Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является попытка проанализировать глобальные проблемы экономики, их взаимосвязь с проблемами стоящими перед Человечеством.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- проанализировать основные глобальные проблемы, стоящие перед Человечеством;

- изучить глобальные проблемы Мировой экономики;

- предположить направление развития проблемных ситуаций и наиболее оптимальные пути выхода из них.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...….3-4
1.Содержание глобальных проблем современности и пути их решения….5-7
1.1. Причины возникновения глобальных проблем…………………………8-9
1.2. Проблема преодоления бедности и отсталости………………………10-13
1.3. Проблема мира и демилитаризации……………………………………14-15
1.4.Продовольственная проблема…………………………………………...16-18
1.5.Экологическая проблема и проблема устойчивого развития…………19-23
1.6.Демографическая проблема……………………………………………24-27
2. Международная экологическая интеграция как путь решения глобальных проблем……………………………………………………………………….28-29
2.1.Факторы развития международной экономической интеграции…………30
2.2. Цели и значения международной экономической интеграции…….31-32
3. Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций………………………………………………………………..…33-35
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.59 Кб (Скачать файл)

 

Смена типов воспроизводства населения называется демографическим переходом.

Устойчивая тенденция к росту среднего возраста населения мира. В 1900 г. он составлял 15 лет, в 1995 г. - 25 лет, в 2000 г. - 27,5 лет. По прогнозам ООН в 2100 г. он составит 36 лет, а к 3000 г. - 43 года.

Увеличилась продолжительность жизни на Земле. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за минувшие 5000 лет. До промышленной революции XVII - XVIII вв. люди, перешагнувшие за 65 лет, составляли только 2—3% населения Земли. В 1999 г. их насчитывалось уже 14%. В XXI в. старение населения будет носить повсеместный характер.

Быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны с отсталой экономикой и неразвитой социальной сферой, которые не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития, создает глобальную демографическую проблему, важность и значимость которой в настоящее время признаны всеми государствами, осознавшими, что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее, что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения. Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере этому способствовало создание в 1969 г. в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения и проведение под его эгидой Всемирных конференций по проблемам народонаселения.

Одним из основных документов фонда стал Всемирный план (программа) действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе были рассмотрены вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, вопросы урбанизации и миграции.

Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, а также к содействию ее стабильности.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР – задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.

В некоторых развитых странах(Франция, Германия, Дания) проводится политика,направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

 

 

 

2. Международная  экологическая интеграция как  путь решения глобальных проблем.

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма – таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

 

2.1.Факторы развития международной экономической интеграции

1.Углубление международного разделения труда

2.Социально-экономическая  однородность национальных предприятий.

3.Близкие уровни экономического  развития групп стран.

4.Тесное переплетение  национальных экономик на микроуровни.

5.Длительный пролет сотрудничества.

6.Общие границы и условия  развития.

7.Развитие коммуникационных  возможностей.

8.Общность культурных  и исторических традиций.

9.Целеустремленность государственных  органов и партий стран относительно  интеграционных процессов.

10.Объективна необходимость  общего решения глобальных проблем  человечества.

Главные участники и организаторы интеграционного процесса:

1.Государства.

2.Партии.

3.ТНК.

4.Общественные организации.

 

 

2.2.Цели и значения международной экономической интеграции:

1.Использование преимуществ  экономии от масштаба за счет  расширения размеров рынка, сокращения  трансакционных издержек.

2.Создание более стабильной  и предсказуемой среды для  взаимной торговли, а также благоприятной  внешнеполитической среды, т.е. укрепление  взаимопонимания и сотрудничества  участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и  других неэкономических областях.

3.Создание блока стран  для участия в многосторонних  торговых и иных переговорах.

4.Содействие структурной  перестройке экономики стран, осуществляющих  глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным  торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком  уровне рыночного развития.

5.Поддержание молодых  отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае  возникает более широкий региональный  рынок.

6.Достижение наиболее  высокой эффективности производства. 7.Возможность регуляции социально-экономических  процессов на региональном уровне.

8.Насыщение рынка товарами.

9.Обеспечение экономической  и политической консолидации  и международной военной безопасности.

 

Преимущества экономической интеграции:

1.Увеличение размеров  рынка - действие сквозь масштабы  производства (для стран с малой  емкостью национального рынка), на  этой основе необходимо определение  оптимального размера предприятия.

2.Растет борьба между  странами.

3.Обеспечение лучших условий  торговли.

4.Расширение торговли  параллельно с улучшением инфраструктуры.

5.Распространение новых  технологий.

Недостатки экономической интеграции: 

1. Для более отсталых  стран интеграция приводит к  оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу  более сильных партнёров.

2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.

3. Эффект потерь от  увеличения масштабов производства  при очень сильной концентрации.

 

3. Глобальные проблемы  в деятельности международных  экономических организаций

Значительный вклад в решение задачи сохранения и улучшения окружающей среды в рамках всего мира вносит ООН. С 1972 г. начала действовать специализированная организация «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в столице Кении Найроби. Одной из целей этой организации является создание мировой системы станций наблюдения (мониторинга) за состоянием и изменением биосферы. В 1972 г. прошла I Международная конференция ООН по проблемам окружающей среды, в работе которой принимали участие 112 стран. На этой конференции была принята Декларация защиты среды человека и оповещено, что в защите жизненной среды заинтересовано все человечество. Особое значение для решения глобальных экологических проблем имели Всемирная коференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и Йоханесбурге (2002 г.). Первая конференция ООН по образованию и проблемам среды проходила в Тбилиси в октябре 1977 г., на которой была принята Декларация по проблемам сохранения природной среды.

Другие специализированные учреждения ООН в рамках основной деятельности в сферу своих интересов включают и вопросы охраны природы. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) большое внимание уделяет природоохранительному образованию, изучению состояния окружающей среды. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) разработала программу обеспечения человечества продовольственными ресурсами, занимается вопросами сохранения и улучшения плодородия почв, а также лесами и морскими биологическими ресурсами.

Учитывая прогрессирующее накопление парниковых газов и отрицательное воздействие изменяющегося климата на функционирование природы и состояние здоровья человека, ОНН приняла в 1992 г. Рамочную конвенцию об изменении климата, а в 1997 г. был принят Киотский протокол, который установил квоты на выбросы парниковых газов для развитых стран и стран с переходной экономикой. В настоящее время Протокол ратифицировали 113 стран.

Проблемами здоровья людей на Земле занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Можно выделить два основных направления в деятельности ООН: сохранение мира и сохранение жизненной среды.

Важное значение в охране окружающей среды принадлежит региональному сотрудничеству стран. Примером такого сотрудничества может служить план действия средиземноморских стран по защите Средиземного моря от загрязнений. В 1954 г. в Лондоне была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения морских вод нефтью (Балтийское и Северное моря, а также Атлантический океан признаны запретными зонами для сбрасывания углеводородных соединений). Хороший пример эффективного регионального сотрудничества продемонстрировали Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Польша и бывший СССР, которые в 1974 г. заключили Конвенцию о запрете любых загрязнений Балтийского моря.

Разработана Конвенция по регулированию международной торговли редкими и исчезающими видами животных и растений. Немало заключено международных соглашений в области рыболовства, а также добычи китов и других морских животных.

Охрана природы осуществляется через деятельность многих международных организаций. Одним из основателей природоохранительного движения в мире является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который был создан в 1948 г. Штаб-квартира МСОП расположена в Швейцарии. Основным направлением его деятельности является охрана живой природы. По инициативе МСОП была создана и сейчас постоянно пополняется Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов животных и растений. Создается Зеленая книга. МСОП разрабатывает конкретные программы по сохранению природных экосистем и популяций отдельных видов и групп животных. Важным политическим и юридическим актом, содействующим экологизации правовых международных отношений, является Всемирная стратегия охраны природы, которая была одобрена XIV Генеральной Асамблеей МСОП (Ашгабат, 1978 г.) и принята во многих странах мира. Тесно с МСОП взаимодействует Всемирный фонд охраны дикой природы, который был образован в 1963 г. Главная цель его – организация конкретных проектов по охране животных и природных экосистем, оказание помощи в организации и улучшении деятельности заповедников и национальных парков. Так, например, Всемирный фонд охраны дикой природы совместно с Индией разработал проект операции «Тигр», который направлен на сохранение небольшой популяции тигров в Азии (образованы резерваты и заповедники в Индии, Бангладеш, Непале и Индонезии, запрещена охота и торговля шкурами). Аналогичные проекты осуществляются по охране куланов, антилоп, лошади Пржевальского, ягуаров, леопардов, гепардов, белого медведя, человекообразных обезьян и др.

Информация о работе Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций