Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель работы – анализ причин и условий создания государственных корпораций в России.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
Рассмотреть понятия «корпорация», «корпоративный капитал», «госкорпорация»;
Провести анализ взглядов на госкорпорации и госсектор экономики в экономической теории;
Систематизировать имеющуюся информацию о создании и функционировании государственных корпораций в России
Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика государственных корпораций………………………………..5
2. Проблемы функционирования и развития государственных корпораций………………………………………………………………………………………………….….12
Заключение……………………………………………………………………………………………………..22
Список литературы
2. Создание корпораций приводит к существенному изменению «расстановки сил» в системе государственного управления, переходу к принятию отдельных важных решений на уровень корпораций, что при недостаточной регламентации деятельности корпораций, отсутствии в принятых законах норм, связанных с выявлением и урегулированием возможных конфликтов интересов в процессе функционирования корпораций, краткости и неполноты норм по взаимоотношениям корпораций с органами государственной власти, существенно повышает соответствующие риски.
3. Создание госкорпораций до определения стратегий, концепций их деятельности, недостаточная обоснованность размеров и состава имущественных взносов в сочетании с закрытостью (кулуарностью) процессов подготовки и обсуждения проектов создания госкорпораций, ограниченностью (неопределенностью) требований к транспарентности их деятельности привели к ухудшению бизнес-климата и недоверию к госкорпорациям со стороны общества (прежде всего, экспертного и бизнес-сообщества).
Эта проблема в значительной
мере обусловлена нечеткостью границ
деятельности и роста корпораций,
неопределенностью правил и критериев
отбора корпорациями объектов для поддержки,
неясностью принципов управления и
распоряжения ими своим имуществом,
нечеткостью их дальнейших планов по
развитию своей деятельности, принципов
построения взаимоотношений с бизнес-
4. Интенсивность процесса
создания в 2007 году разнородных
корпораций породила ощущение
в различных властных элитах,
что данное направление
ГК призваны создавать стоимость, так чтобы государство получало удовлетворительный доход на свой капитал (не обязательно в денежной форме). Но оценка деятельности ГК к этому не сводится. Нередко перед ГК ставится такая необычная для частной фирмы задача, как защита специфических интересов общества. Важно еще, чтобы такие ГК функционировали с максимальной финансовой эффективностью и обеспечивали качество услуг, предусмотренное учредительским договором. Создаваемая ими стоимость прямо пропорциональна тем социальным выгодам, которые они приносят населению.
Стоимость создается ГК, а конкретно - советом директоров (СД), правлением и персоналом. Но собственник может и должен участвовать в этом процессе. У него есть три инструмента для увеличения стоимости. Первый - СД, второй - контроль за финансами ГК, третий - прозрачность ГК.
Из этих инструментов СД
- самый важный. Хотя ГК открывают
значительные возможности для реализации
государственной политики и получения
дохода, они также "подставляют"
государство под значительный риск
финансовых и иных потерь. Поэтому
важно, чтобы ГК находились в руках
опытных директоров и менеджеров.
Собственник обязан проследить за тем,
чтобы в СД были избраны люди,
чей опыт и квалификация отвечают
запросам ГК. Поскольку председатель
СД имеет особый статус в ГК, к
кандидатам на этот пост следует применять
особо жесткие стандарты
Собственник должен держать под постоянным контролем ключевые операции ГК. Вместе с правлением он обязан позаботиться об оптимальной структуре капитала применительно к таким операциям. Обычно ГК не считают, что капитал собственника имеет цену. Одновременно они пребывают в состоянии неопределенности относительно готовности собственника выделить им дополнительные средства. В результате эффективное распределение капитала становится проблематичным, и появляются избыточно капитализированные ГК, покупающие на деньги налогоплательщиков непрофильные активы. ГК теряют фокус; поставленные собственником цели уходят на задний план; риск, источаемый ГК, нарастает; они испытывают трудности в создании стоимости.
Вот почему важно держать
под контролем профильные операции.
Оптимизация задействованного в
них капитала позволяет наращивать
стоимость с большей
Прозрачность ГК в форме открытой отчетности является основой для распределения капитала между различными целями, направлениями и операциями ГК. А от распределения капитала зависит состояние финансов ГК. Отчеты должны допускать сравнение с другими предприятиями и внешний анализ ГК. Они особенно важны с точки зрения собственника, поскольку СД и менеджмент отвечают за предоставление нужных аналитических материалов и ответов на вопросы собственника и кредиторов. Поэтому стандарты отчетности становятся для собственника ключевым инструментом текущего мониторинга и оценки ГК. Цель государства должна состоять в том, чтобы сделать свои корпорации (фактически принадлежащие всем налогоплательщикам) предельно прозрачными. С этой целью государство должно разработать политику в отношении ГК и сделать ее достоянием общественности путем публикации регулярных отчетов о своем предпринимательстве.
Решать вопросы, связанные с защитой прав собственников, повышением качества корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса, в ГК сложнее, чем в частной фирме, потому что ГК - "отпрыск" государства, не привыкшего быть прозрачным и отвечать за свои дела перед налогоплательщиками. Но посмотрите, как плотно "обложена" ГК различными наблюдателями, представляющими интересы не только государства, но и инвесторов. В отличие от частной фирмы ГК подотчетна Правительству (своему учредителю). Ее аудитором может быть сама Счетная палата РФ. В ее дела может заглянуть парламент (если ГК учреждена на основе отдельного закона). За ней присматривают регуляторы рынка. Со своей стороны ее изучают институциональные инвесторы с их мощными аналитическими службами, отдельные аналитики, мировые рейтинговые агентства и организаторы рынка. Наконец, у ГК есть внутренний контроль и аудит. Столь плотное кольцо наблюдателей и высокая прозрачность могут предотвратить масштабное нецелевое использование фондов ГК и иные злоупотребления.
Для многих ГК достойным финалом их "государственной службы" является приватизация, что свидетельствует об успешном государственном решении острых общественных проблем. Государство принимает нужные законы, учреждает ГК, наделяет их правами и стартовым капиталом, а когда ГК доказывают свою жизнеспособность, оно продает их в частные руки по справедливой рыночной цене. Бюджетные вложения окупаются с лихвой.
Заключение
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
Во-первых, определены основные
формы капитала, а так же показана
его трансформация в
Во-вторых, определена суть категории госкорпорация, показан опыт других стран в организации «статутных корпораций». Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В той или иной форме государственные корпорации существовали или существуют в Японии, США, Германии и других развитых странах.
В-третьих, произведена ревизия взглядов на госсектор экономики. В условиях глобализации госкорпорации призваны привлечь дополнительные прямые иностранные инвестиции в экономику страны, обеспечив инвесторам минимальные бюрократические проволоки. Госкорпорации могут рассматриваться как средства повышения абсорбционного потенциала страны.
В-четвертых, показана хронология создания государственных корпораций в России, приведена их краткая характеристика. К настоящему моменту на территории РФ создано 8 государственных корпораций. Большинство из них – в наукоемких отраслях, таких как, атомная промышленность, судостроение, авиастроение, нано отрасль. Сейчас идут дебаты относительно идеи ГК «Росавтодор». Вероятность того, что она, все-таки, будет создана, очень велика.
В-пятых, рассмотрены причины столь высокого внимания со стороны государства к созданию государственных корпораций: 1) недостаточный набор инструментов у государства; 2) недостаточное качество административной системы; 3) возможность смены властных элит, что приведет к возможному пересмотру приоритетов.
В-шестых, перечислены цели
и инструменты собственника государственной
корпорации. «Счастливым» концом для
любой государственной
На основе нашего анализа
можно сделать вывод о том,
что нам удалось достичь
Список литературы
8. Эхо Москвы / Передачи /
Большой Дозор / Вторник, 04.01.2011: Алексей
Качай/ http://www.echo.msk.ru/
Тема :Реорганизация госкорпорации "Роснано"
Информация о работе Госкорпорации и современный этап развития экономики России