Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:48, курсовая работа
Целью работы является попытка проанализировать глобальные проблемы экономики, их взаимосвязь с проблемами стоящими перед Человечеством.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- проанализировать основные глобальные проблемы, стоящие перед Человечеством;
- изучить глобальные проблемы Мировой экономики;
- предположить направление развития проблемных ситуаций и наиболее оптимальные пути выхода из них.
Введение …………………………………………………………………...….3-4
1.Содержание глобальных проблем современности и пути их решения….5-7
1.1. Причины возникновения глобальных проблем…………………………8-9
1.2. Проблема преодоления бедности и отсталости………………………10-13
1.3. Проблема мира и демилитаризации……………………………………14-15
1.4.Продовольственная проблема…………………………………………...16-18
1.5.Экологическая проблема и проблема устойчивого развития…………19-23
1.6.Демографическая проблема……………………………………………24-27
2. Международная экологическая интеграция как путь решения глобальных проблем……………………………………………………………………….28-29
2.1.Факторы развития международной экономической интеграции…………30
2.2. Цели и значения международной экономической интеграции…….31-32
3. Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций………………………………………………………………..…33-35
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………
Больше всего бедняков в Южной Азии (39% от их общей мировой численности), в Восточной Азии (около одной трети, главным образом в Китае и Индокитае) и в Африке южнее Сахары (17%). Южная Азия отличается также наиболее широким распространением бедности - за международной чертой бедности 43% ее населения. На втором месте по распространенности бедности страны Африки южнее Сахары Среди стран, более половины населения которых живет за международной чертой бедности, - Гватемала, Гвинея-Бисау, Замбия, Индия, Кения, Лесото, Мадагаскар, Непал, Нигер и Сенегал.
В России за международную черту бедности на уровне 3 долл. в день в расчете на одного человека в 2011 г. попадал всего 1% населения, за международную черту бедности на уровне 4 долл. в день на человека - 10% населения. За период с 2008 по 2011 год бедность в России выросла с 24,1 % населения (35,3 млн человек) до 41,5 % (60,5 млн). В настоящий момент этот показатель равен 13,1%.
В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии – около 43% и в Индии – примерно 48%
Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса «обходят стороной» многие развивающие страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.
Было бы в высшей степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения такого положения во многих развивающихся странах. Так, оно формирует в широком общественном сознании в этих странах негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).
Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных. Учитывая тенденцию к расширению «клуба» ядерных держав за счет развивающихся стран, невозможно предугадать всю возможную катастрофичность подобного развития событий.
Пути преодоления бедности и отсталости
Большинство экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.
Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости.
Оно осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран Тропической Африки – даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год.
Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции – прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира. По данным МВФ, в чистый приток всех финансовых ресурсов (то есть за вычетом платежей по ним) в развивающиеся страны составлял ежегодно от 114 до 229 млрд. долларов. Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.
Зоны нищеты и голода в системе «человек – общество – природа» возникли и развились давно. Они особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств.
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.
Основным направлением борьбы
против нищеты и голода является реализация
принятой ООН Программы нового международного
экономического порядка (НМЭП), которая
предполагает, во-первых, утверждение
в международных отношениях, демократических
принципов равенства и справедливости,
во-вторых, безусловное перераспределение
в пользу развивающихся государств накопленных
богатств и вновь создаваемых мировых
доходов; в-третьих, международное регулирование
процессов развития отсталых стран .[1,c.488]
1.3. Проблема мира
и демилитаризации
Решение всех глобальных проблем требует определенных политических условий.
Во-первых, оно возможно только в условиях мирного сосуществования. Военные конфликты приводят к человеческим потерям, распространению голода и болезней, разрушению инфраструктуры, наносит вред природной среде.
Например, «с начала 1990 и по конец 1999 гг. в мире произошло 118 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и два крупных региона и унесли жизни примерно шести миллионов человек. По оценке Министерства обороны РФ, к концу ХХ века на планете насчитывалось 160 зон этнополитической напряженности, в 80 из них присуща вся атрибутика неурегулированных конфликтов». [3]
Во-вторых, отрицательным фактором является не только вооруженные конфликты, но и состояние «холодной войны». Напряженная международная обстановка и гонка вооружений отвлекают ресурсы, которые могли бы быть использованы для решения многих насущных проблем.
Так, «по оценке экспертов, только с 1950г. по 1990г. общемировые расходы на военные цели составили примерно 20 трлн. долларов. При этом доля военных расходов в ВНП составляла: в США – менее 6%, в ФРГ – около 3%, в Японии- 1%. Число занятых в военной промышленности достигало: в США – 3, 35 млн. человек, в ФРГ – 290 тыс. На создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве»
В настоящее время в ряде крупнейших стран мира продолжается увеличение военных расходов. Так военный бюджет США на 2010 год составил 668 млрд. долларов США. Китай ($81.4 млрд.), Великобритания ($42.8 млрд.), Франция ($45 млрд.), Япония ($44.3 млрд.), Германия ($35 млрд.), Италия ($28.1 млрд.), Южная Корея ($28.1 млрд.), Россия и Индия (по $21 млрд.).
