Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:01, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. В последние годы в рамках основных экономических проблем заметное место занимают проблемы глобализации современной мировой экономики. С другой стороны, не менее актуальными становятся и вопросы национальной экономической безопасности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...5
1.1 Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики………………………………………………………………………...5
1.2 Позитивные и негативные последствия глобализации……………........…10 1.3 Возможности развития национальной экономики в условиях глобальной конкуренции……………………………………………………………………...18
2. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ……………………………………………………………….29
2.1 Современное экономическое положение России в разрезе глобализационных процессов…………………………………………...…...…29 2.2 Ключевые задачи и основные направления политики развития российской экономики……………………………………………………………...…………32
2.3 Пути повышения конкурентоспособности экономики России……….......36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....45
2.3 Пути повышения конкурентоспособности экономики России
В последние несколько лет в развитии российской экономики наметились положительные тенденции, опережающие некоторые мировые процессы. Например, к ним относятся темпы прироста мирового валового продукта. В последнее время, благодаря устойчивому экономическому росту повестка дня для бизнеса в России претерпела качественные позитивные изменения: от решения проблемы «выживания» российские предприниматели и страна в целом перешли к решению задач повышения конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в рамках развивающейся интеграции России в глобальной экономической среде. Устойчивый и быстрый экономический рост должен опираться, прежде всего, на повышение конкурентоспособности отечественных производителей, как потребительских товаров, так и товаров производственного назначения. В противном случае российские производители рискуют полностью потерять свой собственный рынок, и он окажется под контролем компаний-импортеров, что составляет реальную угрозу для экономической безопасности страны.
Россия имеет на мировых рынках, как конкурентные преимущества, так и слабости. К конкурентным преимуществам относятся:
а) высокая обеспеченность
минерально-сырьевыми
б) значительный объем накопленных основных производственных фондов и фондов универсального оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации ряда отраслей (хотя значительная их часть имеет большой срок службы и износа);
в) дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
г) наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей, особенно в ВПК и др.
Следует отметить, что данные преимущества со временем утрачивать характер таковых – природные ресурсы исчерпываются, оборудование и новые технологии устаревают, квалифицированная рабочая сила стареет и эмигрирует.
Вместе с тем, многие российские конкурентные преимущества ограничиваются стратегическими слабостями России, к числу которых можно отнести:
а) слабость системы поддержки конкурентоспособности российского экспорта;
б) резкую переориентацию внешнеэкономических связей на Запад и усиление деформаций в данной сфере (усиление сырьевой ориентации российского экспорта, потеря традиционных рынков сбыта);
в) блокирование входа на рынки, где Россия имеет конкурентные преимущества;
г) конкурентоспособные технологии, используемые в ВПК, ориентированы на производство малых серий изделий при слабом уровне контроля материальных затрат;
д) быстрое снижение внутреннего спроса на наукоемкую продукцию, что разрушает и без того слабую конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на внешний рынок.[21]
Однако в качестве главного тормоза для формирования в России конкурентоспособного частного сектора можно выделить государство – его структуру, размеры, принципы функционирования, отношение чиновников к бизнесу. В контексте международных экономических отношений российское государство представляется неконкурентоспособным вдвойне: оно не обеспечивает общество качественными бюджетными услугами в необходимом объеме и не в состоянии стимулировать развитие частного сектора. Негативное влияние государства на уровень конкурентоспособности страны и частного сектора выражается в:
Эффективное включение России в систему глобальных мирохозяйственных связей требует преодоления структурных деформаций и технической модернизации народного хозяйства. Сегодня повышение темпов роста и эффективности отечественной экономики в определяющей мере зависит от того, насколько быстро и на каком техническом уровне может быть обновлен производственный потенциал страны практически во всех отраслях хозяйства. При этом особенно угрожающее положение сложилось в базовых отраслях промышленности, на которые ложится задача обеспечения поставок основных материальных ресурсов.
Решение поставленной Президентом России задачи форсирования темпов экономического роста, с нашей точки зрения, требует, прежде всего, разработки и реализации промышленной политики, базирующейся на принципах, единых для федерального Центра, органов государственной власти субъектов Федерации и отечественных товаропроизводителей, – принципах, отвечающих реалиям рыночной экономики. Данные принципы по мнению отечественных экономистов должны заключаться в следующем:
Первое – это четкая ориентация на укрепление конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей за счет повышения технического уровня и качества их продукции, развития маркетинговых технологий, сбытовых сетей и других элементов рыночной инфраструктуры при одновременном снижении издержек.
