19]

Объем образующихся и  накопленных в российской экономике  сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить двукратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Так, в 2006 г. валовые национальные сбережения составили 32, 5% от ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений – 21,6% . В 2008 – 35,1% и 21,2% соответственно. Около четверти налоговых доходов федерального бюджета накапливается в Стабилизационном фонде , величина которого к концу этого года достигнет 13% ВВП. Из этого следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях менее чем наполовину. К этому следует добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долларов. Кроме того, из-за вывоза капитала российская экономика ежегодно теряет еще более 50 млрд. долларов потенциальных инвестиций. Нереализованным остается потенциал ремонетизации российской экономики, который оценивается ТПП в 155-310 млрд. долл.        Исследования состояния имеющегося научно-производственного потенциала свидетельствуют о наличии объективных предпосылок устойчивого и быстрого развития российской экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 10% прироста ВВП в год и до 25% прироста производственных капитальных вложений на основе активизации ее конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей. Для этого должны быть решены следующие задачи экономической политики.  В технологической области стоит задача формирования и развития производственно-технологических систем шестого и пятого технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, осваивающих технологии современного технологического уклада. Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание информационной инфраструктуры.   В институциональной области стоит задача формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы современного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в ключевых направлениях их развития, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены меры по формированию институтов развития, реструктуризации неплатежеспособных предприятий, программа приватизации, регулирование внешней торговли, научно-техническая, промышленная, финансовая политика государства.   Те же цели должны определять политику в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо как можно быстрее ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления развитием производства – обеспечить освоение CALS -технологий, методов инновационного менеджмента, введение общепринятых стандартов и протоколов. Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма, способствуя преодолению дезинтеграции и демонетизации экономики.[20]  Сочетанием мер макроэкономической, структурной и институциональной политики должна быть решена задача преодоления инвестиционного кризиса, предполагающая трехкратное повышение объема инвестиций в развитие производства. На микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно полезной деятельностью и доходами хозяйствующих субъектов, создать условия, стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции. Необходимым условием эффективного функционирования механизмов рыночной конкуренции является активизация антимонопольной политики, подавление организованной преступности, декриминализация хозяйственных отношений, упорядочивание процессов ценообразования.    Таким образом, решение перечисленных задач требует повышения эффективности системы государственного управления на основе введения механизмов прямой персональной ответственности носителей государственной власти за результаты их работы на благо общества, политической ответственности Правительства за ежегодные итоги социально-экономического развития страны, преодоления коррупции в государственных органах управления.  

Информация о работе Глобализация экономики