Глобализация как высшая форма интернационализации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, в протекающих в нем процессах должна оказать благотворное влияние на экономику республики, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономики, адаптировать национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..5
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КАК ВЫСШЕЙ ФОРМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки, понятие и показатели глобализации ……………..7
1.2Положительные и негативные последствия глобализации экономики ………………………………………………………………….…….13
2 ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Анализ глобальных процессов в Беларуси 15
2.2. Последствия глобализации для Беларуси 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..….....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 99.05 Кб (Скачать файл)

Большое влияние на национальный рынок труда оказывают прямые иностранные инвестиции, поток которых в Республику Беларусь на данном этапе незначителен. Вместе с тем последствия прихода иностранных инвесторов (прежде всего, российских) неоднозначно скажутся на занятости в Беларуси : могут оказаться неконкурентоспособными целые отрасли и структуры (легкая промышленность, машиностроение, финансовый сектор). В этих условиях ориентация белорусского рынка труда на минимальный уровень безработицы является малоэффективным инструментом. По оценкам экспертов Всемирного банка, успеха добиваются не те страны, которые ориентированы на снижение безработицы, а те, которые работают над уровнем и структурой занятости. [4]

Одним из важнейших факторов, формирующих в настоящее время состояние мировой и национальных экономик, является глобализация. Нарастающая открытость национальных экономик, транснационализация потоков товаров, инвестиций, капитала объективно привели к повышению мобильности рабочей силы, изменению и повышению требований к работнику, изменению параметров рабочих мест. Но вопросы влияния глобализации на национальные рынки труда остаются малоизученными, несмотря на возрастающую роль человеческого капитала в экономическом развитии. Глобализация мировой экономики формирует систему международного разделения и кооперации труда, мировую торговлю, инфраструктуру, валютно-финансовую систему. Это втягивает национальный рынок труда в мировые социально-экономические отношения и ограничивает возможности проведения независимой национальной политики занятости.

Однако, насколько  рынок труда Беларуси вписывается в мировую динамику и готов ли он к глобализации? По каким индикаторам можно оценить данный процесс и как им управлять?

 Основные параметры белорусского рынка труда к началу 2008 г. выглядят достаточно привлекательно — уровень занятости составляет 70,7% (что выше стратегической цели Европейской стратегии трудоустройства), уровень безработицы — 1%, средний уровень заработной платы — 241,7 евро.Однако углубленный анализ свидетельствует о необходимости качественного обновления ориентиров развития белорусского рынка труда.

Одной из главных характеристик сдвига занятости в современном мире является изменение распределения занятых по секторам экономики в направлении сокращения занятости в I и П секторах (сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность) и развитии 3 сектора (услуги). Особенность отраслевых структурных сдвигов в экономике Беларуси состоит в том, что у нас также сокращается доля I и II секторов, растет сфера услуг. Показательпредставлены в диаграмме 1. Аналогичные показатели —  в других трансформационных экономиках. (Но отечественная группировка отраслей не соответствует международной статистической классификации экономической активности (NACE). В рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь получают приоритетное развитие такие отрасли, как компьютерная индустрия, информационные технологии, что ориентировано на системную интеграцию в разработке и производстве технически сложной продукции на основе знаний, оптимального сочетания качественных компонентов от мировых производителей, внутренней и международной кооперации и собственных технологий. Данные процессы сопровождаются развитием соответствующей производственной инфраструктуры, а также коренными преобразованиями технологий управления (включая государственное управление). [9]

Следует также отметить, что в трансформационных экономиках отраслевые сдвиги обеспечиваются за счет малых и средних организаций, преимущественно частной формы собственности. Доля малых предприятий представлена в диаграмме 2.Средний размер предприятия в Беларуси по численности занятых составляет 474 чел., что говорит о доминировании крупных организаций. Реальная доля частных предприятий в Беларуси намного ниже аналогичных показателей в других трансформационных экономиках (в ЦВЕ, России — около 65%). Незначительна и роль Беларуси в мировом обмене знаниями и инновациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Последствия  глобализации для РБ

Рассмотрим  основные тенденции  развития национального страхового рынка в сравнении с тенденциями, которые присущи страховым рынкам стран, которые уже активно включились в процессы  глобализации ,учитывая, что совершенствование законодательного регулирования страховой деятельности, а также проблема допуска иностранных страховщиков на национальный рынок были рассмотрены в предыдущей главе. Исходя из наметившихся тенденций можно будет оценить степень готовности страхового рынка страны к процессам  глобализации  и спрогнозировать их возможные  последствия.

