Госкорпорации и современный этап развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ причин и условий создания государственных корпораций в России.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
Рассмотреть понятия «корпорация», «корпоративный капитал», «госкорпорация»;
Провести анализ взглядов на госкорпорации и госсектор экономики в экономической теории;
Систематизировать имеющуюся информацию о создании и функционировании государственных корпораций в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика государственных корпораций………………………………..5
2. Проблемы функционирования и развития государственных корпораций………………………………………………………………………………………………….….12
Заключение……………………………………………………………………………………………………..22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая -Госкорпорации и современный этап развития экономики России.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

 

Кафедра

«Экономики и управления»


 

Специальность

1В - 11729

                                             (шифр, наименование)

Экономист

 

Факультет

 

Экономический

                                  (экономический, юридический)

Курс

3

Группа

ФК101сз


 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Дисциплина

         Экономическая теория

Тема

         Госкорпорации и современный этап развития

экономики России

Студентки

Михалченкова Светлана Юрьевна

(Фамилия, имя, отчество)

 
 
 

Руководитель  курсовой работы

профессор, к.э.н., доцент,

Осадин Н.Н.

                                                                                                              (должность, ученое звание, Ф.И.О.)


 

 

Работа защищена ______________2011 г.

 

Оценка _____________________________

 

Подпись ____________________________

 

 

 

 

 

Волгоград

2011

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика государственных корпораций………………………………..5

2. Проблемы функционирования и развития государственных корпораций………………………………………………………………………………………………….….12

Заключение……………………………………………………………………………………………………..22

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время экономика  России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди  которых начинают ускоренно развиваться  структуры корпоративного типа. В  мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры  характеризуются высокой устойчивостью  по отношению к рискам различной  этимологии, и поэтому становление  корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и  ученых-экономистов. Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными  в России лишь в 90-х гг. ХХ века. Внешними побудительными мотивами для этого  стали общемировые процессы, в  частности возросший интерес  к корпоративному управлению в США (как реакция на волну враждебных захватов контрольных пакетов акций  при одновременном усилении институциональных  инвесторов и ряда корпоративных  скандалов), мировой финансовый кризис 1997 – 1998 гг. и проблемы корпораций стран  с развивающимися рынками. Основным внутренним побудительным мотивом  такого интереса стала необходимость  привлечения инвестиций в экономику  страны и низкая конкурентоспособность  подавляющего большинства российских фирм на финансовых рынках, обусловленная в том числе и низким уровнем корпоративного управления в компаниях.

Характеризуя степень  научной разработанности данной темы, следует учесть, что она  уже анализировалась различными авторами в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, а также в веб-ресурсах.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации  и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе  существующей системы создания и  функционирования государственных  корпораций в России.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность  этой темы определяют актуальность  данной работы.

Цель работы – анализ причин и условий создания государственных  корпораций в России.

Поставленная цель реализуется  через следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятия «корпорация», «корпоративный капитал», «госкорпорация»;
  2. Провести анализ взглядов на госкорпорации и госсектор экономики в экономической теории;
  3. Систематизировать имеющуюся информацию о создании и функционировании государственных корпораций в России;
  4. Рассмотреть причины выбора госкорпораций для реализации задачи по переходу к инновационной экономике;
  5. Провести анализ конечных целей и инструментов их реализации в управлении госкорпорацией.

Объект работы – государственные  корпорации в экономике современной  России.

Предмет исследования –  система отношений в государственных  корпорациях.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость.

В первой главе рассмотрены  общетеоретические вопросы тематики. Определяются основные понятия, обуславливается  актуальность проблемы.

 Во второй главе,  практической, рассмотрены те же  понятия, на практической основе  – как они реализуются в  России. Эта глава имеет аналитический  характер и на основе отдельных  данных делается анализ современного  состояния, а также делается  анализ перспектив и тенденций  развития госкорпораций в России, сделаны выводы и предложения.

1.Общая характеристика государственных корпораций

Переход экономики России на рыночные основы потребовал теоретического переосмысления механизма функционирования государства в системе хозяйственных  отношений.

До недавнего времени  рыночные и плановые методы управления хозяйственной деятельностью противопоставлялись  как взаимоисключающие друг друга. Сегодняшняя задача состоит в  гармонизации обоих механизмов. Изменения, проходящие в экономике России с  начала 2000 года показывают, что государство  начало активизироваться и укреплять  свои позиции в системе хозяйственных  отношений. Задача государства на обозримое  будущее видится в создании рыночных механизмов для управления сложно структурированной  хозяйственной деятельностью. На сегодняшний  момент, данный процесс осуществляется посредством создания госкорпораций.

В настоящее время понятие  «госкорпорация» не имеет четкого теоретического определения. Однако можно проследить его появление: впервые данное понятие встречается в законе «О некоммерческих организациях» в 1999 году. Государственной корпорацией «…признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций».

С точки зрения менеджмента  госкорпорация – это вертикально-интегрированная структура, имущество которой на 100% формируется за счет имущественного взноса российской Федерации, создаваемая специальным Федеральным законом для решения конкретных отраслевых задач и подчиняющаяся напрямую Президенту РФ.

«Государственная корпорация — организационно-правовая форма  некоммерческих организаций в России. Эта форма отличается как от ОАО  с преобладающим государственным  участием, так и от государственных  унитарных предприятий (ФГУПов). В частности, на госкорпорации (ГК) не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов».

Под госкорпорациями часто понимают все крупные государственные компании, из-за чего необычные новообразования теряются в общей массе. На самом деле этот термин корректно применять лишь к нескольким юридическим лицам, которые были созданы с помощью специальных законов, внесенных Президентом РФ. В мировой практике такие хозяйствующие субъекты называются «статутными корпорациями», поскольку для каждой пишется особый закон (статут). Они единичны, создавались в условиях кризиса или послевоенного восстановления экономики. Например, в США в 1933 году была создана Федеральная корпорация  по страхованию вкладов, а в Великобритании в 1946-м для вывода энергетики из кризиса был создан  Национальный совет по углю (снова приватизирован в 1994 году после реформы отрасли). Так же стоит отметить и созданный еще в 1974 году в Сингапуре госхолдинг «Temasek», которому принадлежат основные доли в акционерном капитале компаний, функционирующих в ряде отраслей.

Являясь ставленниками государства  в экономике, ГК в нескольких отношениях сильно отличаются от частных фирм. Во-первых, ГК пользуются финансовой поддержкой государства. Но эта поддержка строго дозируется и контролируется. Чтобы  выполнить свою нелегкую миссию, ГК должны по крайней мере на первых порах иметь повышенный запас прочности. Их стартовый капитал может быть внушительным; их могут освободить от уплаты не только дивидендов, но и некоторых налогов; они могут получать государственные субсидии на специальные нужды и государственные гарантии выплат по своим облигациям. Все другие нужные им средства ГК добывают на рынке капитала. И долг ГК не включается в государственный долг, если только он не является объектом государственной гарантии (как и сами ГК не включаются в государственный сектор).

Продвигая свои проекты, государство  рискует. Помимо дивидендов от ГК платой за риск является удовлетворение граждан  результатами проектов и большее  доверие государству. Государственная  финансовая поддержка ГК оправданна:

  • если общественная отдача инвестиций выше той цены, которую частные лица готовы платить за результат инвестиций;
  • если инвесторы нуждаются в защите от политических рисков, контролируемых государством;
  • если государство считает, что премия за риск, требуемая инвесторами, выше той, на которую согласно оно само в лице налогоплательщиков.

Хотя бы одно из этих "если" всегда наличествует, и потому из государственного аппарата в ГК поступают какие-то деньги. Со временем финансовая "пуповина", связывающая ГК с материнским  ведомством, может ослабевать.

Второе важное отличие  ГК от частных фирм - "корпорация, облеченная властью правительства, но гибкая и инициативная, как частное  предприятие". Некоторые ГК действительно "облечены властью правительства". Это помогает им выполнять свою миссию стабильно и с минимумом бюрократической  волокиты.

Госкорпорации создаются, в первую очередь, для того, чтобы восстановить разрушенные хозяйственные связи в наукоемких отраслях и повысить конкурентоспособность российской продукции на зарубежных рынках при помощи внедрения современных технологий. В госкорпорациях консолидируются предприятия с высокотехнологичными производствами.

Зачастую ГК неприбыльны, т.к. создаются для реализации определенных целей государственной политики там, где рыночные институты не работают, где надо дать толчок инновационному развитию. Ведь инновационный бизнес — всегда занятие рисковое.

Обстоятельства возникновения  ГК могут выглядеть экстраординарными, с точки зрения частной фирмы. ГК учреждается не частными лицами для максимизации прибыли, а государством для решения проблем, волнующих "народные массы". Нужна экономическая депрессия, дефицит или, наоборот, избыток продукции  общественного назначения, завышенная ее цена или низкое качество, чтобы  сложилась обстановка для учреждения ГК. Вот почему у многих ГК обычная  коммерческая мотивация "притуплена". Многие из них являются бесприбыльными в том смысле, что вся прибыль  реинвестируется и собственник дивидендов не получает.

Все научные разработки требуют  долгосрочных капиталовложений, а именно бюджетные средства призваны создать  «длинные» деньги для современных госкорпораций.

В основу экономической политики России на современном этапе закладывается  наиболее актуальная задача: развитие на инновационной основе обрабатывающих отраслей промышленности, и в первую очередь — машиностроительного  и оборонно-промышленного комплексов для удовлетворения внутреннего  платежеспособного спроса на машиностроительную и прочую наукоемкую и высокотехнологичную  продукцию и расширения ее присутствия  на внешних рынках.

 Согласно этой политике, базой новой инфраструктуры машиностроения  и других стратегически важных  отраслей должны стать крупные  корпоративные структуры, оснащенные  современными информационными технологиями  и программными системами. Необходимо  создать в короткие сроки компьютеризированные  интегрированные производства, оснащенные  передовым технологическим оборудованием,  и в первую очередь — высокоавтоматизированными  и гибко переналаживаемыми обрабатывающими  центрами с использованием передовых  технологических процессов, включающих  прогрессивную оснастку и инструмент. Параллельно необходимо обеспечить развитие масштабной производственной и научно-технической кооперации, в том числе, причем в значительной степени, — в форме малого и среднего бизнеса.

 Одним из крупнейших  проектов по практической реализации  данной стратегии, очевидно, является  создание Государственной корпорации  по содействию разработкам, производству  и экспорту высокотехнологичной  промышленной продукции «Ростехнологии», а также создание Государственной корпорации по развитию нанотехнологий «Роснано»( В декабре 2010 г. премьер-министр подписал постановление о преобразовании Роснано, которая оказалась первой из госкорпораций, которая должна превратиться из госкорпорации в ОАО.).

Информация о работе Госкорпорации и современный этап развития экономики России