Второе – согласованность государственной промышленной и финансовой политики в их ориентированности на повышение технологической конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, создании для этого реальных действенных стимулов. Далее, необходимо исключить ситуации, при которых государственный протекционизм фактически консервирует устаревшее производство, неэффективные формы его организации. При этом допускается сохранение на период, пока модернизация производства и освоение новых форм повышения конкурентоспособности не станут массовым явлением, традиционных форм государственного протекционизма, но непременно в сочетании со стимулированием использования предприятиями технологических факторов конкурентоспособности.[22]
Необходимы действия, направленные на устранение неравенства условий конкуренции внутри страны, о необходимости которых говорится с первых шагов перехода к рынку. По мнению экспертов международной консалтинговой компании «Мак Кинси», обследовавших положение дел в 10 отраслях российской экономики, именно конкурентное неравенство мешает ее развитию. Отказ от предоставления неэффективным компаниям явных и скрытых льгот и субсидий, позволяющих им по прибыльности опережать эффективные компании, дал бы России возможность выйти на темпы роста до 8% в год, увеличить выпуск импортзамещающей потребительской продукции в пищевой, легкой и автомобильной промышленности. Модернизация 34 старых, но жизнеспособных предприятий, требующая ежегодных инвестиций на уровне 5% от ВВП в течение пяти лет могла бы увеличить, производство на 40%.
Следует отказаться категорически от фрагментарного подхода к процессу развития инновационного подхода в России. Для реализации этого принципа необходим комплекс мер для создания эффективной отечественной системы управления инновациями. Общим принципом для всей политики должно быть ее системное объединение в виде общенациональной стратегии конкурентоспособности страны, призванной создать необходимые предпосылки для выработки общей позиции как государственных, так и корпоративных структур, интегрировать усилия всего российского общества для достижения общенациональных целей. Основой этого направления должна явиться государственная стратегия экономической безопасности России до 2020 года, в которой необходимо еще более четко обозначить роль и функции государственных структур в области повышения конкурентоспособности отечественного производства не только в рамках отдельных предприятий, но и воспроизводства базы российской хозяйственной системы в целом.
Таким образом, наряду с повышением конкурентоспособности упрочению позиций страны в мировом хозяйстве способствовало бы также совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей с учетом задач структурной перестройки и повышения эффективности народного хозяйства. Этот механизм следовало бы настроить так, чтобы, с одной стороны, не возникали дополнительные препятствия для экспорта и импорта товаров и услуг, а с другой усиливалась бы выборочная поддержка отдельных секторов отечественного производства и внутреннего рынка с помощью общепринятых инструментов. Определенное усиление защиты этих секторов необходимо для того, чтобы помочь встать на ноги предприятиям секторам и отраслям потенциально способным выдерживать конкуренцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
В последние полтора-два
десятилетия стремительно набирает
силу процесс глобализации хозяйственной
жизни. Количественно это находит
выражение в опережающих
Стремительный рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающийся усилением экономической взаимозависимости стран мира составляет суть процесса, который принято именовать глобализацией мировой экономики. В результате формируется относительно целостная экономическая система, которая практически охватывает территорию всей планеты и диктует собственные правила игры национальным хозяйствам.
Феномен глобализации начинает
выходить за чисто экономические
рамки и оказывать заметное влияние
на все сферы в настоящее
Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.
Процесс глобализации, наиболее активизирующийся в последние два десятилетия, таит в себе немало неясностей и противоречий, становится предметом острых дискуссий в академических и деловых кругах. Основное противоречие – противоречие между достаточно узкой группой ведущих стран современного мира (которых нередко объединяют понятием «страны золотого миллиарда») и значительным числом наименее развитых стран, находящихся в настоящее время на периферии мирового хозяйства и не имеющих фактических перспектив для выхода из такого депрессивного состояния.
Глобализация мировой экономики и антиглобализм как весьма противоречивое и неоднозначное явление ставят целый ряд вопросов и перед нашей страной. Основной угрозой здесь является включение России в глобализационные процессы только в качестве поставщика энергосырья. При сохранении нынешних условий заметное повышение национальной конкурентоспособности маловероятно. Первыми шагами в этом направлении, по мнению экономистов, могли бы стать действия, направленные на устранение неравенства условий конкуренции внутри страны.
Следующие необходимые шаги связаны с усилением государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих нормальную работу рыночных механизмов. Сильные институты могли бы позволить устранить наиболее серьезные аномалии экономической среды, в том числе резкие различия прибыльности в производственной, финансовой и торговопосреднической сферах деятельности; чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия; дороговизну кредита. В ближайшей перспективе России предстоит наладить процесс воспроизводства в условиях рынка, который в предыдущие годы так и не сложился. Решение этой задачи требует обеспечения стабильности и прозрачности законодательства по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.
Подводя итоги работы, выскажем мнение, что задачу включения в глобальную экономику, можно успешно решить только при согласовании целенаправленных, и результативных действиях государства и отечественного бизнеса, причем не только во внешнеэкономической сфере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