Под воздействием  глобализации  меняется и структура страховой отрасли. Происходит размывание границ между отдельными видами страхования, уменьшается роль государственного страхования. Наибольшее развитие в зарубежных странах получает добровольное накопительное страхование.

Учитывая емкость страхового рынка, можно поставить под сомнение способность наделенных данным правом пяти страховых организаций обеспечить ими своевременное и качественное обслуживание страхователей. Это, несомненно, скажется на отношении граждан и  юридических лиц к страхованию  в целом, поскольку такое страхование  воспринимается ими как разновидность налога.[14]

Глобализация уже повлекла  негативные  последствия  политического, экономического и социального характера, привело к сокращению рабочих мест и крупным финансовым потерям в негосударственных страховых организациях: по оценкам экспертов, каждая страховая компания из первой десятки страны разом лишилась страховых взносов в сумме 50-60 тыс.долл. ежемесячно (в некоторых компаниях операции по автогражданке составляли более 70% портфеля).

Сложно  говорить о равноправном участии белорусского страхового рынка  в процессах  глобализации  и интеграции, если в национальной страховой отрасли не произойдут радикальные перемены. Для этого необходимо принять следующие меры:

  1. вернуть негосударственным страховым компаниям право проводить обязательные виды страхования;
  2. определить и ввести на практике оптимальное отношение в проведении обязательных и добровольных видов страхования;
  3. исключить страховые взносы по добровольным видам страхования из налогооблагаемой базы юридических лиц;
  4. ввести налоговые льготы для стимулирования развития долгосрочных видов страхования;
  5. содействовать увеличению капитализации белорусских страховщиков за счет повышения требований к минимальному размеру уставного капитала и привлечению иностранных инвестиций;
  6. провести либерализацию рынка перестрахования и страхования;
  7. урегулировать вопрос компенсации по договорам страхования, выданным Госстрахом БССР.[5]

Если данные меры не будут  предприняты, процессы  глобализации  и либерализации обернутся  для   Беларуси  потерей контроля над развитием национальной страховой отрасли.

В случае включения страхового рынка  Беларуси  в мировые процессы  глобализации  при условии превращения страхования в национальный приоритет, их возможными  последствиями  могут стать:

  • рост капитализации страхового бизнеса;
  • увеличение иностранного присутствия;
  • повышение качества и расширение ассортимента страховых услуг;
  • развитие банкострахования; появление новых способов управления риском;
  • импорт страхового ноу-хау; развитие пенсионного и долгосрочного накопительного страхования;
  • укрепление законодательной базы;
  • появление новых форм продажи страховых продуктов;
  • повышение уровня открытости рынка и распространения новой страховой культуры.[15]

 

 Также глобализация повлияла на рынок труда и в  настоящее время одна из главных проблем, связанных с функционированием рынка труда Беларуси, — поиск баланса между экономической и социальной эффективностью его функционирования. С одной стороны, повышается гибкость рынка труда, с другой стороны, необходимо обеспечить работников защитой и безопасностью. Эффективность рынка труда — это способность рынка труда обеспечить качественное равновесие между спросом и предложением труда, развитие приоритетных направлений и форм занятости в соответствии с задачами макроэкономической и социальной политики государства, рационального воспроизводства человеческого капитала и минимизация социально-экономических издержек безработицы.

Республика Беларусь имеет много проблем на рынке  труда, причем мнения о них со стороны  работников, работодателей и  институтов рынка труда значительно различаются. Работники не удовлетворены качеством рабочих мест и уровнем оплаты труда, чрезмерной, с их точки зрения, институциональной гибкостью рынка труда, которая выражается в снижении гарантий занятости (особенно благодаря введению системы срочных контрактов). Работодателей не устраивает качество рабочей силы, поверхностная кадровая аналитика и пассивные кадровые службы (что в условиях слабого развития других институтов на рынке труда усложняет подбор качественного персонала), сильное государственное регулирование и контроль одновременно показателей безработицы и заработной платы. Институты на рынке труда Беларуси неоднородны, значительно различаются по уровню развития и институциональной силе. В большей степени развиты те институты, которые представляют интересы одной из сторон социально-трудовых отношений (профсоюзы, государственная служба занятости), а не те, которые занимаются устранением дисбалансов на совокупном рынке труда и его сегментах или повышением качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.[6]

Резюмируя новые формы и виды занятости, диктует возросшие требования к работнику и сам становится более гибким и эластичным. Усложняется его институциональное строение. Эти сдвиги порождают изменения в сфере образования, миграционной политике, менеджменте организаций и т.д. Для обеспечения в таких условиях эффективности рынка труда необходима сбалансированная политика регулирования национального рынка труда, учитывающая не только национальную специфику. Но и глобальные тенденции развития На наш взгляд, политика жесткого протекционизма и защиты национального рынка труда в условиях глобализации в большей степени ориентирована на достижение краткосрочных, тактических целей. Она позволяет временно защитить рабочие места и занятость, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества отечественных товаров на текущих рынках. Но она не может быть принята в качестве стратегического и долгосрочного ориентира, так как сопровождается ухудшением структуры рабочих мест, снижением их качества и уровня заработной платы. [17]

 В конечном счете это разрушает национальный рынок труда, способствует оттоку работников в другие страны. Поэтому при решении задач регулирования национального рынка труда в условиях глобализации следует ориентироваться на:

- минимизацию и отказ от принимаемых протекционистских мер по защите рабочих мест за исключением узких зон защиты, определенных по научно обоснованным критериям и соответствующих целям национальной безопасности и социальной стабильности;

- содействие повышению конкурентоспособности отечественных производств, развитию инновационной экономики;

- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

- развитие институционального строения рынка труда;

- обеспечение экономической эффективности занятости.

-государственно  регулирование

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ проблем, связанных с определением направлений адаптации белорусской  экономики к объективным требованиям  процесса глобализации, позволяет сделать  следующие выводы:

- Беларусь является  малой открытой экономикой с  высокой степенью зависимости  от внешнеторговой конъюнктуры.  Объем внешней торговли составляет  до 130% ВВП. Выгодное географическое  положение создает предпосылки  для развития торговли товарами  и услуги. Средняя таможенная  пошлина составляет около 14%, что  намного превышает размеры, оптимальные  для обеспечения стабильного  быстрого экономического роста  (0 - 4%);

- основным аргументом  в пользу высокого уровня открытости  национальной экономики является  активное участие в международной  торговле – около 60% национального  продукта Беларуси (по некоторым  данным до 70%) предназначено для  внешнего рынка. Однако состояние  открытости в условиях нашей  страны имеет ряд особенностей, обусловленных структурой, традициями  организации и управления общественным  производством. К числу специфических  особенностей малой открытой  экономики Беларуси как объекта  исследования относятся следующие:  односторонний характер открытости  в условиях сложных и противоречивых  процессов рыночной трансформации  (ориентация во внешнеэкономических  связях преимущественно на Россию), значительная экспортно-импортная  квота при наличии разнообразных  ограничений экономико-административного  характера на пути движения  товаров, услуг, капитала); хронический  дефицит торгового баланса; неразвитость  рыночной инфраструктуры; существенные  ограничения системы свободной  конкуренции на национальном  рынке и значительная доля  предприятий монополистического  типа, находящихся в собственности  государства, что проявляется  в эффекте корпорации в отношении  внешнеэкономических партнеров); напряженные  политические отношения с наиболее  развитыми странами; преобладание  административных методов в осуществлении  государственной политики макроэкономического  регулирования Стандартные подходы  к определению параметров и  факторов открытости, традиционно  применяемые в экономической  науке не охватывают всех нюансов  исторических, экономических и социально-психологических  условий трансформации переходной  экономики и нередко приводят  к построению ошибочных моделей,  определению неэффективных путей  интеграции в мировое хозяйство; 

Информация о работе Глобализация как высшая форма интернационализации экономики