Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:48, курсовая работа
Целью работы является попытка проанализировать глобальные проблемы экономики, их взаимосвязь с проблемами стоящими перед Человечеством.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- проанализировать основные глобальные проблемы, стоящие перед Человечеством;
- изучить глобальные проблемы Мировой экономики;
- предположить направление развития проблемных ситуаций и наиболее оптимальные пути выхода из них.
Введение …………………………………………………………………...….3-4
1.Содержание глобальных проблем современности и пути их решения….5-7
1.1. Причины возникновения глобальных проблем…………………………8-9
1.2. Проблема преодоления бедности и отсталости………………………10-13
1.3. Проблема мира и демилитаризации……………………………………14-15
1.4.Продовольственная проблема…………………………………………...16-18
1.5.Экологическая проблема и проблема устойчивого развития…………19-23
1.6.Демографическая проблема……………………………………………24-27
2. Международная экологическая интеграция как путь решения глобальных проблем……………………………………………………………………….28-29
2.1.Факторы развития международной экономической интеграции…………30
2.2. Цели и значения международной экономической интеграции…….31-32
3. Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций………………………………………………………………..…33-35
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………
Смена типов воспроизводства населения называется демографическим переходом.
Устойчивая тенденция к росту среднего возраста населения мира. В 1900 г. он составлял 15 лет, в 1995 г. - 25 лет, в 2000 г. - 27,5 лет. По прогнозам ООН в 2100 г. он составит 36 лет, а к 3000 г. - 43 года.
Увеличилась продолжительность жизни на Земле. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за минувшие 5000 лет. До промышленной революции XVII - XVIII вв. люди, перешагнувшие за 65 лет, составляли только 2—3% населения Земли. В 1999 г. их насчитывалось уже 14%. В XXI в. старение населения будет носить повсеместный характер.
Быстрый рост мирового населения,
большая часть которого приходится на
развивающиеся страны с отсталой экономикой
и неразвитой социальной сферой, которые
не в состоянии обратить этот рост во благо
своего развития, создает глобальную демографическую
проблему, важность и значимость которой
в настоящее время признаны всеми государствами,
осознавшими, что связь между развитием
народонаселения и природой более хрупкая,
чем это казалось ранее, что рост вооруженных
конфликтов и гонка вооружений, особенно
в развивающихся странах, ведут к огромным
материальным затратам, значительно ухудшая
возможности для экономического и социального
развития и тем самым для решения проблем
народонаселения. Неконтролируемые миграция и
Одним из основных документов
фонда стал Всемирный план (программа)
действий в области народонаселения, принятый
в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе
были рассмотрены вопросы
Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, а также к содействию ее стабильности.
Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР – задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.
В некоторых развитых странах(Франция,
Германия, Дания) проводится политика,
2. Международная
экологическая интеграция как
путь решения глобальных
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.
Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма – таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.
2.1.Факторы развития международной экономической интеграции
1.Углубление международного разделения труда
2.Социально-экономическая
однородность национальных
3.Близкие уровни
4.Тесное переплетение
национальных экономик на
5.Длительный пролет
6.Общие границы и условия развития.
7.Развитие коммуникационных возможностей.
8.Общность культурных и исторических традиций.
9.Целеустремленность
10.Объективна необходимость
общего решения глобальных
Главные участники и организаторы интеграционного процесса:
1.Государства.
2.Партии.
3.ТНК.
4.Общественные организации.
2.2.Цели и значения международной экономической интеграции:
1.Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек.
2.Создание более стабильной
и предсказуемой среды для
взаимной торговли, а также благоприятной
внешнеполитической среды, т.е. укрепление
взаимопонимания и
3.Создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах.
4.Содействие структурной
перестройке экономики стран, осуществляющих
глубокие экономические
5.Поддержание молодых
отраслей национальной
6.Достижение наиболее
высокой эффективности
8.Насыщение рынка товарами.
9.Обеспечение экономической
и политической консолидации
и международной военной
Преимущества экономической интеграции:
1.Увеличение размеров
рынка - действие сквозь масштабы
производства (для стран с малой
емкостью национального рынка), на
этой основе необходимо
2.Растет борьба между странами.
3.Обеспечение лучших условий торговли.
4.Расширение торговли
параллельно с улучшением
5.Распространение новых технологий.
