Глобализация мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать процесс глобализации мировой экономики, факторы и направления развития, выявление ее причин и последствий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить содержание глобализации мировой экономики и ее формы;
• Выявить факторы глобализационных процессов;
• Определить направления, по которым развивается экономическая глобализация;

Файлы: 1 файл

глобализация мировой экономики.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Сегодня все страны мира в разной степени охвачены процессом глобализации.

Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global - всеобщий) – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества.

Понятие «глобализация» многогранно. В более широком плане – это перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической глобальной среды. В более узком – это процесс трансформации экономических и хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геоэкономической реальности.

Цель работы – исследовать процесс глобализации мировой экономики, факторы и направления развития, выявление ее причин и последствий.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Определить содержание глобализации мировой экономики и ее формы;

• Выявить факторы глобализационных процессов;

• Определить направления, по которым развивается экономическая глобализация;

• Дать оценку развитию этого процесса в развитых и развивающихся странах;

• Определить последствия исследуемого процесса для мировой экономики.

Экономически мы связаны с остальным миром через торговлю, инвестиции, производство и финансы; политически – через официальные (такие как ООН, Всемирная торговая организация (ВТО)) и общественные (например, Greenpeace) организации. С их помощью мы пытаемся создать схемы и правила управления практически всеми аспектами нашей жизни. Что касается культуры, то мы являемся объектами воздействия одной и той же рекламы и политики создания брендов; мы отправляемся работать в другие страны; мы отдыхаем заграницей; мы обмениваемся идеями, новинками моды и музыки; мы конкурируем на общемировых спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры; и всё чаще мы участвуем в глобальных коммуникациях, используя Интернет. Таким образом, глобализация является процессом развития всех этих связей.

Объектом курсовой работы является непосредственно процесс глоба-лизации и его влияние на развитие стран.

Предметом исследования выступают экономические отношения, воз-никающие между субъектами под влиянием исследуемого процесса.

Теоретической и методологической базой для выполнения работы послужили учебники по мировой экономике,  статьи журналов, посвященных глобализации, ресурсы Интернета, а также экономические словари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Глобализация: постановка декораций.

1.1. Определение глобализации.

Очень нелегко дать конкретную формулировку глобализации, так как по своей сути они схожи или одно понятие содержит в себе другие. Вследствие чего давая определение глобализации не нужно устанавливать ограничения. Появление термина "глобализация" связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал трактовку понятию "глобализация".   Р. Робертсон характеризует глобализацию, как процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (скажем, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную сущность в отдельных странах. Ф. Легре считает, что глобализация – это некое сжатое отображение того, что наша жизнь становится всё более взаимосвязанной с жизнью удаленных от нас людей и мест – в экономическом, политическом и культурном отношении.

Сторонники и противники глобализации в равной степени признают, что она не представляет ни чего нового. В мире постоянно в той или другой степени присутствовала экономическая, политическая и культурная взаимосвязь. Что придает глобализации особую ценность в данное время, так это та быстрота, с которой происходит усиление взаимозависимости во всем мире. Отчасти это объясняется  беспрецедентными техническими изменениями, в особенности в сфере транспорта и коммуникаций, а отчасти – политическими процессами, направленными на уничтожение барьеров среди стран и усиление открытости внешним влияниям.

Центральное понятие, лежащее в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы нельзя адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их надлежит определять с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли в этом так далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся столь сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств.

Одни возлагают на глобализацию огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики. А остальные - антиглобалисты - жестоко ненавидят и всякими способами ругают все, что связано с ней. Предметом оживленных дебатов служит совершенно все - что такое глобализация, когда она началась: существуют разные точки зрения и на то, является ли глобализация феноменом нескольких последних десятилетий, или же о глобализации можно было говорить уже тогда, когда один народ мог находить контакты с другими народами, находящимися на противоположной стороне земного шара. Как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. И что же можно назвать глобализацией, а что нет. Множество мнений, подходов, оценок само по себе, не гарантирует основательной проработки темы. Глобализация оказалась трудным вопросом не только для массового сознания, но и для научного анализа.

1.2. Стимулы развития  глобализации.

В глубине любой глобальной системы есть отрасли и рынки, которые больше других оказываются восприимчивыми к силам глобализации. Это становится очевидным при попытки обнаружить обстоятельства, влияющие на процесс глобализации. Потенциал глобализации отрасли, заключается в способности разрабатывать глобальную стратегию и конкурировать на глобальном рынке, может анализироваться по четырем основным группам стимулов: рынка, издержек, государства, конкуренции.

1.2.1. Стимулы рынка.

Под ними понимаются:

    • доход на душу населения, приблизительно одинаковый в промышленно развитых странах;
    • сближение вкусов и стилей жизни;
    • организации, начинающие вести себя как глобальные покупатели;
    • рост числа поездок за рубеж, который ведет к появлению глобальных потребителей;
    • развитие глобальных и региональных каналов сбыта;
    • создание мировых брендов;
    • стремление к созданию глобальной рекламы.

Стимулы рынка фокусируются на том, в какой степени рынки в разных частях мира становятся подобными друг другу. Чем больше сходством доходов и вкусов обладают потребители, тем более значительными становятся рыночные стимулы глобализации.

1.2.2. Стимулы издержек.

Под ними понимаются:

    • непрерывное стимулирование экономии за счет эффекта масштаба;
    • ускорение технического прогресса;
    • развитие транспорта;
    • появление новых промышленно развитых стран с большими производственными мощностями и низкими затратами на оплату труда;
    • увеличение издержек на разработку новых товаров относительно срока их жизненного цикла.

   Стимулы издержек предоставляют  организациям возможности для  реорганизации своих операций  в глобальном масштабе, что в  конечном счете ведет к сокращению  издержек. Глобальная экономия от  эффекта масштаба, равно как и вопросы транспортировки и распределения, тоже имеют в данном случае важное значение.

1.2.3. Стимулы государства.

Под ними понимаются:

    • снижение таможенных барьеров;
    • снижение нетаможенных барьеров;
    • создание торговых альянсов;
    • ослабление роли государства в качестве производителей и покупателей;
    • процессы приватизации в экономиках тех стран, где раньше преобладала государственная собственность;
    • создание открытых рыночных экономик вместо закрытых экономических систем в посткоммунистических государствах Восточной Европы;
    • усиление роли Индии и Китая в глобальной экономике.

Государство зачастую играет ключевое значение в стимулировании процесса глобализации, особенно если оно положительно относится к внешней торговле и зарубежным инвестициям в отечественную экономику.

Глобальные политические договоренности, подобные тем, которые достигаются в рамках ВТО по вопросам всемирной торговли и связанных с ней проблем, не только напрямую влияют на операции на рынке, но в свою очередь помогают выработке общемировых правил и стандартов.

1.2.4. Стимулы конкуренции.

Под ними понимаются:

    • постоянный рост объемов мировой торговли;
    • рост числа случаев перехода корпорации в руки зарубежных покупателей;
    • усиление намерений новых корпораций стать конкурентоспособными на мировых рынках;
    • развитие глобальных сетей, порождающее взаимозависимость стран в некоторых отраслях;
    • увеличение числа компаний, нацеливающихся на глобальный, а не только на национальный рынок;
    • появление новых глобальных стратегических альянсов.

  По мере развития  конкуренции – на  внутреннем рынке или за рубежом – компаниям нужно исследовать вопрос о том, как сберечь свои конкурентные позиции. Зачастую это подразумевает разработку глобальной деловой стратегии, неминуемо вносящей свой вклад в прогресс глобализации. Глобальные деловые сети и международные стратегические альянсы являются в наибольшей степени важными проявлениями процесса усиления глобальной конкуренции.

1.2.5. Прочие стимулы.

Под ними понимаются:

    • революция в области коммуникаций и обработки информации;
    • глобализация финансовых рынков;
    • улучшение возможностей для совершения деловых поездок.

Очевидно, что глобализация развивается под воздействием самых разнообразных условий. Эти условия меняются от отрасли к отрасли, что позволяет понять, почему одни отрасли оказываются более глобальными, чем другие.

1.3. Плюсы и минусы  глобализации.

Несмотря на то, что единомышленники и критики глобализации сходятся в том, что глобализация не представляет собой ничего нового и что основными её движущими силами являются технический прогресс и перемена политических взглядов, они проявляют значительно меньше единодушие, когда речь заходит об оценки последствий глобализации.

1.3.1. Достоинства глобализации.

Единомышленники глобализации утверждают, что на обладает огромным потенциалом для обеспечения выгод всей международный экономике. В условиях снятия ограничений на свободу торговли и обострения конкуренции отдельные страны и компании оказываются вынужденными думать, проектировать и функционировать глобально. Быстрота распространения новых технологий повышается; отдельные страны специализируются на производстве определенных продуктов и услуг и таким образом лучше используют свои конкурентные преимущества.

Политически глобализация делает всех нас ближе друг к другу. Политические отношения помогают стабилизировать взаимоотношения между государствами и предоставляют им возможности оценивать имеющие расхождения. Какой бы несовершенной ни была современная глобальная политическая система, альтернативный вариант раздробленности мира представляется гораздо худшим. Культурная глобализация равным образом должна восприниматься одобрительно, так как благодаря ей мы получаем новые возможности познакомиться с самыми разными культурами – возможности беспрепятственно путешествовать по миру; пробовать блюда национальных кухонь, слушать зарубежную музыку и смотреть зарубежные фильмы.

Единомышленники глобализации признают, что она выгодна всем странам в одинаковой степени: более богатые, как обычно, имеют больше возможностей для извлечения выгод из процесса глобализации, будь то более низкие цены, глобальные политические соглашения или программы культурных обменов. Тем не менее,  в долгосрочной перспективе глобализация окажется в равной степени выгодной всем – и богатым, и бедным.

1.3.2. Недостатки глобализации.

Противники  глобализации утверждают, что она способствует росту неравенства и ещё сильнее ухудшает позиции бедных стран. В качестве экономической идеологии глобализация позволяет транснациональным корпорациям (ТНК), базирующимся главным образом в США, Европе и Японии, использовать своё доминирующее положение на рынках за рубежом. При отсутствии реальной конкуренции на этих рынках ТНК смогут получать практически неограниченный доход.

Информация о работе Глобализация мировой экономики