Международный Институт Стратегических Исследований утверждает, что в 2006 году мировые расходы на оборону составили около $948.5 млрд., Стокгольмский Институт Изучения Мира считает, что этот показатель равен $1200 млрд., ЦРУ - $900.1 млрд. Для сравнения, бюджет ООН составляет не более 2% от совокупного военного бюджета стран мира.[4]
В-третьих, глобальные проблемы называются так именно из-за их всеобщей значимости, и невозможности решить их каким-либо государством или группой государств без участия большинства стран Мира. Для этого требуется, по крайней мере, лояльное отношение между ними. «Страны-изгои» априори с большим трудом интегрируются в мировую экономику и процессы сотрудничества. В определенных случаях существование некоторых режимов может приносить больший вред Мировому сообществу, чем даже военные операции по их нейтрализации.
В-четвертых, большое значение имеет степень открытости и демократизма политической системы государств. Чем она выше, тем больше общественное мнение способно выдвигать перед властями проблемные вопросы и требовать их решения. Кроме того, с этим напрямую связана информационная открытость общества. А она, в свою очередь, влияет на степень информированности того самого общественного мнения. Возможность открытого обсуждения стоящих проблем способствует их всестороннему осмыслению и принятию наиболее адекватных решений.
Таким образом, можно подытожить, что для решения стоящих перед человечеством глобальных проблем Мировое сообщество должно двигаться по пути демократического развития, международной интеграции, информационной открытости, толерантности и снижения межгосударственной и межэтнической напряженности.
1.4.Продовольственная проблема
Мировая продовольственная проблема в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, несмотря на то, что природные ресурсы планеты в сочетании с современным экономическим и научно-техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать.
Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), а также несбалансированности питания в различных странах мира.
За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс — численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих нор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 850 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой. Более 5 млн. детей умирают ежегодно от последствий голодания.
Уровень развития и объемы сельскохозяйственного производства в различных группах стран объясняются прежде всего организационными формами хозяйствования (т.е. эффективностью использования ресурсов), материально-технической базой, а также природно-климатическими условиями и наличием земельных ресурсов, пригодных для возделывания различных культур и выращивания скота. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые к тому же не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания. В то же время проведение аграрных преобразований в развивающихся странах в сочетании с активизацией государственной поддержки и использованием достижений научно-технического прогресса позволяет предполагать дальнейший подъем сельского хозяйства в указанной группе стран.
Международная торговля продовольствием
Многие эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет продолжать расти нынешними высокими темпами. Этому будет способствовать также либерализация международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе ослабление протекционизма и постепенное снижение импортных ограничений.
Международная торговля продовольствием ведется весьма интенсивно. Объем мирового экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства составляет около 500 млрд долл. в год. Основные участники международной торговли продовольствием — развитые страны, прежде всего США. Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Доля постсоциалистических стран незначительна и составляет менее 5%.
Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму до 16 млрд долл. (прежде всего мяса, фруктов, сахара, алкогольных и безалкогольных напитков, табака, какао, а также молочных продуктов) и экспортируя на 3-4 млрд долл. (главным образом зерно и другое сельхозсырье). Поставки продукции с высокой степенью переработки составляют менее половины стоимостного объема российского агропродовольственного экспорта.
Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения под воздействием тенденций к ослаблению чрезмерной государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых. Так, важное место в основополагающих документах ВТО занимает Соглашение по сельскому хозяйству, которое предполагает перевод всех нетарифных барьеров в тарифные эквиваленты и постепенное снижение тарифов, экспортных субсидий (бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта), сокращение уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства. При этом развивающиеся страны принимают пониженные обязательства, а наименее развитые страны вообще освобождаются от обязательств.
В результате реализации этих мер можно ожидать усиления позиций на мировом продовольственном рынке тех стран, которые обладают наиболее эффективным сельским хозяйством, ориентированным на потребности внешнего рынка (США, ЕС, Канада, Австралия, Аргентина и др.). В то же время производители сельскохозяйственной продукции в государствах — нетто-импортерах продовольствия, если не сумеют приспособиться к новым условиям, понесут значительные потери вследствие сокращения субсидирования их производства. Россия как будущая участница ВТО, очевидно, столкнется с отмеченными выше проблемами. В то же время Российская Федерация располагает довольно широкими возможностями для перестройки структуры производства и внешней торговли агропродовольственной продукцией.
Информация о работе Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций