Госкорпорации и современный этап развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ причин и условий создания государственных корпораций в России.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
Рассмотреть понятия «корпорация», «корпоративный капитал», «госкорпорация»;
Провести анализ взглядов на госкорпорации и госсектор экономики в экономической теории;
Систематизировать имеющуюся информацию о создании и функционировании государственных корпораций в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика государственных корпораций………………………………..5
2. Проблемы функционирования и развития государственных корпораций………………………………………………………………………………………………….….12
Заключение……………………………………………………………………………………………………..22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая -Госкорпорации и современный этап развития экономики России.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

2. Создание корпораций приводит к существенному изменению «расстановки сил» в системе государственного управления, переходу к принятию отдельных важных решений на уровень корпораций, что при недостаточной регламентации деятельности корпораций, отсутствии в принятых законах норм, связанных с выявлением и урегулированием возможных конфликтов интересов в процессе функционирования корпораций, краткости и неполноты норм по взаимоотношениям корпораций с органами государственной власти, существенно повышает соответствующие риски.

3. Создание госкорпораций до определения стратегий, концепций их деятельности, недостаточная обоснованность размеров и состава имущественных взносов в сочетании с закрытостью (кулуарностью) процессов подготовки и обсуждения проектов создания госкорпораций, ограниченностью (неопределенностью) требований к транспарентности их деятельности привели к ухудшению бизнес-климата и недоверию к госкорпорациям со стороны общества (прежде всего, экспертного и бизнес-сообщества).

Эта проблема в значительной мере обусловлена нечеткостью границ деятельности и роста корпораций, неопределенностью правил и критериев  отбора корпорациями объектов для поддержки, неясностью принципов управления и  распоряжения ими своим имуществом, нечеткостью их дальнейших планов по развитию своей деятельности, принципов  построения взаимоотношений с бизнес-сообществом.

4. Интенсивность процесса  создания в 2007 году разнородных  корпораций породила ощущение  в различных властных элитах, что данное направление государственной  политики может быть существенно расширено. Это повлекло формирование множества предложений по созданию новых корпораций, привело к существенному усилению соответствующего лоббирования, что повысило риск превращения данного инструмента из исключительного в массовый.

ГК призваны создавать стоимость, так чтобы государство получало удовлетворительный доход на свой капитал (не обязательно в денежной форме). Но оценка деятельности ГК к этому не сводится. Нередко перед ГК ставится такая необычная для частной фирмы задача, как защита специфических интересов общества. Важно еще, чтобы такие ГК функционировали с максимальной финансовой эффективностью и обеспечивали качество услуг, предусмотренное учредительским договором. Создаваемая ими стоимость прямо пропорциональна тем социальным выгодам, которые они приносят населению.

Стоимость создается ГК, а конкретно - советом директоров (СД), правлением и персоналом. Но собственник  может и должен участвовать в  этом процессе. У него есть три инструмента  для увеличения стоимости. Первый - СД, второй - контроль за финансами ГК, третий - прозрачность ГК.

Из этих инструментов СД - самый важный. Хотя ГК открывают  значительные возможности для реализации государственной политики и получения  дохода, они также "подставляют" государство под значительный риск финансовых и иных потерь. Поэтому  важно, чтобы ГК находились в руках  опытных директоров и менеджеров. Собственник обязан проследить за тем, чтобы в СД были избраны люди, чей опыт и квалификация отвечают запросам ГК. Поскольку председатель СД имеет особый статус в ГК, к  кандидатам на этот пост следует применять  особо жесткие стандарты профессионализма и качеств лидера. Чтобы собственник  мог "лично" влиять на деятельность ГК, часть директорских кресел должны занимать его люди.

Собственник должен держать  под постоянным контролем ключевые операции ГК. Вместе с правлением он обязан позаботиться об оптимальной  структуре капитала применительно  к таким операциям. Обычно ГК не считают, что капитал собственника имеет  цену. Одновременно они пребывают в состоянии неопределенности относительно готовности собственника выделить им дополнительные средства. В результате эффективное распределение капитала становится проблематичным, и появляются избыточно капитализированные ГК, покупающие на деньги налогоплательщиков непрофильные активы. ГК теряют фокус; поставленные собственником цели уходят на задний план; риск, источаемый ГК, нарастает; они испытывают трудности в создании стоимости.

Вот почему важно держать  под контролем профильные операции. Оптимизация задействованного в  них капитала позволяет наращивать стоимость с большей стабильностью. Как уже отмечалось, цена акционерного капитала намного выше цены заемного капитала. Поэтому в профильных операциях  должно быть меньше акционерного капитала и больше заемного (при соблюдении безопасной пропорции между этими  частями капитала). ГК должна стремиться занимать не у банков, а на облигационном  рынке, так как для данного  срока обращения ставка процента по облигациям систематически ниже, чем  ставка банковского процента. При  снижении цены совокупного капитала создаваемая ГК стоимость увеличивается.

Прозрачность ГК в форме  открытой отчетности является основой  для распределения капитала между  различными целями, направлениями и  операциями ГК. А от распределения  капитала зависит состояние финансов ГК. Отчеты должны допускать сравнение  с другими предприятиями и  внешний анализ ГК. Они особенно важны с точки зрения собственника, поскольку СД и менеджмент отвечают за предоставление нужных аналитических  материалов и ответов на вопросы  собственника и кредиторов. Поэтому  стандарты отчетности становятся для  собственника ключевым инструментом текущего мониторинга и оценки ГК. Цель государства  должна состоять в том, чтобы сделать  свои корпорации (фактически принадлежащие  всем налогоплательщикам) предельно  прозрачными. С этой целью государство  должно разработать политику в отношении  ГК и сделать ее достоянием общественности путем публикации регулярных отчетов о своем предпринимательстве.

Решать вопросы, связанные  с защитой прав собственников, повышением качества корпоративного управления и  финансовой прозрачности бизнеса, в  ГК сложнее, чем в частной фирме, потому что ГК - "отпрыск" государства, не привыкшего быть прозрачным и отвечать за свои дела перед налогоплательщиками. Но посмотрите, как плотно "обложена" ГК различными наблюдателями, представляющими  интересы не только государства, но и  инвесторов. В отличие от частной  фирмы ГК подотчетна Правительству (своему учредителю). Ее аудитором может быть сама Счетная палата РФ. В ее дела может заглянуть парламент (если ГК учреждена на основе отдельного закона). За ней присматривают регуляторы рынка. Со своей стороны ее изучают институциональные инвесторы с их мощными аналитическими службами, отдельные аналитики, мировые рейтинговые агентства и организаторы рынка. Наконец, у ГК есть внутренний контроль и аудит. Столь плотное кольцо наблюдателей и высокая прозрачность могут предотвратить масштабное нецелевое использование фондов ГК и иные злоупотребления.

Для многих ГК достойным  финалом их "государственной службы" является приватизация, что свидетельствует  об успешном государственном решении  острых общественных проблем. Государство  принимает нужные законы, учреждает  ГК, наделяет их правами и стартовым  капиталом, а когда ГК доказывают свою жизнеспособность, оно продает  их в частные руки по справедливой рыночной цене. Бюджетные вложения окупаются с лихвой.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования нами сделаны следующие  выводы.

Во-первых, определены основные формы капитала, а так же показана его трансформация в современных  условиях. Охарактеризованы сущность и содержание корпоративного капитала. В широком смысле под корпоративным капиталом понимают систему экономических отношений собственников корпорации, их агентов и государства в лице властных органов. Ключевая роль в этих отношениях принадлежит владельцам и управляющим корпоративной собственности.

Во-вторых, определена суть категории госкорпорация, показан опыт других стран в организации «статутных корпораций». Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В той или иной форме государственные корпорации существовали или существуют в Японии, США, Германии и других развитых странах.

В-третьих, произведена ревизия  взглядов на госсектор экономики. В  условиях глобализации госкорпорации призваны привлечь дополнительные прямые иностранные инвестиции в экономику страны, обеспечив инвесторам минимальные бюрократические проволоки. Госкорпорации могут рассматриваться как средства повышения абсорбционного потенциала страны.

В-четвертых, показана хронология создания государственных корпораций в России, приведена их краткая  характеристика. К настоящему моменту  на территории РФ создано 8 государственных  корпораций. Большинство из них –  в наукоемких отраслях, таких как, атомная промышленность, судостроение, авиастроение, нано отрасль. Сейчас идут  дебаты относительно идеи ГК «Росавтодор». Вероятность того, что она, все-таки, будет создана, очень велика.

В-пятых, рассмотрены причины  столь высокого внимания со стороны  государства к созданию государственных  корпораций: 1) недостаточный набор  инструментов у государства; 2) недостаточное  качество административной системы;  3) возможность смены властных элит, что приведет к возможному пересмотру приоритетов.

В-шестых, перечислены цели и инструменты собственника государственной  корпорации. «Счастливым» концом для  любой государственной корпорации является ее приватизация.

На основе нашего анализа  можно сделать вывод о том, что нам удалось достичь поставленных целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Агапова, Т.А. Макроэкономика. Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2005. – 464 с.
    2. Ахинов, Г.А. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов. – М.: Изд. ИНФРА-М, 2008. - стр. 45-58.
    3. Гнатко, В.С. Корпоративное управление на пороге XXI века. –Ярославль: ИЦ ООО «Электро-Сервис», 2002. – С.13-14.
    4. Алехин, Б. Государственные корпорации: облеченные властью и гибкие. Экономика России: XXI век. / Б. Алехин, А. Захаров. – 2008. - №20.
    5. Волков, В. Госкорпорации: институциональный эксперимент. Pro et Contro. – М., 2008. – сентябрь-декабрь. – стр.75-88.
    6. Гибало, Н.П. Сущность и содержание корпоративного капитала Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. / Н.П. Гибало, П.И. Курицын. – Кострома, 2006. - №1. – стр.108-115.
    7. Глазкова, Л. Госкорпорации: новый каркас экономики или пучина для исчезновения бюджетных средств. Газета Трибуна– М., 2008. – сентябрь.
    8. Курицын, П.И. Корпоративный капитал в современной экономике России. – Дисс. … к.э.н. – Кострома, 2005.
    9. Эскиндаров, М.А. Особенности развития корпоративных отношений в современной российской экономике / М.А. Эскиндаров. - дисс. … д. э. н. – М.: Финансовая академия при правительстве РФ. – 2000. – с.37.
    10. Государственная корпорация - Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Госкорпорация/ свободный – Загл. с экрана.
    11. Корпорация – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Корпорация свободный. - Загл. с экрана.
    12. ОАК :: О корпорации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uacrussia.ru/ru/corporation/ свободный. – Загл. с экрана.
    13. ОАК :: Стратегия/Планы развития :: Основные положения стратегии развития ОАО «ОАК» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uacrussia.ru/ru/corporation/strategy/ свободный. – Загл. с экрана.

8. Эхо Москвы / Передачи / Большой Дозор / Вторник, 04.01.2011: Алексей Качай/ http://www.echo.msk.ru/programs/dozor/739051-echo.phtml /

Тема :Реорганизация госкорпорации "Роснано"

 


Информация о работе Госкорпорации и современный этап развития экономики России