Недостатки экономической интеграции:
1. Для более отсталых
стран интеграция приводит к
оттоку ресурсов (факторов производства),
идёт перераспределение в
2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.
3. Эффект потерь от
увеличения масштабов
3. Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций
Значительный вклад в решение задачи сохранения и улучшения окружающей среды в рамках всего мира вносит ООН. С 1972 г. начала действовать специализированная организация «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в столице Кении Найроби. Одной из целей этой организации является создание мировой системы станций наблюдения (мониторинга) за состоянием и изменением биосферы. В 1972 г. прошла I Международная конференция ООН по проблемам окружающей среды, в работе которой принимали участие 112 стран. На этой конференции была принята Декларация защиты среды человека и оповещено, что в защите жизненной среды заинтересовано все человечество. Особое значение для решения глобальных экологических проблем имели Всемирная коференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и Йоханесбурге (2002 г.). Первая конференция ООН по образованию и проблемам среды проходила в Тбилиси в октябре 1977 г., на которой была принята Декларация по проблемам сохранения природной среды.
Другие специализированные учреждения ООН в рамках основной деятельности в сферу своих интересов включают и вопросы охраны природы. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) большое внимание уделяет природоохранительному образованию, изучению состояния окружающей среды. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) разработала программу обеспечения человечества продовольственными ресурсами, занимается вопросами сохранения и улучшения плодородия почв, а также лесами и морскими биологическими ресурсами.
Учитывая прогрессирующее накопление парниковых газов и отрицательное воздействие изменяющегося климата на функционирование природы и состояние здоровья человека, ОНН приняла в 1992 г. Рамочную конвенцию об изменении климата, а в 1997 г. был принят Киотский протокол, который установил квоты на выбросы парниковых газов для развитых стран и стран с переходной экономикой. В настоящее время Протокол ратифицировали 113 стран.
Проблемами здоровья людей на Земле занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Можно выделить два основных направления в деятельности ООН: сохранение мира и сохранение жизненной среды.
Важное значение в охране окружающей среды принадлежит региональному сотрудничеству стран. Примером такого сотрудничества может служить план действия средиземноморских стран по защите Средиземного моря от загрязнений. В 1954 г. в Лондоне была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения морских вод нефтью (Балтийское и Северное моря, а также Атлантический океан признаны запретными зонами для сбрасывания углеводородных соединений). Хороший пример эффективного регионального сотрудничества продемонстрировали Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Польша и бывший СССР, которые в 1974 г. заключили Конвенцию о запрете любых загрязнений Балтийского моря.
Разработана Конвенция по регулированию международной торговли редкими и исчезающими видами животных и растений. Немало заключено международных соглашений в области рыболовства, а также добычи китов и других морских животных.
Охрана природы осуществляется через деятельность многих международных организаций. Одним из основателей природоохранительного движения в мире является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который был создан в 1948 г. Штаб-квартира МСОП расположена в Швейцарии. Основным направлением его деятельности является охрана живой природы. По инициативе МСОП была создана и сейчас постоянно пополняется Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов животных и растений. Создается Зеленая книга. МСОП разрабатывает конкретные программы по сохранению природных экосистем и популяций отдельных видов и групп животных. Важным политическим и юридическим актом, содействующим экологизации правовых международных отношений, является Всемирная стратегия охраны природы, которая была одобрена XIV Генеральной Асамблеей МСОП (Ашгабат, 1978 г.) и принята во многих странах мира. Тесно с МСОП взаимодействует Всемирный фонд охраны дикой природы, который был образован в 1963 г. Главная цель его – организация конкретных проектов по охране животных и природных экосистем, оказание помощи в организации и улучшении деятельности заповедников и национальных парков. Так, например, Всемирный фонд охраны дикой природы совместно с Индией разработал проект операции «Тигр», который направлен на сохранение небольшой популяции тигров в Азии (образованы резерваты и заповедники в Индии, Бангладеш, Непале и Индонезии, запрещена охота и торговля шкурами). Аналогичные проекты осуществляются по охране куланов, антилоп, лошади Пржевальского, ягуаров, леопардов, гепардов, белого медведя, человекообразных обезьян и др.
Информация о работе Глобальные проблемы в деятельности международных экономических организаций